Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Четвертая промышленная революция. Как новые технологии меняют бизнес?

Четвертая промышленная революция. Как новые технологии меняют бизнес?
Иллюстрация: Alex Williamson/gettyimages.com
Технологический прогресс влияет на то, как и с какой скоростью мы ведем свой бизнес. Дроны, искусственный интеллект, роботы, биоинженерия, квантовые компьютеры и другие новейшие технологии помогают предпринимателям сократить издержки, привлечь клиентов и повысить производительность. Согласно исследованию PwC, компании в разных странах ожидают, что автоматизация и цифровизация продуктов и услуг позволит в течение ближайших лет в среднем сокращать затраты на 3,6% и повышать выручку на 2,9% в год. «… Во многих отраслях сейчас наблюдается исторический перелом, когда компании и сектора либо выберут развитие и в будущем станут лидерами отрасли, либо ослабнут и станут неконкурентоспособными и ненужными», — отмечают в PwC. Вот примеры того, как компании используют в работе технологии, которые еще пять лет назад казались фантастикой.

Российский мебельный ретейлер Hoff планирует с помощью виртуальной реальности (VR) показывать покупателям, как тот или иной предмет будет выглядеть в интерьере их жилища. Для этого компания намерена оцифровать свой товар и планировку квартир в типовых домах самых популярных серий. Клиенты с помощью VR-очков смогут увидеть, как выбранная мебель будет располагаться в квартире, с чем ее можно комбинировать. Технология VR дает возможность расширять ассортимент без увеличения торговых площадей. Благодаря этой инновации, ретейлер сможет сэкономить на аренде, повысить конверсию и увеличить средний чек. 

Конкурент Hoff — IKEA, торговая сеть по продаже мебели и товаров для дома, также экспериментирует в этом направлении. Она внедрила в России технологию дополненной реальности (AR): с помощью мобильного приложения и каталога товаров покупатель может видеть на экране смартфона, как предмет мебели вписывается в интерьер.

Большие возможности открывает технология AR в сфере логистики. Так, немецкая компания DHL выдала сотрудникам своего склада в Нидерландах «умные» очки Vuzix M100 и Google Glass. Гаджеты используются для «выборочного видения»: они показывают только те товары, которые работнику нужно собрать в конкретный заказ. Пилотный проект показал, что с дополненной реальностью логистика и процесс выбора нужных товаров проходят эффективнее на 25%.

DHL также активно экспериментирует с дронами (компания планирует организовать с их помощью доставку посылок). В этом же направлении работает другая логистическая компания UPS. Она уже закончила тестирование своего «доставочного» дрона, который будет взлетать с автомобиля, оснащенного аккумуляторной станцией. 

Одна из наиболее очевидных сфер использования дронов — логистика. Но одной только доставкой дело не ограничивается. Российский стартап «Авиарешения» создал промышленный беспилотник весом в полтонны, который способен поднять в воздух до 150 кг груза. Он поможет сельхозпроизводителям экономить до 75% на химобработке полей. «Авиарешения» рассчитывают зарабатывать не на продаже, а на сдаче беспилотников в аренду. Клиенты будут платить стартапу паушальный взнос (до 3 млн рублей) и еще 2 000–3 000 рублей за каждый час, который дрон проводит в полете. Новым беспилотником уже заинтересовались компании–гиганты агробизнеса «Русагро» и «Продимэкс».

Российский стартап Try.Fit разработал технологию виртуальной примерки обуви и уже привлек более $500 000 инвестиций. Изобретение состоит из 3D-сканера, который дает возможность пользователю построить объемную модель его стопы, и мобильного приложения, призванного помочь найти идеальную пару за считанные минуты. С помощью Try.Fit покупатель сможет примерить весь модельный ряд магазина, а система покажет, какой именно размер того или иного производителя лучше подойдет. Единожды отсканировав стопы, клиент сможет сохранить данные в мобильном приложении и потом делать «примерки» онлайн в любых магазинах-партнерах TryFit. Производители обуви таким образом увеличат продажи и сэкономят на возвратах.

