Взлететь

«Авиарешения»: как инженер мечтал о летающем мотоцикле, а создал промышленный беспилотник

«Авиарешения»: как инженер мечтал о летающем мотоцикле, а создал промышленный беспилотник
Фото: Пресс-служба проекта

История этого проекта началась в 2013 году, когда выпускник факультета информационных технологий МГУ и факультета менеджмента нижегородского НИУ ВШЭ Дмитрий Арсентьев пытался собрать в гараже аэробайк. Идея пока остается мечтой, зато наработки Дмитрия легли в основу его стартапа «Авиарешения». Два года назад компания получила €1,9 млн инвестиций на создание промышленного беспилотника, а в 2017-м начнет зарабатывать на своем изобретении. Дрон весом в полтонны поможет сельхозпроизводителям экономить до 75% на химобработке полей, а транспортным компаниям — быстро доставлять груз в труднодоступные места Сибири и Дальнего Востока.


Первый прототип

В феврале 2014 года в Казани появился первый в России частный технопарк для инженерных стартапов — Navigator Campus. Дмитрия Арсентьева пригласили на открытие как потенциального резидента, хотя всё, что у него было, — видео с тестовым запуском аэробайка, который он собрал в собственном гараже в Чебоксарах. Чтобы оборудованный роторами «летающий мотоцикл» не лег на бок и не упал, его приходилось привязывать к кольям, закрепленным в земле.

— Мы посмотрели ролик и подумали: интересная задумка, но кто же в здравом уме полезет на такой байк? Человек должен был садиться между крутящимися винтами, при этом стабилизации почти никакой, как и кабины пилота. Нам смотреть было страшно, не то что представить себя на за рулем или на месте пассажира, — вспоминают бывший начальник конструкторского бюро Казанского авиазавода Марат Сабиров и экс-главный инженер САПР-систем опытно-конструкторского бюро А. Н. Туполева Наиль Зиннуров.

Инженеры решили развивать идею вместе. Арсентьев перебрался в Казань и вместе с Сабировым и Зиннуровым проводил всё свободное время в Navigator Campus. Они хотели собрать полномасштабную модель аэробайка и продумать системы стабилизации, чтобы аппарат не кренило.

Позже стало ясно: получается не мотоцикл, а универсальная авиаплатформа вертикального взлета-посадки, которую можно использовать для перевозки больших грузов. Очередной прототип, который весил 1,5 кг, тестировали в июне 2014 года. Винты всё еще раскачивали и кренили аппарат, так что отвязывать его не решились.

Зато доказали себе, что концепция устройства с двумя маршевыми и несколькими рулевыми двигателями имеет право на существование. Идея такова: мощные роторы поднимают аппарат в воздух, а поддерживающие винты по сторонам, более простые в управлении, корректируют положение в воздухе.

Зиннуров и Сабиров бросили аспирантуру. Интересная работа в «Авиарешениях» не шла ни в какое сравнение со скучным корпением над диссертацией. Сабиров уверяет, что «это даже не работа, а что-то среднее между ярмаркой и вечеринкой».

Инвестиции

Первое время Арсентьев вкладывал в проект собственные средства, но чем дальше продвигалась работа, тем больше требовалось денег. Инженеры решили искать финансирование на стартап-конкурсах. Так, во время Generation S Дмитрий познакомился с представителями фонда FPI, который специализируется на промышленных инновациях. Фонд вложил в «Авиарешения» 1,9 € млн. Получив инвестиции, разработчики уволились с основных мест работы, переехали в казанский технопарк «Химград» и наняли сотрудников. Сегодня над проектом работают 25 человек.

— Тогда модель аппарата выглядела совсем непрезентабельно, но и она уже демонстрировала, что инженеры смогли решить фундаментальные проблемы мультикоптеров, — рассказывает партнер FPIРодин.

Другой партнер FPI, Александр Тимофеев, стал гендиректором стартапа. Когда фонды помогают наукоемким компаниям на ранних стадиях, они часто предлагают такой вариант «подстраховки»: слишком велика цена ошибки.

К тому моменту «Авиарешения» придумали систему стабилизации, которая хорошо работала на прототипах. Теперь ее нужно было приспособить для решения с большой грузоподъемностью. Разработчики стали думать, как «научить» беспилотник поднимать и перевозить по нужному маршруту грузы от 100 кг.

Модель стабилизационной платформы, получившую название FLYP, и беспилотник сделали к сентябрю 2015 года. Несколько месяцев их тестировали в технопарке, а зимой — в открытом поле недалеко от Казани. Аппарат, ориентируясь по GPS, должен был описать букву М. Когда беспилотник поднялся в воздух, его крутило и сносило ветром, скорость которого достигала 9 м/с. Но аппарат всё же вышел на заданную траекторию и прошел маршрут.

— За месяц до теста мы обещали друзьям и коллегам: если всё пройдет, как надо, то поедем на природу пить пиво и жарить шашлыки, — говорит Марат Сабиров. — Но когда это произошло, настроение оказалось совсем другим. Мы поняли, как много работы впереди, и решили, что сейчас нам точно не до отдыха.

