Как реконструкция улиц увеличивает прибыль бизнеса (и сколько этого ждать?)

Как реконструкция улиц увеличивает прибыль бизнеса (и сколько этого ждать?)
фото: mos.ru

Московскую программу реконструкции городских улиц бизнес воспринял болезненно, и не без веских причин. Из-за масштабных строительных работ кафе и магазины теряют клиентов и несут убытки, а некоторые — даже вынужденно закрываются. Но благоустройство улиц в перспективе на руку бизнесу: пешеходов становится больше — объемы продаж растут.


По зарубежным исследованиям, на благоустроенных улицах растут цены на недвижимость. Ученые Миннесотского университета (США) выяснили, что когда в какой-то части города появляется на 10% больше деревьев, то стоимость жилья в радиусе 100 м повышается на 0,48%, а в радиусе 200 м — на 0,29%. Также сокращается расход электроэнергии за счет кондиционирования, повышается качество воздуха, снижается риск негативных последствий от ливней и ураганов, уменьшаются затраты муниципалитета на коммунальные работы. Португальское исследование 2011 года показало, что с каждого доллара, вложенного в уход за деревьями, горожанин получает $4,48 выгоды.

Но бизнесу, который сейчас вынужден работать на перекопанных улицах, от этого не легче. Строительные баннеры скрывают заведения, к ним не подойти из-за канав и ям, пешеходы стараются обходить стройку стороной. Поток посетителей резко снижается. Однако благоустройство улиц в итоге становится плюсом для бизнеса.


Где и зачем копают

Комплексное благоустройство столицы по программе «Моя улица» началось в 2015 году и рассчитано на 3 года. Главная задача программы — «создать комфортную городскую среду и сделать Москву местом, удобным для жизни». В этом году благоустраивают 87 улиц: 1-я Тверскую-Ямскую, Варварку, Большую Лубянку, Бульварное кольцо и значительную часть Садового… (полный список — по ссылке).

Реконструкция улиц — мировая тенденция. Городская среда улучшается и развивается в Оттаве, Вене, Лондоне, Нью-Йорке.

«Голосование ногами»

Людям нравится ходить по новым, широким и красивым тротуарам. Они «голосуют ногами» — на благоустроенных улицах становится больше пешеходов.

В обновленном в 2011 году Парке Горького в Москве стало в 10 раз больше посетителей. После реконструкции Вандербильт-авеню в Нью-Йорке в 2008 году продажи в магазинах, ресторанах и барах на этой улице в первый же год выросли на 39%, а спустя еще два года — удвоились.

Во Флориде благоустройство с 2008 по 2013 год затронуло 8 районов штата и стоило $209 млн. Итогом стала валовая добавленная стоимость $147,6 млн, от роста цен на недвижимость и прибыли бизнеса в том числе. В 17 городах Калифорнии программа Main Street California длилась с 1985 по 2001 год, и там в результате выросли на 105% продажи ретейла, на 167% — рыночная стоимость коммерческой недвижимости и на 76% сократились пустующие коммерческие площади.

Московской программе «Моя улица» — чуть более двух лет, и о конкретных цифрах пока рано говорить, но, по данным исследования, проведенного «Стрелкой», после благоустройства доля арендаторов кафе и ресторанов на Маросейке выросла с 35% до 43%, на Покровке — с 36% до 42%.

Меньше машин — больше доходов

И все же благоустройство улиц не всем на руку. Страдает премиальный сегмент: нет парковки — нет клиентов. Состоятельный россиянин подсознательно (а иногда — и сознательно) желает показать всем, из какой машины вышел и в какой магазин зашел. Он не пойдет к магазину 15-20 минут пешком.

Таким образом, благоустройство болезненно сказывается на премиальных заведениях, но для  бизнеса в целом — это просто смена потребителя. После реконструкции в 2014 году с Покровки ушли банки, почти все дорогие рестораны и люксовые магазины одежды, но появились магазинчики средней ценовой категории. Всего, по данным исследования «Стрелки», на Маросейке и Покровке открылось пять новых, меньших по площади магазинов с недорогим товаром.

Улица как торговый центр

После благоустройства заведения одного типа притягиваются друг к другу, образуя кластеры. Это рождает здоровую конкуренцию и синергию, дает потребителям выбор, а компаниям — постоянный приток целевой аудитории.

В Санкт-Петербурге, по данным компании Knight Frank St. Petersburg, на улице Рубинштейна больше всего ресторанов и баров (более 50% от всех арендаторов). На Большом проспекте Петроградской стороны сосредоточены магазины одежды, обуви и аксессуаров (более 35% всех арендаторов). На Московском проспекте множество магазинов с товарами для дома и предприятий сферы услуг. На Старо-Невском проспекте — торговля лакшери-брендами.

В Европе и США практикуется управление улицами: они рассматриваются как торговые центры. Это долгосрочная, системная модель. За размещение магазинов отвечает компания, нанятая собственниками. Например, английская компания New West End Company управляет 4 улицами в Лондоне: West End, Bond Street, Oxford Street, Regent Street.

Еще один пример синергии — Business Improvement District (BID). Заведения в одном районе совместно финансируют различные мероприятия — например, украшение улицы к Рождеству или ее промоушн, устанавливают систему скидок — при покупке в одном из них дается скидка в другом. Это распространенная практика в США, Канаде, Великобритании и Германии.

Мнение редакции Inc. может не совпадать с мнением авторов.

На вашей улице ремонт. Что делать?


1. Заблаговременно подготовить план действий, который позволит минимизировать урон от снижения посещаемости (а может, и сыграть на этом).

Вероятно, город заранее оповестит о начале работ, но лучше наладить канал (возможно, неформальный) информации из мэрии.


2. Консолидироваться с другими бизнесами на улице и привлекать клиентов сообща (совместные программы скидок, флаеры, накопительные программы).


3. Посильно помогать рабочим. Например — кормить, чтобы они работали дольше. Именно так делал ресторан «Простые вещи» на Большой Никитской.


4. Набраться терпения и ждать. После временного снижения прибыль увеличивается, что подтверждается исследованиями.