Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии

Объясняем на пальцах: Госдума хочет ввести платный въезд в города. Пострадает ли бизнес (и что теперь будет)?

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает местным властям брать плату за въезд транспорта в отдельные городские зоны и устраивать платные парковки во дворах жилых домов. Необходимость этой инициативы объясняется тем, что дороги в городах перегружены. Против нововведений выступили депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Фракция «Единой России» поддержала проект, но признала, что его надо доработать. Теперь закон, вероятно, примут в весеннюю сессию парламента.

Некоторые представители бизнеса опасаются нововведений. Директор транспортной компании «Росатранс» Олег Горелов заявил в разговоре с Inc., что «власти просто убьют бизнес», и добавил, что не верит в предоставление льгот перевозчикам. Владелица казанской сети кафе «Сытый папа» Мария Горшунова опасается, что после введения платного въезда в центр города рестораны опустеют, так как их единственными клиентами будут чиновники и туристы. А заведующий лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин предупреждает , что поставщики включат сборы в цену товаров.

Урбанисты одобряют эту меру, успокаивают бизнес и говорят, что от платного въезда вряд ли кто-то пострадает. «Платная парковка, платный въезд, патенты, налоги — есть много способов, но суть одна: поездка на автомобиле в городе должна стать в пять-семь раз дороже, чем на общественном транспорте», — считает Григорий Ревзин. Один из основателей «Городских проектов» Максим Кац в беседе с Inc. заявил, что на бизнесе нововведение не отразится: «Доля цены на платный въезд очень незначительна в стоимости доставки. Кроме того, непонятно, какой будет цена платного въезда ночью. Возможно, небольшая и на бизнес вообще не повлияет». Такси приравнено к общественному транспорту, поэтому для него въезд сделают бесплатным. Другим перевозчикам могут ввести льготы. Эти вопросы будут решать власти отдельно взятого города, пояснил в разговоре с Inc. директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Однако доставка пиццы будет обходиться дороже: как и в других странах с аналогичной мерой, плату за въезд придется включать в стоимость, добавил эксперт.

За въезд на автомобиле в центральные районы Сингапура, Сан-Франциско, Милана и некоторых других городов мира приходится платить. Так, в центре Лондона ограничение действует с 7:00 до 18:00 по будням; в это время за въезд берут 11,5 фунта, то есть около 900 рублей. «Жизнь и бизнес в центре Лондона только выиграли, всё стало живее», — сказал Inc. Блинкин. Власти Гонконга и Эдинбурга планировали перенять опыт, но отказались от идеи из-за негативной реакции жителей.

Проект поддерживает «Единая Россия», так что закон, вероятно, примут. Но — с существенными поправками, о необходимости которых заявляет та же «ЕР» (сидим-ждем второго чтения). Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что до реализации идеи «очень-очень далеко» и эту меру можно рассматривать лишь для нескольких городов. Вопрос о введении платного въезда неоднократно поднимался в Москве, но летом 2016 года мэр Сергей Собянин заявил, что не видит в этом необходимости. Его слова на прошлой неделе подтвердила пресс-секретарь Гульнара Пенькова. Той же позиции придерживаются в Московской области. За платный въезд высказывались власти Краснодара  и Санкт-Петербурга .

Однако собеседники Inc. отмечают, что московские чиновники активно обсуждают механизмы введения платного въезда в центр столицы и подготовку необходимой для этого инфраструктуры. Это обусловлено тем, что процесс ограничения въезда в центр или отдельную часть города напрямую связан с развитием сети общественного транспорта, планированием его стыковок и частоты движения. Также следует учитывать наличие всех форм велосипедного, скейт- и тому подобных движений и инфраструктуры для них. Но прежде нужно завершить всю программу по платным парковкам, подчеркивают собеседники Inc.

Читайте нас в Фейсбуке, Твиттере и ВКонтакте.

Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России