Charmer: что думает о†современных медиа и†дизайне студи€, котора€ нарисовала половину лучших —ћ» страны

ќльга Ћюбимова, шеф-редактор Inc.Russia
‘ото: јлексей  онстантинов

—айты ЂЌовой газетыї, Ђћедузыї, Ђ¬едомостейї, Ђјрзамасаї, ЂЋенты.руї сделаны в Charmer. —ооснователи дизайн-студии јлександр √ладких, јнастаси€ —окирко и јндрей —тарков рассказали, почему без веб-дизайна никто не умрет (контент важнее) и можно ли обойтись без офиса (нет).

ћедиа

—овременные медиа похожи друг на†друга, и†это нормально. ѕо€вл€етс€ какой-то тренд, он†работает, и†все начинают его использовать.

ƒелать какие-то сложные, нестандартные вещи†Ч†большой риск. Ќекоторые себе это позвол€ют, но†большинство†Ч бо€тс€. ћожно потер€ть аудиторию и†вообще прикрытьс€ из-за этого.

Ќе†надо каждый раз придумывать велосипед. √лавна€ цель†Ч донести информацию. ”добно, быстро и†красиво.

ћы†не†любим делать экспериментальные вещи. —тараемс€ не†использовать характерные шрифты. —ейчас†Ч да, они модные, но†через год могут и†не†быть. ј†люд€м с†этим жить.

”†нас спокойный стиль, мы†по†этому поводу не†переживаем. Ёто работает, это аккуратно. ћы†не†обижаемс€, когда нам говор€т: Ђѕохоже на†что-тої.

Ч†¬от вы†закончили проект. „то дальше?
†Ч†ћы†советуем брать дизайнера (программиста, верстальщика) в†штат.
†Ч†¬ы†не†поддерживаете проект дальше?
†Ч†ƒл€ нас это сложно, у†нас маленький коллектив. ћы†помогаем достаточно долго†Ч полгода, год.  лиенты не†очень люб€т от†нас уходить. Ќо†в†какой-то момент это необходимо делать.

—начала структура и†тексты, потом†Ч†дизайн. —†Ђјрзамасомї у†нас было так: пока мы†рисовали сайт, там набиралась редакци€. ѕришли разные талантливые журналисты, они начали писать большие прекрасные тексты. ј†у†нас в†дизайне вообще не†была заложена структура под объемные материалы. —тали переделывать.

Ќикому не†хочетс€ ходить по†сайтам и†каждый раз пытатьс€ пон€ть, а†как†же тут всЄ устроено. »з-за этого всЄ идет к†унификации, и†королем становитс€ контент. √лавное, чтобы информаци€ была хороша€, а†как она упакована†Ч неважно.

„ерез п€ть лет вр€д ли традиционные медиа будут существовать в†таком виде, в†котором они существуют сейчас.

ћы†настолько не†нервничаем по†этому поводу, что расслабились. ”†нас маленька€ компани€. ћы†гибкие. ”†нас нет большого штата людей, которых надо куда-то перестроить или реструктуризировать. ѕосмотрим, может, будет интересно.

Ч†≈сли медиа не†будет, чем займетесь?
†Ч†ћы†работаем не†только с†медиа, любим культурные проекты. —†удовольствием можем уйти в†мобайл и†фигачить только в†нем. —тикеры умеем рисовать филигранно. Ќо†мы†сами пока не†понимаем, что будет через 5 лет, а†готовитьс€ к†тому, чего не†знаешь, нелепо.

ƒизайн

”†нас нет переоценки роли дизайнера как главенствующей штуки в†этом мире. ћол, без дизайнеров все умрут. Ќет.

ћы†проводим много собеседований.  †нам приход€т люди с†великими амбици€ми, опытом работы в†известных компани€х, с†большими денежными запросами. Ќо†по†факту обычно это специалисты среднего уровн€.

¬†–оссии нет хорошего образовани€ дл€ дизайнеров.  омпании вроде Ђяндексаї или крупные агентства могут сами себе организовывать школы, брать стажеров. ”†нас нет на†это времени.  †тому†же, мы†интроверты.

ћы†не†увольн€ли никого ни†разу. ћы†спокойно относимс€ к†тому, если наши сотрудники уход€т. Ќаш бывший дизайнер сейчас работает арт-директором в†Ђ¬едомост€хї. ќн†рисовал этот сайт, он†хорошо его понимает.  огда ты†работаешь арт-директором в†редакции, это более размеренна€ работа над одним продуктом. ≈му классно, спокойно, видит детей чаще.

ћало кто работает с†сетками так, как мы†стараемс€ с†ними работать. Ёто трудоемко.

Ќикто не†скажет: Ђќ, это красиво, потому что здесь 25-пиксельный модуль пошелї. Ќо†ты†смотришь на†картинку, она нормально выгл€дит, гармонично. «а†счет этого у†теб€ создаетс€ хорошее впечатление.

—туди€

 ак обычно бывает.  акой-то человек наверху†Ч директор, ниже†Ч прослойка из†менеджмента, еще ниже†Ч исполнители. Ёти исполнители ранжируютс€ по†типу работ. ”†нас всЄ это горизонтально. ћы†втроем†Ч и†директора, и†руководители своих направлений в†студии.

