Взлететь

Что мешает русским стать звездами международного интернет-бизнеса: колонка Оскара Хартманна

Что мешает русским стать звездами международного интернет-бизнеса: колонка Оскара Хартманна
Фото: gettyimages.ru
В России живет менее 2% мирового населения, и примерно столько же составляет доля страны в мировом ВВП. Но число глобальных интернет-компаний, которые Россия дала миру, непропорционально велико. Помимо широко известных, вроде 2GIS и CarPrice, существует множество «скрытых чемпионов». К примеру, русским принадлежат крупные онлайн-казино и самый большой эровидеочат BongaCams.

Самый влиятельный в мире инвестор последних лет — тоже из России. Это Юрий Мильнер, бывший сооснователь Mail.ru. В свое время он понял: если смог сделать успешный проект здесь, то добьется успеха в любой точке планеты.

Российские компании, создавшие жизнеспособные модели в сфере кредитования на отечественном рынке, обладают сильнейшими преимуществами и могут смело переносить свои модели за рубеж. Finstar — еще один «скрытый чемпион»: работает на 23 рынках, успешно выдает кредиты в Индонезии, Пакистане и везде, где распространено финансовое мошенничество.

Предприниматель и инвестор Оскар Хартманн родился 14 мая 1982 года в Казахстане. Жил в Германии, Малайзии, США. Имеет степень МВА. В 2007 году переехал в Россию, где основал сервисы KupiVIP, CarPrice, Aktivo, CarFix. Интернет-дискаунтер KupiVIP является одной из самых дорогих компаний Рунета. Согласно оценке Forbes, ее стоимость — $97 млн, а продажи в 2016 году составили 15,1 млрд рублей.

В России есть все необходимое для создания мировых лидеров интернет-бизнеса. Здесь потрясающие кадры для IT-технологий, сильные наработки в сфере искусственного интеллекта и кибербезопасности.

Да, мы традиционно проигрываем в производстве, в индустриализации 2.0, потому что не умеем делать тысячу раз одно и то же движение — это лучше получается у немцев или японцев. Но тенденции таковы: все, с чем русские люди плохо справляются, теперь делают роботы. Нам остается заниматься тем, в чем мы традиционно сильны, — креативной работой и решением сложных проблем.

Казалось бы, всё плохо: рубль обесценился в два раза. Но я каждый день встречаю людей, которые создают новые бизнесы. Так что предпринимательская сила в России потрясающая!

Во всем мире насчитывается только триста бизнесменов, построивших больше чем одну миллиардную компанию. По статистике русских среди них должно быть 2%, но их почти 10%! Например, Сергей Ломакин (основатель «Копейки», Fix Price и «ЦентрОбуви» — Inc.) построил три миллиардных компании. Русские предприниматели очень талантливы.

Единственное, что отсутствует в России, — это вера в себя. Вот американцы верят, а мы — нет. В Silicon Valley доля русских тоже существенно выше, чем 2%. Но чтобы избежать проблемы неверия в себя, Станиславы становятся Стэнами, а Александры — Дэйвами…

В плане потребления Россия ничем не отличается от остального мира. Доля обуви и одежды в интернет-продажах здесь — 33%, ровно столько же, сколько в Германии или в Китае. Порнографию русские смотрят не меньше и не больше, чем жители других стран. Социальными сетями пользуются с той же частотой. Люди везде на удивление одинаковы.

Я знаю, что строить бизнес сложно, независимо от его размера. Мне доводилось создавать и маленькие компании, и очень большие. После нескольких десятков подобных экспериментов я понял простую вещь. Если строить бизнес всегда одинаково тяжело, то лучше уж сразу замахнуться на большой.

В России полно крупных, еще не освоенных рынков. Возьмем, например, последнюю мою большую инвестицию — агрегатор автосервисов CarFix. Объем российского рынка авторемонта — 1,8 триллиона рублей. Это в два раза больше, чем весь мировой рынок музыки! Не меньшие возможности существуют и в сегменте B2B. Меня поражает, насколько неэффективно у нас работает этот большой рынок — люди до сих пор отправляют письма с марками и пользуются факсом! Потенциал электронной коммерции в B2B — очень большой.

И еще: главный секрет моего успеха в том, что я нахожу способы… удовлетворять женщин. По базе данных любой моей компаний можно легко увидеть, что лучший клиент — это женщина 35-45 лет, владеющая iPhone. Подумайте об этом и действуйте!

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.