Объясняем на пальцах: На развитие экспортной маркировки «Сделано в России» хотят потратить 370 млн рублей. Чтобы что?

В середине февраля Минпромторг предложил выделить Российскому экспортному центру (РЭЦ) 370 млн рублей для продвижения на внешних рынках бренда «Сделано в России». Ещё 764 млн руб. хотят направить на субсидирование производителей, чтобы компенсировать им часть затрат на получение сертификатов на экспорт продукции — они стоят от $300 до $10 000.

Экспортный бренд сделает российские товары узнаваемыми на других рынках, поможет с их продвижением и обеспечит лояльность покупателей, уверяют в Минпромторге. Бренд будут продвигать в интернете, на телеканале Russia Today, в проекте Russia Beyond The Headlines, на зарубежных отраслевых конференциях и конкурсах. В конце февраля стало известно, что ВЭБ и фонд «Росконгресс» договорились о совместной поддержке «Сделано в России». Бренд будет продвигаться на всех ключевых мероприятиях проводимых фондом (ПМЭФ, РИФ в Сочи, Арктический форум, ВЭФ во Владивостоке). Выставки производителей товаров дорогостоящие: крупные компании сами справятся с продвижением, государство здесь больше помогает высокотехнологичному малому и среднему бизнесу, считает декан высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова. Проект нацелен как на внутренний рынок, так и на внешний — в первую очередь продукцию будут продвигать в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, то есть местах, где есть наибольшие шансы на реализацию, рассказал Inc. генеральный директор «Сделано в России» Михаил Садченков, добавив, что в Европе и США продуктам тоже будут оказывать информационную поддержку, но в меньшей степени. Возможно, позже появятся и другие знаки — «Выращено в России», «Российский дизайн», «Вручную сделано в России».

«Сделано в России» создаётся 3 года, с 2014-го. В октябре 2016 года Минпромторг определил, что маркировку бесплатно может получить любой продукт российского производства, у которого есть экспортный сертификат. Получить право на маркировку продукции смогут также и организации с иностранным капиталом и совместные производства с зарубежными партнерами, если они работают в нашей стране. Компания может производить любую продукцию: от косметики и продуктов питания до гаджетов и сельхозтехники. Заявки уже принимают. При их рассмотрении не учитывают качество продукции: главное — чтобы товар был российского происхождения и безопасен для потребителей. Некоторые эксперты сомневаются в полезности знака без учета критерия качества. «Стабильность качества — один из символов хорошего бренда», — объяснил Inc. исполнительный директор содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев. В пользу проекта играет тот факт, что у России нет имиджа страны, которая «гонит контрафакт, ворует идеи и прототипы без соблюдения авторских прав», — говорит Комиссарова из ВШЭ, добавляя, что параметр качества сильно размыт, так как во всех странах разные стандарты.

Впервые обязательная маркировка появилась в XIX веке на товарах, произведенных в Германии — по требованию британских властей. Так они хотели спасти рынок от импортных товаров, а самыми ходовыми как раз были немецкие. Британским правителям казалось, что потребители будут видеть клеймо Made in Germany, отказываться от такой продукции и «поддерживать отечественного производителя». В итоге получилось наоборот: маркировка «Сделано в Германии» стала синонимом высокого качества. Затем другие страны переняли этот опыт.  А в 2003 году в Европейским союзе решили заменить все маркировки на Made in EU, но предложение не приняли. Зато существует другая европейская маркировка — CE Marking, обязательная для некоторых видов товаров как гарант их безопасности.

Идея «Сделано в России» правильная, но не факт, что она поможет отечественным товарам выйти на мировой рынок, считает Поповичев из «РусБренд». «Должно быть четкое понимание других рынков — готовы ли они нашу продукцию воспринять и как они видят российские товары», — объяснил в разговоре с Inc. Поповичев. Сейчас в России существует много похожих знаков: в Едином реестре систем добровольной сертификации их более 1000, причем в 30 упоминается Россия, а в 60 — названия субъектов (регионов, городов и пр.). Большинство этих марок покупатели не замечают, говорит маркетолог и генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. По словам Комиссаровой из ВШЭ, Россия ассоциируется с определёнными товарами: вооружение, космос, икра и так далее, а задача новой маркировки связана с поддержанием других товаров на рынках.

Фото на главной: Производство Лада Веста на заводе в Ижевске / Фото: Andrey Rudakov/Bloomberg/Getty Images

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.