Правила рынка: Кто зарабатывает организацией туров на Крайний Север (и что делать тем, кто хочет так же)

Мария Шер, автор Inc.Russia
Фотографии: Istock/Gettyimages.ru

Спрос на приполярные путешествия растет три года подряд: туристы отправляются в круизы на ледоколах, ночуют в юртах и наблюдают за белыми медведями. Кризис, дешевые авиабилеты, публикации в медиа — пока эксперты разбираются в причинах бума на экстремальные путешествия, туроператоры (и большие, и маленькие) бросают людей и деньги в освоение Арктики. Разбираемся, как они это делают.

Лучший показатель роста — у Камчатки, которая в 2015 году приняла 183 000 человек — втрое больше, чем в 2014-м. Ненецкий автономный округ в позапрошлом году посетили 34 000 туристов, +71,8% по сравнению с 2014-м. Национальный парк «Русская Арктика» в Архангельской области также отчитался о небывалом за всю историю наплыве туристов. Посмотреть одни из самых северных территорий планеты — Землю Франца-Иосифа и Новую Землю — в 2015 году ездили 1225 туристов. Итоги-2016 в этих субъектах еще не подвели. Зато отчитались Мурманская область (320 000 человек, +10% по сравнению с 2015 годом), Ханты-Мансийский округ (530 000 человек и те же +10%) и Карелия (+3,2%).  

Федеральные туроператоры: юрты, медведи, Баренцбург

 — В 2015 году наши продажи увеличились на 25%, в 2016-м — на 40%, — говорит Вадим Мамонтов, генеральный директор компании RussiaDiscovery, специализирующейся на экстремальном туризме. — Отдельные направления становятся популярнее в разы. Например, спрос на плато Путорана, горный массив на севере Красноярского края, у нас за 2016 год вырос на 200%. 

Внимание путешественников к Крайнему Северу отмечают и в компании «Ультра-Трэвел Люкс», которая также продает экстремальные туры.

 — У наших клиентов в последние 2–3 года особенно вырос интерес к Шпицбергену, причём именно к российской части, поселку Баренцбург. Там, в отличие от норвежской территории, есть русскоговорящие гиды и инструкторы. За прошлый год это направление выросло у нас на треть, — рассказывает исполнительный директор компании Наталья Минакова.
На волне спроса в 2015 году «Ультра-Трэвел Люкс» открыли два новых направления — Камчатку и Чукотку. Самое популярное место — остров Врангеля, где можно наблюдать за полярными медведями, которых там очень много.

Успехи RussiaDiscovery и «Ультра-Трэвел Люкс» отчасти можно списать на их специфику: арктическим туризмом обе компании занимаются с середины нулевых. Однако операторы, до недавнего времени не имевшие отношения к Крайнему Северу, также начинают осваивать это направление. Компания «Виадук», основанная в 1998 году, два года назад запустила четырехдневный тур в город «ближней Арктики» Нарьян-Мар. Туристам предлагают катание на нартах и ночевку в ненецком чуме. Маршрут «Виадуку» предложила администрация Ненецкого автономного округа.

 — Мы съездили на место, нам понравилось, и стали продавать, — рассказывает директор компании Лариса Фёдорова. — Это нерегулярная программа, мы ее организуем для небольших групп по 5–7 человек. Интерес со стороны туристов мы связываем с тем, что в Нарьян-Мар есть регулярные рейсы, до города несложно добраться.

Местные турфирмы: ледоколы, юрты, недорого

Несколько лет назад туристические предложения по Крайнему Северу сводились преимущественно к ледокольным экспедициям на Северный полюс и арктические архипелаги. Такие поездки требуют физической подготовки и колоссальных затрат (стоимость ледокольного круиза на Шпицберген начинается от 300 000 рублей с человека, а на Северный полюс — от одного миллиона рублей). Благодаря изобретательности региональных компаний северный туризм становится разнообразнее, комфортнее и дешевле.

Архангельский туроператор «Помор-Тур» с прошлого года организует путешествия на действующих ледоколах — по договору с Росморфлотом. Туристов вписывают в состав экипажа, и люди «вживую» наблюдают ледовую проводку судов, буксировку, подвод к причалу, обкалывание льда. Такая схема организации позволяет продавать путевки по 12 000–15 000 рублей в день. Путешествие на арендованном ледоколе обойдется минимум в 10 раз дороже.

 — Аренда ледокола обходится туроператорам в среднем в два миллиона рублей за сутки. Мы же договариваемся с Росморфлотом и платим ему комиссию до 80% с путевки. Экипаж ледокола кормит туристов и размещает в каютах, — объясняет финансовый директор «Помор-Тура» Сергей Никулин.

