Основатель Risk Consulting кандидат юридических наук Денис Примаков — о том, что такое комплаенс-система и как она помогает бизнесу работать так чисто, чтобы не привлекать внимания госорганов.
В прошлой году выросло число уголовных дел против предпринимателей. Только по статистике бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в феврале 2016 года в следственных изоляторах содержалось в полтора раза больше обвиняемых за экономические преступлениях, чем в феврале 2013 года (6 539 человек против 3 840). 80% дел против предпринимателей возбуждают по 159 статье УК («Мошенничество»). Если в 1990-е годы применялась практика заказных дел со стороны соперников и партнеров, то теперь цель правоохранительных органов — пополнение госбюджета.
По данным Бориса Титова, в 2016 году у 60% предпринимателей была минимум одна проверка. Поэтому я рекомендую любому российскому бизнесу с оборотом более 1 млн рублей в месяц и со штатом свыше 20 человек внимательно относиться ко всем требованиям законодательства и проверяющих органов.
В этом поможет комплаенс-система — правила, политики и кодексы, которые регламентируют внутреннюю деятельность компании и взаимоотношение менеджеров с третьими лицами. Например, политика по закупкам позволит усовершенствовать процесс закупок, предотвратить кражи со стороны персонала, а также вывод денег через аффилированные структуры.
Вот две основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели и с которыми проще справиться, если в компании внедрена комплаенс-система.
Налоговые проверки
Если компания получила из налоговой инспекции требование о предоставлении документов либо другой информации, это значит, что одного из партнеров компании уже проверяют либо планируют это сделать. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы убедиться в наличии определенной сделки и т.п. Компания может заинтересовать контрольные органы, если, например, сотрудничает с фирмами-однодневками. Предприниматель и сам может не знать, что в числе ее партнеров — мошенники.
Чтобы избежать встречных налоговых проверок, разработайте внутрикорпоративный регламент по взаимодействию с контрагентами. Отдельно пропишите параметры проверки партнеров, которые помогут вам оценить их надежность:
- сколько лет компании партнера
- нет ли ее в «черном списке» ФАС
- наличие учредительных документов
- наличие оборотных средств на выполнение работ/услуг.
Иллюстрация: Marcus Butt/gettyimages.com
Полицейские проверки
Полицейская проверка, в отличие от многих других проверок госорганов, может быть внезапной. Причины — разные: запрос банка или налоговой инспекции, проверка контрагентов, контроль транзакций и финансовый мониторинг. Подготовиться к внезапной полицейской проверке сложнее всего.
В первую очередь, когда в офис наведываются правоохранители, выясните, на каком основании они к вам явились. Эта информация поможет составить план действий.
Так, обыск помещения и выемка доказательств проводятся только в рамках уголовного дела — на основании постановления следователя, дознавателя или с санкции суда. Если постановления об обыске нет, то в компанию пришли, чтобы обследовать офис в рамках оперативно-розыскной деятельности. В этом случае полномочия полицейских ограниченны: у вас есть право предоставить нужные документы или отказаться. В рамках обследования (не обыска) полицейские имеют право изучать только то, что лежит на столах — заглядывать в шкафы и ящики им нельзя.
Та же разница между опросом и допросом. Допрос осуществляется только в рамках уголовного дела, опрос — в рамках оперативно-розыскной деятельности. Во время опроса человек имеет право отказаться отвечать на вопросы: чем меньше вы скажете, тем лучше для вас.
Многие любят повторять фразу из Гражданского кодекса о том, что предпринимательство — это деятельность на свой страх и риск. Но забывают сказать, что риски для бизнеса можно уменьшить, если систематически и последовательно уделять внимание всему, что способно снизить вероятность потенциальных неприятностей. Во-первых, необходимо вести бизнес как можно честнее и проверять, с кем вы вступаете в деловые контакты. Во-вторых, если у бизнеса нет возможностей нанять штат юристов, всё же попытайтесь наладить внутренние процессы и прописать политики, а бухгалтерию поручить штатным сотрудникам (вместо аутсорсинга), чтобы генеральный директор и собственник могли контролировать работу.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.