Сезонный бизнес может иметь высокую рентабельность, но платить сотрудникам и за аренду помещения нужно круглый год. Представители российских компаний, чей бизнес процветает лишь в отдельные месяцы, рассказали Inc., как они зарабатывают в несезон.
Рецепт № 1 — Оказывать дополнительные услуги
Дмитрий Гусев,
руководитель службы «Прокат в Ростове» (Ростов–на–Дону)
— В прокате велосипедов прибыльны месяцы с мая по сентябрь. Но работать зимой просто необходимо — и за аренду рассчитываться, и зарплаты выплачивать. Поэтому мы развиваем дополнительные услуги. Так, несколько лет назад открыли еще одно направление — службу курьерской доставки на велосипедах. Работаем в сегменте B2B круглогодично. Это не высокодоходная история, но позволяет в зиму зарабатывать дополнительно.
Тем не менее, нашим приоритетом является прокат велосипедов. Мы стараемся качественно работать в сезон, чтобы «хватало» и на зиму. Операционные расходы мы покрываем. Но, к сожалению, не всегда получается работать настолько эффективно, как хотелось бы. Если быть откровенным, сейчас стало сложнее накапливать доход в прибыльные месяцы — сама ситуация в стране изменилась, люди начинают экономить. Летом 2016 года мы получили меньше прибыли, чем в 2015-м.
Рецепт № 2 — Грамотно позиционировать себя
Кирилл Степико,
маркетолог сети кафе-мороженых «33 пингвина» (Томск)
— Когда мы 10 лет назад начали продавать мороженое, у нас были опасения, что этот бизнес может оказаться сильно привязанным к сезону. Отчасти такая ситуация наблюдается и сейчас, но в гораздо меньшей степени, чем мы того ожидали. Наши кафе и зимой работают не «в ноль». Естественно, поток потребителей в летний сезон увеличивается, но не столь значительно, как можно было бы подумать. Правда, над этим пришлось поработать.
Первые два года мы разрабатывали концепцию круглогодичной работы: мороженое, нужно преподносить не как охлаждающий летний продукт, а как внесезонный десерт. Для этого мы организовали красивую подачу и придумали легенду. Сделали все, чтобы мороженое воспринималось не как нечто холодное, а как что-то вкусное. Тем самым мы смогли свести осенне-зимнее снижение доходов к терпимым показателям.
Рецепт № 3 —
Расширять ассортимент
Виталий Шендеров,
руководитель проекта Waterballs.ru (Москва)
— Основная наша деятельность — производство и продажа аттракционов. В 2009 году, когда мы только начинали, это был сезонный бизнес. Позже мы сами захотели расширяться, продавая товары и услуги не только летом. С развитием товарного ассортимента продажи пошли осенью и зимой, хотя летних темпов мы добились не сразу.
Чтобы не простаивать в несезон, мы сейчас развиваем зимние аттракционы, например, тюбы, зимние бананы и бамперболы.
Фото: istockphoto.com
Рецепт № 4 — Диверсифицировать бизнес
Эдуард Крылов,
менеджер судоходной компании «Виктория» (Москва)
— Наша компания работает круглый год, но аренду яхт и теплоходов мы предоставляем в течение четырех месяцев — с мая по август. В остальное время прибыль приносит дополнительный бизнес компании: сдача в аренду автобусов. Если сравнивать в процентном соотношении структуру годовой выручки, получается, что примерно 70% приходится на четыре летних месяца, остальное — на другие сезоны.
Мы начинали 11 лет назад как компания, сдающая только яхты и теплоходы. Позже появилась потребность возить людей к нашим теплоходам на автобусах. Сейчас мы сдаем транспорт для любых поездок.
Рецепт № 5 — Отпускать сотрудников на «вольные хлеба»
Александр Черный,
владелец проката гидроциклов (Сочи)
— Прокат гидроциклов приносит доход только летом. Июль и август — самые прибыльные месяцы. Дорогая аренда пляжа не позволяет развиваться этому бизнесу, хотя я занимаюсь им уже 10 лет. Новички же, как правило, долго не задерживаются.
В течение года я также оказываю услуги такси. В моем штате 10 человек, все — студенты. В несезон они учатся и работают водителями.
Фото: istockphoto.com
Рецепт № 6 — Сокращать издержки
Вагиз Зелимов,
владелец проката велосипедов «МОКАТ» (Ульяновск)
— Основную прибыль наш прокат приносит в теплые месяцы и во время новогодних праздников. Зимой мы переходим на зимний инвентарь (лыжи и коньки), но, с точки зрения доходности, зимний сезон менее прибылен (даже несмотря на то, что у нас есть и круглогодичные госзаказы).
В «неурожайное» время стараемся привлечь клиентов ассортиментом — расширяем его соответственно сезону и времени. Например, советую всем прокатчикам предоставлять клиентам бесплатно инвентарь (шашки, шахматы, мячи, бадминтон). Это увеличивает длительность катания на основном оборудовании (клиенты берут велосипеды в том числе для поездок на природу, где играют в игры).
Раньше у сети «МОКАТ» было 7 прокатов в городе Ульяновске, к сезону-2017 мы решили оставить 4-5 точек. Основная сложность в том, что кредиты и тарифы (например, на электричество) не меняются в зависимости от сезона. Приходится и здесь искать выходы. Один из наших объектов мы подключили к солнечной батарее. Это оказалось дешевле, чем подключение к сети.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.