Придумать

6 стартапов 2016 года, которые нас удивили

6 стартапов 2016 года, которые нас удивили
Фото: gettyimages.ru
Эту подборку редакция составила по одному-единственному принципу — нам нравятся эти компании, но рассказать о них мы еще не успели (потому что запустились только в ноябре). Исправляемся сегодня, чтобы войти в новый год с чистой совестью.

FindFace — сервис, который ищет людей по фото

Изначально стартап позиционировал себя исключительно как сервис знакомства — загружаешь фото понравившегося человека, приложение находит его в базе «ВКонтакте», а дальше — дело техники. Однако FindFace, который использует технологию нейронных сетей, разработанную российской компанией NTechLab, быстро стал популярен благодаря другим событиям. С его помощью деанонимизировали отечественных порноактрис и устраивали художественные перфомансы. Говорили, что с помощью подобных технологий проще найти преступников через камеры наблюдения. Поговаривают, что FindFace активно используется коллекторами. По крайней мере, с его аналогом они точно работают.

FindFace определяет человека на фото с точностью около 70% менее чем за полсекунды из базы в 200 млн фотографий. При этом параллельно пользователю предлагают фотографии похожих людей. Из коммерческих контрактов сервиса можем выделить соглашение перед фестивалем «Альфа-банка» Alfa Future People — после завершения мероприятия участники могли получить свои фотографии — и соглашение с компанией Diamond Fortune Holdings Prim, которая занимается строительством гостинично-развлекательных комплексов на территории курорта «Приморье». В октябре запустили версию для бизнеса.

«Лисапед» — легкие велосипеды для детей

Фотография предоставлена пресс-службой

Когда пятилетняя дочь москвички Ольги Барабановой и ее мужа Станислава Регинского попросила себе велосипед, родители столкнулись с тем, насколько тяжелы детские байки. Подключив друга семьи Сергея Коперника, компаньоны сами разработали модель 16-дюймового двухколесного велосипеда для детей 3−5 лет под маркой «Лисапед». Вложив в производство первой партии 3,5 млн рублей, они продали все велосипеды за полтора месяца.

Try.Fit — сервис виртуальной примерки обуви

Технология автоматизированной примерки обуви должна помочь продажам обуви онлайн — сейчас конверсия в этом сегменте составляет 2%. Компания, зарегистрированная в феврале этого года, предлагает робофит (специальная колодка, позволяющая сделать виртуальную модель каждой пары обуви) и 3D-сканер, который дает возможность построить пользователю 3D-модель его стопы. С помощью Try.Fit продавец сможет примерить на покупателя весь модельный ряд магазина, а система покажет, какой именно размер того или иного производителя лучше подойдет.

Хотя вся разработка сосредоточена в России, сама компания зарегистрирована в Ирландии. Try.Fit уже достиг соглашений с компаниями Adidas, «Эконика» и «Детский мир», в ходе которых технологии стартапа будут установлены в сотнях магазинов в России и США.

«Меня удивили Play Key, Wallarm, „Мультикубик“ и VoxImplant»
Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ.

— Я перечислю не новичков, а компании, которые были запущены раньше, но в этом году смогли удивить. Это интернет-сервис Play Key, который позволяет людям со «слабыми» компьютерами играть в суперсовременные игрушки. У ребят отличная технология и огромный потенциальный рынок. Wallarm — одна из немногих компаний на российском рынке, которая продает не консалтинговые услуги, а готовую систему безопасности веб-приложений. «Мультикубик», который позволяет транслировать детские мультфильмы на различные поверхности. Это достаточно сложная инженерная разработка, причем продукт собрал на единой платформе проектор и огромное количество обучающего и развлекательного контента для разных возрастов. И VoxImplant, который придумал самое удобное решение для разработчиков по организации телефонии. Сейчас благодаря этому решению можно делать такие потребительские сервисы, которые ранее были невозможны. Например, распределенные конференции.

Prisma — приложение для обработки фото

Prisma, появившаяся в App Store 11 июня, в дальнейшем стала самым громким российским стартапом этого года. Уже через несколько дней после появления автор приложения Алексей Моисеенков, работавший в Mail.ru Group, уволился оттуда, чтобы сосредоточиться на Prisma Labs inc., а 1 августа количество обработанных сервисом фотографий достигло 1 млрд. В итоге Prisma стала приложением года по версии Google Play и AppStore — впервые в истории два крупнейших магазина приложений сошлись в оценке.