За первый сезон оператор продал путевки 150 туристам. Мест хватает не всем желающим, потому что рейсы охватывают лишь четыре ледокола: два речных курсируют по Северной Двине, а два морских выходят в Белое море. При этом каждый речной ледокол принимает на борт максим 5 туристов за раз, морской — 12.

Камчатский клуб путешествий «Горная территория» вторую зиму подряд строит для туристов иглу, где можно выпить за барной стойкой из снега, посидеть на троне Деда Мороза и даже переночевать. Весной сооружения тают, и каждый сезон их надо возводить заново. Для этого нужна команда из 10 человек: резчиков по снегу, инженеров и электриков.

 — Всё действительно сделано из снега, но температура внутри не опускается ниже трёх градусов, так что на шкурах и в спальнике вполне можно спать, — рассказывает руководитель компании Виталий Лазо.

Петр и Наталья Богородские, путешествующие по Крайнему Северу с 2007 года, отмечают, что в последние годы также развивается охотничий и рыболовецкий туризм. Жители полярных деревень и поселков восстанавливают заброшенные избы и поселения, устраивают весеннюю и осеннюю охоту на гуся. А на каждой семужьей речке есть рыболовная база, особенно много их на Кольском полуострове.

Точки роста

Турпоток на Крайний Север начал расти с наступлением кризиса 2014 года. Обесценивание рубля вызвало спад интереса к зарубежному туризму, а спрос на отдых в России увеличился почти вдвое, утверждает Аркадий Гинес, директор по развитию сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip.

 — По нашим данным, в 2016 году соотношение зарубежных туристических поездок, включающих авиаперелет и бронирование отеля, к поездкам по России составило 30–35% к 65–70%. Это против 50 на 50 до начала кризиса, — отмечает эксперт.  

Другим фактором роста интереса к Северу, продолжают рассказывать в OneTwoTrip, стало удешевление авиаперевозок. Так, по данным компании, в 2015 году по сравнению с 2014-м на 20% подешевели билеты из Москвы в Архангельск (7 400 рублей → 5 800 рублей), на 16% — в Мурманск (7 500 рублей → 6 300 рублей), на 18% — в Нарьян-Мар (10 200 рублей → 8 400 рублей). Это связано с появлением лоукостера «Победа» и введением более дешевых безбагажных тарифов многими российскими перевозчиками, заключает Аркадий Гинес.

Среди других факторов роста Вадим Мамонтов из RussiaDiscovery называет публикации в медиа. Когда в National Geographic появилась серия фотографий с камчатского острова Врангель, туда стали круглый год водить экспедиции. Люди захотели увидеть «колыбель белых медведей», снимки которой опубликовал журнал.

 — А спрос на плато Путорана в прошлом году не в последнюю очередь вырос благодаря фильму «Территория» 2014 года, — продолжает Мамонтов. — Эта лента дала рекламу и другим северным регионам.

Прогнозы, инвестиции, риски

Несмотря на обнадеживающие цифры, туристический бум российскому Северу пока не светит, убеждена Галина Дехтярь, профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

 — Такие путешествия стоят дорого, при этом сервис, транспортная доступность и условия как таковые оставляют желать лучшего, — поясняет эксперт и добавляет, что люди ждут развития «теплых» направлений, а не «холодных».

Похожую оценку перспективам северного туризма дают и в OneTwoTrip:

 — Сибирь, Камчатка, Карелия и другие регионы, богатые уникальными природными местами, привлекают путешественников. Однако интерес к ним обычно пропадает после изучения инфраструктуры. Даже в тех местах, где есть качественные отели, они не рассчитаны на большой поток отдыхающих.

Опять же, из-за отсутствия инфраструктуры порог входа бизнеса на Север — высокий, а инвестиции возвращаются медленно. По словам Вадима Мамонтова из RussiaDiscovery, организация экстремального зимнего тура на Крайний Север требует 15–20 млн рублей вложений. Если делать направление круглогодичным, понадобится 25–30 млн рублей. В обоих случаях возврат средств растянется примерно на 10 лет. В течение этого времени возникнут и новые расходы, например, на ремонт и обновление парка техники. Прежде всего речь идет о транспорте первой необходимости — снегоходах.

Путешественники пусть не массово, но всё же идут на Север и хотят делать это с комфортом: в дороге, размещении, ценах. Устраивать туры по незаселенным землям дорого, но есть альтернативный вариант — стать «местным жителем» и открыть небольшую турфирму, охотничью базу или гостевой дом. Впрочем, эта идея скорее для решительных искателей приключений, чем для предпринимателей: немногим понравится жить вдали от цивилизации и ждать возврата инвестиций, как у Баренцева моря — погоды.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.