Как выбрать способы оплаты для клиентов онлайн

Как выбрать способы оплаты для клиентов онлайн
Фотография: istock.com

Российский рынок интернет-торговли быстро растет. По данным НИУ ВШЭ, объем 2016 года — 1 трлн рублей — к 2020 году увеличится вдвое. Предприниматели в сфере e-commerce должны предлагать клиентам различные способы оплаты. Рассказываем о плюсах и минусах каждого способа и как их подключить (не установите онлайн-кассу — нарветесь на штраф).

Если интернет-магазин не принимает, скажем, карты или электронные деньги, потребитель может отказаться от покупки. Чем больше способов оплаты — тем лучше. Найдите оптимальный вариант по затратности и рентабельности, исходя из состава покупателей, площадки и товара, а также российской специфики.

По данным платежных агрегаторов, в последние два года почти 57% россиян оплачивали покупки банковскими картами, примерно 14%  — через онлайн-банкинг, 9% — в платежных терминалах, еще 9% — электронными деньгами, чуть более 8% — мобильными платежами. Число последних растет на 15–20% ежегодно и уже достигло 5 млн. Но средний чек при оплате со счета телефона составляет всего $3,5 (в мире — $42), а значит, россияне в ближайшее время вряд ли будут оплачивать дорогие покупки с мобилок.

Сегодняшние способы оплаты:

банковской картой

переводом через онлайн-банк
или мобильный банк на счет

электронными деньгами и кошельками (Яндекс.Деньги, Киви, WebMoney и пр.) или агрегаторами платежей

со счета телефона (МегаФон, Билайн, МТС, Теле2),

через системы платежей Apple Pay и Samsung Pay, Android Pay (незначительное число покупок).

От «пластика» — до мобилки (плюсы и минусы)

Банковская карта — вариант безопасный, но трудоемкий покупателю придется вводить реквизиты в платежную форму. Но можно привязать карту к аккаунту клиента на сайте магазина (и не стесняться напомнить об этом). Банковская комиссия составляет 2,5–3%.

«Пластик» очень распространен в России и стал стандартом для крупного бизнеса, ориентированного на конечных потребителей.

Чтоб подключить этот способ оплаты, с банком заключается соглашение на эквайринг.

Перевод через онлайн-банк — самый трудоемкий способ: клиенту нужно перейти с сайта продавца в онлайн-банк и авторизоваться. Но у большинства пользователей интернет-банкинга есть банковские карты, и они могут расплатиться «пластиком».

Фотография: istock.com

Электронные деньги и кошельки работают при наличии у клиента аккаунта в платежной системе. Для большего охвата покупателей продавцу придется заключать договоры, устанавливать и подключать каждую платежную систему. В зависимости от системы, комиссия составит 0,5–10% и выше. Некоторые системы взимают фиксированные суммы. Платежи со счета телефона — способ простой в использовании и легко интегрируемый в сайт магазина: в платежную форму вводится номер телефона и код подтверждения. В последнее время растет популярность мобильных платежей с привязкой к банковской карте. Продавцу необходимо заключить договор с банком-агрегатором.

Самостоятельно или через посредника?

Самостоятельно заключая эквайринговое соглашение с банком, убедитесь, что имеется качественная техническая поддержка (она вам не раз понадобится) и принимаются карты популярных платежных систем — Visa и Mastercard. По данным ВЦИОМ, национальной платежной системой «Мир» активно пользуются лишь 3% россиян, а 70% не собираются ее оформлять. Но к 2020 году все пенсии, пособия и другие выплаты от государства будут перечисляться исключительно на карты «Мир».

Оплата через онлайн-кошелек возможна, если ваш сайт размещен на платном сервере и имеет собственный домен. С каждой платежной системой (например, QIWI, Яндекс.Деньги, Webmoney) заключается агентский договор, заводится аккаунт, а код платежной формы встраивается в ваш магазин. Остаток на кошельке не должен превышать 600 тысяч рублей — согласно закону, денежные средства сверх этой суммы переводятся на расчетный счет вашей компании. Платить за товары электронными деньгами могут только физические лица.

Если вам неохота с этим возиться, то специальный агрегатор для расчетов через кошельки, банковские онлайн-сервисы и мобильные платежи подключают посредники. Вы сэкономите время, но отдадите посреднику от 0,7% до 10% с каждого платежа.

Комиссия может взиматься как с продавца, так и с покупателя, но большинство компаний берет этот расход на себя. Налог при этом уплачивается с суммы, полученной на счет магазина до уплаты комиссии. По УСН 15% комиссионные можно включить в расходы.

Без онлайн-кассы — никак

С 1 июля 2017 года вступает в силу требование закона об использовании онлайн-касс. В интернет-магазинах безнал с пластиковых карт и любых электронных платежных систем пойдет через физическую кассу. Чеки покупателям и налоговой направят спустя 5 минут после транзакции, в круглосуточном режиме (включая выходные).

За неисполнение закона юридические лица оштрафуют в размере до 100% суммы чека, но не менее чем на 30 тысяч рублей (срок давности — год с момента покупки).

По подсчетам ТПП, общие расходы на установку оборудования — от 56 тысяч рублей (Санкт-Петербург) до 117,5 тысяч рублей (Кемеровская область). Фискальный накопитель придется менять ежегодно (малому бизнесу — раз в три года). Плата оператору фискальных данных (ОФД) —  3000 рублей в год. ПО, регистрация кассы в ФНС — около 3 тысяч рублей, а еще и рабочее место кассира с доступом в интернет…

Как подключить онлайн-кассу

выберите из реестра на сайте ФНС контрольно-кассовую технику и обратитесь к поставщику. Касса должна интегрироваться с информационными и учетными системами компании (1С-Битрикс, «Мой Склад», «АТОЛ Online» и др.);

заведите личный кабинет налогоплательщика и получите электронную подпись. Заключите договор с оператором фискальных данных из реестра ФНС и посредством электронной подписи зарегистрируйте кассу в личном кабинете налогоплательщика. Заявление в ИФНС о постановке кассы на учет можно подать и лично, в бумажном виде.