В то же время Тимофеев пригласил в команду бывшего коллегу Игоря Шивкова. В середине 2000-х он работал директором по управлению проектами в сети кинотеатров «Киноплекс», которая принадлежала Тимофееву. Потом занялся наукоемким бизнесом, с 2011 года развивал FPI, а Шивков возглавил один из департаментов «МДМ Банка». Когда Тимофеев рассказал о первых тестах «Авиарешений», Шивков, когда-то работавший в конструкторском бюро им. Туполева, загорелся:

— Я спросил, что у аппарата с аэродинамикой, руки зачесались что-то улучшить. А ведь я уже и не думал, что когда-нибудь вернусь в авиацию.

Шивков взялся за координацию работы команды. Менеджмент в «Авиарешениях» он характеризует как «спонтанный»: разработчики не пишут длинных служебных записок, поэтому решения принимаются быстро. Каждый прототип — «летающая лаборатория»: регламентов сборки беспилотников с FLYP нет. Они появятся перед запуском серийного производства.

Выход в поле

Первым рынком для внедрения аппаратов выбрали сельскохозяйственный, поэтому сейчас конструкторы занимаются версией платформы для авиахимработ. Сотрудники производителя химсредств для защиты растений «Август» объяснили инвесторам «Авиарешений», какой именно дрон нужен на рынке: простой в использовании, с большой грузоподъемностью и с защитой от взломов, потому что рабочие воруют препараты. Опыление растений обходится в 2 000–15 000 рублей на гектар ежегодно. Из-за краж реагентов расходы часто превышают запланированные на 10–15%.

Владельцы полей уже присматривались к дронам, рассказали предпринимателям в «Августе», но те аппараты поднимают лишь десятки килограмм, а стоят дорого: сотни тысяч долларов.

Арсентьев, Зиннуров и Сабиров сделали на основе платформы FLYP мультикоптер. Площадка для запуска выдвигается из переоборудованного 20-футового морского контейнера. В системе два беспилотника: пока один заправляют, другой облетает поле. Подготовка дрона занимает максимум полчаса. В бак нужно залить бензин, а в контейнеры для реагентов — воду: порошок засыпают заранее и блокируют крышки так, чтобы исключить кражи. Ничего сложного, тем более что маршрут полета рассчитывают заранее, а задают дистанционно. Каждый беспилотник поднимает до 150 кг груза.

Когда конструкторы выбрали для очередного испытания загородное поле, местные жители рассказали, что участок принадлежит агропроизводителю. Инженеры тут же поехали в офис компании.

— Был вечер пятницы, мы пришли в солидное здание и попросили девушку на ресепшне проводить нас к гендиректору, — вспоминает Сабиров. — Оказалось, ему 35 лет. Он расспрашивал нас больше получаса и очень обрадовался, что мы хотим тестировать аппарат на его полях.

«Авиарешения» рассчитывают зарабатывать не на продаже, а на сдаче беспилотников в аренду. Так компаниям будет легче принимать решения о сотрудничестве. Партнеры будут платить стартапу паушальный взнос (до 3 млн рублей) и еще 2 000–3 000 рублей за каждый час, который дрон проводит в полете. Благодаря точному нанесению реагентов провайдеры услуг по разбрызгиванию химикатов и агропроизводители смогут тратить на обработку растений до 75% меньше. Сейчас это делают вручную с дельтапланов. Один летательный аппарат с двумя пилотами за лето распыляет реагенты на 5 000–7 000 га, а платформа «Авиарешений», для обслуживания которой нужны те же два человека, сможет управляться с площадями до 40 000 га.

Кроме «Августа», новым беспилотником заинтересовались такие гиганты агробизнеса, как «Русагро» и «Продимэкс». А логистическая компания «Пони Экспресс» думает над тем, как использовать разработку для доставки грузов в труднодоступную местность.

Сейчас стартап, собрав письма о заинтересованности, обсуждает с компаниями пилотные этапы сотрудничества. Пока у «Авиарешений» два работающих образца, в 2017 году компания рассчитывает создать еще несколько и выпустить их в поля.

— Во время испытаний в реальной обстановке точно появятся проблемы с интеграцией решения в бизнес-процессы заказчика, — не сомневается Шивков.

Поэтому ближайшие планы разработчиков — интегрировать системы управления дроном с внутренним программным обеспечением агрохолдингов вроде SAP и 1 °C. Агрономы смогут быстро получать данные и смотреть статистику обработки, а при необходимости корректировать работу дронов.

Подготовка к первому в истории «Авиарешений» сезону идет почти без остановок. Задерживаются допоздна и приходят в лабораторию по выходным все. Шивков даже пропустил рождение внука из-за очередного тестирования, а Арсентьев, Зиннуров и Сабиров не были в отпуске два года.

— Да и не хочется, — говорит Сабиров. — Раньше, бывало, придешь с учебы или работы домой и решаешь математические задачи либо отрисовываешь чертежи в свое удовольствие. А теперь от тебя только этого и ждут. Да еще и деньги платят.