В российском экспорте доля малого и среднего бизнеса (МСБ) составляет менее 1%. В Китае, где экономика зарегулирована сильнее нашей, этот показатель равен 70%. В Германии доля МСБ в экспорте еще выше, потому что немецкие бизнесмены сразу ориентируются на мировые бенчмарки. В России предприниматели боятся мирового рынка и стремятся быть в лучшем случае «первыми в своем городе». Это, можно сказать, родовая травма на уровне подсознания: в Советском Союзе экспортировать могло только государство.
Когда все конкуренты уже стоят на соседней полке, то нельзя мыслить в масштабах одного рынка — города или страны. Дать совет, как не бояться конкурировать с Китаем, невозможно. Желание быть видным игроком на мировом рынке, кажется, должно стать минимальной планкой качества и первым фактором успеха предпринимателя, если речь идет о товарах и услугах, которые можно масштабировать. Амбициям научить сложно: желание стать лучшими и первыми в мире должно быть в крови.
На самом деле российских компаний, которые встают в мировые бизнес-ниши и занимают там первые места, не так уж мало. На слуху пример SPLAT, но есть десятки и сотни компаний по всей России, названия которых ничего не скажут. Пару лет назад мы даже презентовали в Давосе исследование «Неизвестная Россия: энергия предпринимателей» — про 15 компаний, которые вышли на западные рынки. Многие из них были открытием для нас самих: мы не читаем их истории успеха в деловой прессе, они чаще всего не публичны, но их знают западные поставщики.
Предпринимательство — тяжелая работа, и лучше сразу не питать иллюзий: у вас гораздо больше шансов проиграть, чем выиграть. Понять, можете ли вы быть предпринимателем, очень просто: сделайте собственный проект, который принесет деньги. И после этого станет ясно — ваше это или нет. Важно понимать, что неудач и причин, способных сломать вашу задумку, будет больше, чем факторов, которые помогут взлететь. Важная особенность предпринимателя — психологическая устойчивость к поражениям. Риски наемного менеджмента — потерять работу и временно источник дохода. Риски предпринимателя — потерять все деньги.
Западные примеры провалов, неудач, после которых предприниматель делает что-то еще более значимое, — это почти бизнес-классика. Почему-то приводят в пример Стива Джобса, но забывают, что почти все видные российские предприниматели, имена которых на слуху, — это истории не только про заработки, но и убытки, миллионные потери и страхи остаться ни с чем. Меня всегда поражал и восхищал Давид Якобашвили — человек настолько оптимистичный, полный драйва, что разговаривая с ним, никогда не догадаешься, сколько за его спиной неудач, после которых он отряхивался — и начинал все с нуля. И это можно сказать почти о каждом успешном человеке, только их биографии еще не написаны и не изданы миллионными тиражами.
Как говорят в Кремниевой долине, важно не то, что вы сталкиваетесь с неизбежными неудачами, а то, что после них вы снова встаете — и готовы запускать новый проект. Это тяжело, могу сказать по себе. Я жил с «комплексом отличника», и первое время, когда что-то не получалось, мне казалось, что жизнь заканчивается. Но потом понял, что это как выдох перед вдохом: не бывает успешных проектов без провальных. Либо вы еще слишком мало сделали. Важно понимать, что есть и белые полосы, и черные, и не всегда их чередование — следствие твоих личных качеств и свойств.
Сейчас наблюдаю за своим сыном, которого пытаюсь сделать предпринимателем. Он им не родился. «Деньги липнут к рукам» — это не про него. Я дал ему начальный капитал, он купил долю в небольшой компании и из пассивного инвестора превратился в одного из драйверов развития. В компании весь менеджмент состоит из четырех человек, поэтому на сыне теперь большая ответственность, и он неожиданно для себя столкнулся с огромным количеством работы. По образованию он финансовый аналитик, но в роли предпринимателя ему понадобились различные умения. В том числе умение разговаривать: общаться с акционерами, договариваться с топ-менеджментом, убеждать клиентов в том, что у тебя действительно хороший продукт. Славы мой сын в том проекте пока не снискал и больших денег не заработал, но зато появились опыт, уверенность в себе, и он сейчас активно развивает то, что называется эмоциональный интеллект — умение понимать других людей и отстаивать свою позицию, умение вызывать доверие, нравиться и находить подходы к разным людям.
Для меня в этом плане отличной школой была работа в комсомоле и стройотрядах. Я был 19-летним пацаном, который не имел понятия, как ориентироваться в мире. И чтобы добиваться заказов, чтобы загружать работой свой стройотряд, я должен был каждый день садиться в кабину грузовика, ехать в центр, договариваться, убеждать, доносить свою позицию, говорить с незнакомыми взрослыми людьми, которые занимались поставками металлоконструкций. Я в то время ничего не знал об эмоциональном интеллекте и даже о рациональном не знал, но именно этот опыт сформировал меня нынешнего и развил необходимые навыки.
Предпринимательство — это даже не про свое дело, а про желание менять мир вокруг себя. Мы знаем немало примеров, когда проект вырастает из осознания, что нужно улучшить определенный продукт или создать то, чего еще нет. Например, бывший айтишник Владимир Мамут начал делать одежду для детей, потому что у него родился ребенок и ему не нравилась одежда, которую продают в масс-маркете. Он ничего не знал о дизайне, производственном цикле, но нанял людей — и стал слушать советы, пробовать и учиться на ходу. В итоге возникла успешная компания Lucky Child. Еще пример. Когда в семье Алексея Зюзина появился ребенок, он понял, что на рынке нет чистящих средств, безопасных для ребенка. Так появился производитель «зеленой» бытовой химии SYNERGETIC. Это только две истории наших выпускников, а на самом деле — их тысячи и тысячи.
Чем больше амбиции человека, тем на большие проекты он в конце концов замахивается. Это нормально, когда человек, удовлетворив свои базовые потребности и амбиции, начинает задумываться, как сделать счастливыми наибольшее количество людей вокруг. Это могут быть люди его круга, жители его города, страны или всего. Многие состоятельные предприниматели занимаются образовательными проектами. Это и школьные проекты Рубена Варданяна, и школа «Летово» Вадима Мошковича, и множество других. Они меняют мир через образование.
Так получается, что именно в образовании поменять мир к лучшему можно наиболее эффективно. Это сфера, которая дает наибольший мультипликационный эффект. Образованные люди меняют структуру экономики, бизнеса, они более предсказуемы и менее радикальны, позитивны, не просят простых «силовых» решений, понимают сложность мира и готовы нести ответственность за себя и собственные поступки. Образование — это про изменение среды и общества, волшебная сфера, которая меняет мир — не быстро, но качественно. Подобного сложно достичь где-то еще.
Чтобы добиться победы, важно разбираться в том, чем зарабатывает ваша компания. Если вы занимаетесь нефтью, то должны хотя бы примерно понимать, откуда она берется, в чем ее потребительская ценность. Как работает ваша компания, как устроен рынок, как работают контрагенты — это джентльменский набор. Ему обучают в бизнес-школах, его также можно изучить самостоятельно. Насчет образования — лучше, чтобы оно было. Не обязательно высшее. История знает немало примеров, когда люди без высшего образования добивались успехов: Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг. Но это не правила, а скорее исключения, поэтому если вы уйдете из университета, то совсем необязательно станете Джобсом.