Трехмерная модель стопы в приложении TryFit / Фото: Олег Бородин/Inc

Новая технология должна помочь также торговле обувью онлайн — сейчас конверсия в этом сегменте составляет всего 2%. Try.Fit уже достиг соглашений с компаниями Adidas, «Эконика» и «Детский мир», в рамках которых его устройства будут установлены в сотнях обувных магазинов России и США. Зарабатывать стартап планирует за счет выплат от крупных производителей обуви, которым он предоставит платформу и оборудование.

Российская компания «Битрикс24» внедрила в CRM-систему разработанный ею face-трекер, который работает через обычную веб-камеру. Он способен, например, распознать лицо посетителя, только входящего в магазин. Продавец тут же получит информацию о клиенте: его историю покупок, размер одежды или обуви и даже любимые марки. Все это позволит улучшить качество обслуживания.

Face-трекер может также использоваться для фиксации прихода-ухода работников в офис. Для этого нужно всего лишь поставить на ресепшен веб-камеру и монитор. В результате компании могут отказаться от дорогостоящих систем учета рабочего времени, турникетов и тетрадей учета. Face-трекер распознает лицо сотрудника, выведет на монитор его данные и покажет кнопку «Открыть / Закрыть» рабочий день, рассказали Inc. в «Битрикс24».

Другая российская компания, Apis Cor, произвела мобильный строительный 3D-принтер, способный напечатать стены здания в любом месте за 24 часа. Возможности своего изобретения она продемонстрировала в феврале этого года в подмосковном Ступине. Жилой дом общей площадью 38 м² был напечатан за сутки целиком, а не собран из отдельных элементов. Стоимость квадратного метра жилья составила 16 тысяч рублей.

Технологии Apis Cor, воплощенные в мобильном строительном принтере, сокращают до минимума трудоемкие операции и позволяют управлять процессом строительства дома всего двум операторам.

В феврале 2017 года рекрутинговый сайт HeadHunter запустил систему рекомендации вакансий, основанную на технологии машинного обучения. Она анализирует историю активности пользователей, после чего показывает им объявления о приеме на работу, которые с наибольшей вероятностью их заинтересуют. Действовавшая до этого момента система рекомендаций опиралась на заранее прописанные для каждой профессии поисковые запросы с жесткой привязкой к каталогу сайта.

Тестовый период показал, что вакансии, отобранные при помощи искусственного интеллекта, привлекают на 25% больше внимания соискателей. Создание новой рекомендательной системы обошлось сервису HeadHunter в сумму 2 млн рублей, не считая инвестиций в серверную инфраструктуру. В компании надеются окупить вложения в срок от полугода до полутора лет.

Фото: Promobot

Пермская компания Promobot разработала сервисные роботы для бизнеса и уже успешно продает их в России и ряде стран мира. Они предназначены для работы в местах повышенного скопления людей. Роботы помогают людям с навигацией, отвечают на любые вопросы, транслируют промоматериалы и запоминают каждого, с кем приходилось общаться. Такие устройства могут, в частности, использоваться в отелях в качестве администраторов, консультировать по услугам гостиницы, помогать гостям изучать туристические маршруты, бронировать номер.

В автоцентрах роботы можно использовать для консультирования посетителей об имеющихся в продаже машинах, их особенностях и комплектации. В торговых центрах эти устройства помогут посетителям ориентироваться и подскажут, в каких магазинах есть скидки и акции. Сейчас роботы используются как крупными компаниями («Сбербанк», «Билайн», торговая сеть «Семья»), так и малым бизнесом (event-агентства, магазины бытовой техники).

Китайский стартап Wheelys открыл в Шанхае первый роботизированный магазин, в котором нет кассиров и очередей. В торговом заведении продаются готовые завтраки, обеды и ужины, а также другие продукты. Чтобы совершить покупку, пользователи должны предварительно скачать мобильное приложение магазина, с помощью которого они отсканируют код товара и оплатят покупку.

Wheelys начал тестировать первый роботизированный магазин на год раньше, чем Amazon. Онлайн-ретейлер недавно был вынужден отложить официальное открытие своих продуктовых магазинов без касс и кассиров Amazon Go. Сделать это пришлось из-за возникших технических проблем. Пока тестовый магазин в кампусе в Сиэтле обслуживает сотрудников самой компании.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России