Новости

«ВКонтакте» требует запретить сбор данных пользователей для банков

В иске утверждается, что Double Data извлекает из базы данных социальной сети фамилии, имена, сведения о месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фотографии, а также данные о частоте посещений страницы и типе устройства. При этом ни пользователи, ни сама социальная сеть не давали разрешения на извлечение таких материалов и их коммерческое использование. Согласно иску, НБКИ предлагает банкам сервисы на основе технологий, которые разработала Double Data: они позволяют оценить кредитоспособность заемщика по данным из «ВКонтакте». 

Социальная сеть потребовала обязать ответчиков прекратить использовать открытые данные для продажи своих услуг. За нарушение исключительных прав «ВКонтакте» требует взыскать с каждой компании по одному рублю.

Технологии, используемые Double Data подразумевают создание множества технических запросов к соцсети, «что в конечном итоге может негативно повлиять на скорости отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото», — рассказали изданию в Mail.ru Group.

Претензии «Вконтакте» — способ конкурентной борьбы, считает глава Double Data Максим Гинжук. Он напоминает, что в 2016 году Mail.ru Group начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. Если пользователь сделал данные открытыми — «это его право и никто не должен монополизировать их использование», приводит издание слова главы Double Data. «Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать ее», — заключил Гинжук.

В НБКИ отказались прокомментировать ситуацию. 

Банки и компании по всему миру анализируют информацию из профиля, фотографии, статусы друзей для составления портрета клиента, добавляет «Коммерсант». Издание также указывает на существование крупных онлайн—проектов, занимающихся социальным скорингом. Проект Lenddo работает в 20 странах мира и анализирует данные из Facebook, Google, Yahoo, Twitter и LinkedIn. В России такие разработки используют проекты «Вдолг.ру» и Moneyman.