Однако после столь шумного запуска дальнейшая перспектива приложения неясна. 20 декабря вышло обновление, которое превращает Prisma в подобие социальной сети с возможностью просматривать изображения, которыми делятся люди поблизости, но вряд ли это поможет вернуть былую славу. Есть вопросы и том, как стартап планирует зарабатывать. По данным «Ведомостей», Prisma заработала на платных фильтрах чуть менее $1 млн, а РБК сообщал, что Mail.ru Group инвестировал в стартап $2 млн.

«ЭкзоАтлет» — экзоскелеты

Компания «ЭкзоАтлет» два с половиной года работала над разработкой экзоскелета — устройства, которое облегчит жизнь и восстановление людей, получивших травму позвоночника или спинного мозга. Сейчас в России 350 000 человек с подобной проблемой, еще 8 000 добавляется к ним ежегодно в результате ДТП. В июне этого года им выдали регистрационное удостоверение — теперь Росздрав считает их разработку «медицинским изделием».

В первый же год компания перешла от единичных продаж к крупным поставкам (учитывая техническую сложность устройства, это прорыв). Москва закупила 20 экзоскелетов для оснащения трех клиник департамента соцзащиты и пяти клиник департамента здравоохранения. Стоимость экзоскелета — 1,5 млн рублей. Впрочем, в «ЭкзоАтлете» утверждают, что с помощью страховых компаний можно будет брать его в аренду или с дисконтом. Следующей целью компании руководитель Роботехнического центра Сколково Альберт Ефимов видит продажу первой партии российских экзоскелетов за рубеж в 2018 году.

Pump.today — сервис заправки автомобиля

Фотография предоставлена пресс-службой

Это не первый в Москве сервис по заправке автомобиля с помощью курьера, но у Pump.today есть важное отличие — он рассчитан не на помощь в дороге, а на людей, которым некогда тратить время на заправку. Чтобы заправиться, необходимо оставить заявку на сайте сервиса, получить инвайт и привязать свою банковскую карту. Литр бензина АИ-95 стоит 40 рублей плюс 200 рублей за доставку, работают только в пределах МКАД.

Критика стартапа сводится к трем составляющим. Во-первых, при среднем чеке заправки в Москве в 2 000 рублей, отдавать 200 за доставку решится не каждый. Во-вторых, в столице нет таких проблем с доступом к заправочным станциям, как в Калифорнии, где аналогичные сервисы процветают. И в-третьих, не стоит забывать о стремлении нашего государства к регулированию всех возможных отраслей — оно точно обратит внимание на доставку горючих материалов.

Однако пока всё идет нормально. Владелец стартапа Борис Голиков уверяет, что их «машины полностью соответствуют нормам перевозки горюче-смазочных материалов, а оборудование имеет все необходимые сертификаты». В ноябре Pump.today отчитался что заправляет парк из 480 машин, в среднем каждая из них потребляет 200 л топлива в месяц. Правда, пока не очень много частных заказов — 10−15 в день, — но Борис Голиков уверен, что у сервиса отличные перспективы.

«Никаких революций в этом году не было»
Гарретт Джонстон, эксперт в области стратегического маркетинга.

 — Никаких революций в этом году не было, я бы заметил. Все занимались оптимизацией бизнес-процессов, улучшением отношений с клиентами и строили заделы на будущее — так, например, самый популярный рекрутер рунета Алена Владимирская ожидает резкий спрос на маркетологов в 2017 году (+20%, почти «досанкционный» уровень), а значит компании что-то готовят. Я вижу очень много потенциальных прорывов у многих российских компаний, но пока из-за загруженности с европейскими клиентами не могу обратиться к владельцам этих компаний с конкретными советами, как менять или добавить ту или иную часть своих бизнес-моделей в интересах прорывного улучшения customer experience.

Я смотрю в сторону революционного улучшения customer experience (впечатления клиента от компании), а не в сторону технологичного удешевления того customer experience, который есть у российских компаний. Низкая, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами, стоимость российского бизнеса связана в первую очередь с ужасным customer experience. Инвесторы не верят в то, что такие компании способны максимизировать customer lifetime value (размер чистой прибыли, которую компания получает от клиента за всё время, которое клиент сотрудничает с ней), то есть собрать «клиентскую урожайность» через лояльность восхищенных клиентов на много лет вперед. Из-за этого российские компании стоят копейки.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.