Новости

Россияне стали реже ходить в рестораны и аптеки

По данным исследования, за второе полугодие минувшего года спрос на услуги ресторанов и кафе в России упал на 10%. «Рестораторам не удалось компенсировать это даже ростом цен. В результате ретейлеры данного сегмента фиксировали падение выручки в рублях на фоне роста цен», — отмечено в исследовании. 

Также сократились на 8% продажи товаров медицинского назначения. При этом в восьми сегментах ретейла («одежда», «обувь», «продукты питания», «товары для детей», «товары для дома», «бытовая техника и электроника», «парфюмерия и косметика» и «услуги») происходил как рост цен, так и рост объемов продаж (в единицах продукции). Больше всего спрос вырос на услуги (например, маникюр, бытовые услуги и т.п.) и одежду (+18 и +5% соответственно). 

Количество новых ресторанов и кафе при этом ощутимо выросло. По данным исследования, во втором полугодии 2016-го было открыто 105 новых торговых точек и закрыто всего 19. Аптек было открыто 99, причем ни одну из уже работающих не закрыли. В сегменте «одежда» было открыто 139 новых магазинов против 91 закрытого. Точек по профилю «услуги» было открыто 336, а закрыто 121. 

Авторы исследования отметили, что во второй половине 2016 года покупательская способность продолжала падать, и на этом фоне востребованы были в первую очередь бюджетные заведения. «Средний чек действительно уменьшился, поэтому заведения были вынуждены адаптироваться под потребности и возможности населения, что и привело к открытию множества новых ресторанов с более низкими ценами», — уточнили представители компании. Прирост площадей обеспечили в первую очередь заведения мини-формата и стрит-фуд. 

При этом в целом, по оценке авторов исследования, ретейлеры стали смотреть в будущее с большим оптимизмом. 60% ретейлеров ожидают в первом полугодии 2017 года изменений в лучшую сторону, 35% считают, что ситуация не изменится, и только 5% ожидают ухудшения ситуации. 

Вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Вадим Прасов подтвердил, что за последние несколько лет доходы ресторанов, особенно с высоким средним чеком, заметно упали. На смену им пришли заведения с демократичными ценами, чья экономика строится на интенсивном потоке посетителей, а не на высоких ценах (такие проекты оказались достаточно успешными в сегодняшних реалиях, поэтому удачный опыт многие хотят повторить). 

«Тучные времена в ресторанном бизнесе позади. Последние несколько лет, не самых удачных для российской экономики, отразились и на бюджетах, которые гости готовы тратить. Такие расходы попадают в семейном бюджете под сокращение первыми, если возникают какие-то финансовые проблемы», — считает Прасов. 

Комментируя ситуацию на рынке медицинских товаров, директор сети «Интероптика» Евгений Веселов признал, что последний квартал прошлого года стал крайне болезненным для отрасли — рост продаж практически прекратился. «И в крупных городах, и в регионах все стонали, удивлялись: где люди, где деньги? Ситуация кризисная, люди начинают тратить меньше денег на продукты не первой необходимости, выбирают более дешевые товары. Говорят, что на здоровье не экономят. Оказалось, что экономят, но несколько меньше, чем на отдыхе и походах в ресторации», — отметил Веселов. 

Напомним, по прогнозам
руководителя агентства по ресторанному консалтингу «Рестконсалт» Сергея Миронова, в 2017 году доля сегмента фастфуда вырастет на 5-7% в зависимости от экономической ситуации в стране. Главная причина роста, отмечают участники рынка, — кризис.