Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Как реконструкция улиц увеличивает прибыль бизнеса (и сколько этого ждать?)

Как реконструкция улиц увеличивает прибыль бизнеса (и сколько этого ждать?)
фото: mos.ru

Московскую программу реконструкции городских улиц бизнес воспринял болезненно, и не без веских причин. Из-за масштабных строительных работ кафе и магазины теряют клиентов и несут убытки, а некоторые — даже вынужденно закрываются. Но благоустройство улиц в перспективе на руку бизнесу: пешеходов становится больше — объемы продаж растут.


По зарубежным исследованиям, на благоустроенных улицах растут цены на недвижимость. Ученые Миннесотского университета (США) выяснили, что когда в какой-то части города появляется на 10% больше деревьев, то стоимость жилья в радиусе 100 м повышается на 0,48%, а в радиусе 200 м — на 0,29%. Также сокращается расход электроэнергии за счет кондиционирования, повышается качество воздуха, снижается риск негативных последствий от ливней и ураганов, уменьшаются затраты муниципалитета на коммунальные работы. Португальское исследование 2011 года показало, что с каждого доллара, вложенного в уход за деревьями, горожанин получает $4,48 выгоды.

Но бизнесу, который сейчас вынужден работать на перекопанных улицах, от этого не легче. Строительные баннеры скрывают заведения, к ним не подойти из-за канав и ям, пешеходы стараются обходить стройку стороной. Поток посетителей резко снижается. Однако благоустройство улиц в итоге становится плюсом для бизнеса.


Где и зачем копают

Комплексное благоустройство столицы по программе «Моя улица» началось в 2015 году и рассчитано на 3 года. Главная задача программы — «создать комфортную городскую среду и сделать Москву местом, удобным для жизни». В этом году благоустраивают 87 улиц: 1-я Тверскую-Ямскую, Варварку, Большую Лубянку, Бульварное кольцо и значительную часть Садового… (полный список — по ссылке).

Реконструкция улиц — мировая тенденция. Городская среда улучшается и развивается в Оттаве, Вене, Лондоне, Нью-Йорке.

«Голосование ногами»

Людям нравится ходить по новым, широким и красивым тротуарам. Они «голосуют ногами» — на благоустроенных улицах становится больше пешеходов.

В обновленном в 2011 году Парке Горького в Москве стало в 10 раз больше посетителей. После реконструкции Вандербильт-авеню в Нью-Йорке в 2008 году продажи в магазинах, ресторанах и барах на этой улице в первый же год выросли на 39%, а спустя еще два года — удвоились.

Во Флориде благоустройство с 2008 по 2013 год затронуло 8 районов штата и стоило $209 млн. Итогом стала валовая добавленная стоимость $147,6 млн, от роста цен на недвижимость и прибыли бизнеса в том числе. В 17 городах Калифорнии программа Main Street California длилась с 1985 по 2001 год, и там в результате выросли на 105% продажи ретейла, на 167% — рыночная стоимость коммерческой недвижимости и на 76% сократились пустующие коммерческие площади.

Московской программе «Моя улица» — чуть более двух лет, и о конкретных цифрах пока рано говорить, но, по данным исследования, проведенного «Стрелкой», после благоустройства доля арендаторов кафе и ресторанов на Маросейке выросла с 35% до 43%, на Покровке — с 36% до 42%.

Меньше машин — больше доходов

И все же благоустройство улиц не всем на руку. Страдает премиальный сегмент: нет парковки — нет клиентов. Состоятельный россиянин подсознательно (а иногда — и сознательно) желает показать всем, из какой машины вышел и в какой магазин зашел. Он не пойдет к магазину 15-20 минут пешком.

Таким образом, благоустройство болезненно сказывается на премиальных заведениях, но для  бизнеса в целом — это просто смена потребителя. После реконструкции в 2014 году с Покровки ушли банки, почти все дорогие рестораны и люксовые магазины одежды, но появились магазинчики средней ценовой категории. Всего, по данным исследования «Стрелки», на Маросейке и Покровке открылось пять новых, меньших по площади магазинов с недорогим товаром.

Улица как торговый центр

После благоустройства заведения одного типа притягиваются друг к другу, образуя кластеры. Это рождает здоровую конкуренцию и синергию, дает потребителям выбор, а компаниям — постоянный приток целевой аудитории.

В Санкт-Петербурге, по данным компании Knight Frank St. Petersburg, на улице Рубинштейна больше всего ресторанов и баров (более 50% от всех арендаторов). На Большом проспекте Петроградской стороны сосредоточены магазины одежды, обуви и аксессуаров (более 35% всех арендаторов). На Московском проспекте множество магазинов с товарами для дома и предприятий сферы услуг. На Старо-Невском проспекте — торговля лакшери-брендами.

В Европе и США практикуется управление улицами: они рассматриваются как торговые центры. Это долгосрочная, системная модель. За размещение магазинов отвечает компания, нанятая собственниками. Например, английская компания New West End Company управляет 4 улицами в Лондоне: West End, Bond Street, Oxford Street, Regent Street.

Еще один пример синергии — Business Improvement District (BID). Заведения в одном районе совместно финансируют различные мероприятия — например, украшение улицы к Рождеству или ее промоушн, устанавливают систему скидок — при покупке в одном из них дается скидка в другом. Это распространенная практика в США, Канаде, Великобритании и Германии.

Мнение редакции Inc. может не совпадать с мнением авторов.

На вашей улице ремонт. Что делать?


1. Заблаговременно подготовить план действий, который позволит минимизировать урон от снижения посещаемости (а может, и сыграть на этом).

Вероятно, город заранее оповестит о начале работ, но лучше наладить канал (возможно, неформальный) информации из мэрии.


2. Консолидироваться с другими бизнесами на улице и привлекать клиентов сообща (совместные программы скидок, флаеры, накопительные программы).


3. Посильно помогать рабочим. Например — кормить, чтобы они работали дольше. Именно так делал ресторан «Простые вещи» на Большой Никитской.


4. Набраться терпения и ждать. После временного снижения прибыль увеличивается, что подтверждается исследованиями.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России