ћы†начали работать вместе и†сработались. —аша может предложить: Ђј†давайте всЄ перерисуем за†два дн€ до†запускаї. јндрей с†удовольствием впишетс€ в†это безумие: Ђ онечно, сейчас всЄ переверстаемї. ƒл€ маленькой студии важно быть стопроцентно совместимыми идейно. ≈сли этого нет, вы†должны построить иерархию одного человека, который будет принимать решени€. Ќам это не†нужно.

Ч† ак решаете разногласи€?
†Ч†—адимс€ на†диван примирени€. ƒопустим, по€вл€етс€ иде€ что-то переделать. Ќаст€ приходит и†говорит: Ђƒавайте не†будем переделыватьї, мы†продолжаем минут 20 спорить, ругатьс€. —аша говорит: ЂЋадно, не†будем переделыватьї. ѕотом уходит и†переделывает.

ћы†сами много рисуем руками. Ќам это нравитс€.

—†точки зрени€ Ђкак разбогатетьї мы†всЄ делаем неправильно. ƒл€ этого нужны конвейер и†куча сотрудников.

—начала сложно было справл€тьс€ с†потоком заказов.†„тобы просмотреть запросы и†ответить на†них, уходила уйма времени. ћы†даже нан€ли человека, который зан€лс€ общением с†заказчиком. ѕотом включили в†его об€занности постановку внутренних задач. “ак у†нас по€вилс€ полноценный менеджмент.

—егодн€ в†компании, помимо нас, работают еще 4 человека: два дизайнера, программист и†аккаунт-менеджер.

Ќе†стоит жить текущим мес€цем, как часто делают маленькие студии. Ќужно планировать свои продажи хот€†бы на†ближайшие полгода-год.  огда видишь горизонт событий, ты†понимаешь, какие проекты тебе более интересны, а†какие†Ч менее. ¬†какой момент пора остановитьс€, если делаешь бесплатные классные проекты, а†когда надо вз€ть корпоративный†Ч возможно, скучный, но†при этом финансово выгодный†Ч проект. —амое сложное†Ч†это баланс имиджа и†денег.

Ч†”†вас получаетс€ запланировать работу на†год вперед?
†Ч†Ќа†год†нет. Ќа†полгода†Ч да.

ћы†делаем расчет около 20 проектов в†мес€ц, но†в†работу берем только один. «ато стоимостью несколько миллионов.

–аньше мы†брали среднюю стоимость по†рынку, теперь считаем по†часам. ”†каждого сотрудника есть ставка, мы†умножаем ее†на†врем€, которое необходимо потратить на†конкретный проект. »з†этого складываетс€ цена заказа.

¬ыручка студии растет не†столько за†счет количества заказов, сколько за†счет роста ставки каждого из†сотрудников. ≈сли сравнивать с†одеждой, то†мы†скорее дизайнерский бутик, чем Prada, котора€ в†сущности премиум масс-маркет.

Ќас не†смущает, что наши бюджеты иногда лет€т. ћы†стараемс€ все-таки доводить каждый проект до†состо€ни€, когда нам всЄ нравитс€.

ћен€тьс€†Ч нормально. Ёто чуткость.

Ч†—колько времени вы†планировали потратить на†редизайн ЂЌовой газетыї?
†Ч†ћес€цев 6Ц7. ѕ€ть мес€цев сверх плана†Ч†наш минус.
†Ч†ќго. »†почему вышла така€ задержка?

Ч†ѕо†разным причинам. Ќапример, в†какой-то момент мы†пон€ли, что как будто что-то начинает устаревать, и†вз€лись сделать быстрый апдейт. Ќа†это ушел мес€ц.
Ч†ƒизайн устарел за†несколько мес€цев?
†Ч†Ќе†совсем†так. ѕросто в†процессе по€вилось лучшее решение.  огда видишь всю картину целиком, понимаешь, что есть штуки, которые выбиваютс€ из†общей системы. ѕочему†бы их†не†устранить?

ћы†специально сделали классный офис, чтобы в†нем было при€тно сидеть. √овор€т, можно работать удаленно, наход€сь в†разных част€х света, но†качество при этом падает сильно. ѕока никто из†дизайнеров на†аутсорсе, сид€щих под пальмами, не†показал нужного уровн€.

≈сли делаешь маленькую студию, все вопросы с†юристами или бухгалтерами можно решать на†аутсорсе. ћы†пользуемс€ услугами компании Ђћое делої.

ћы†дорисовали свой новый сайт и†скоро его запустим. Ёто нормально†Ч подавать себ€. ћы†не†правы, что так зат€нули с†полноценным сайтом. ѕриходитс€ на†встречах пересказывать те†вещи, которые можно показать в†портфолио.

Ќаш новый сайт будет ориентирован на†≈вропу в†том числе.  онечно, конкуренци€ там гораздо выше, но†нам есть что предложить.

„итайте нас ↑ейсбуке, “виттере 膬 онтакте.