Основатель Mash Никита Могутин — о реальной свободе новых медиа и о том, как заработать миллионы в Telegram

Основатель Mash Никита Могутин — о реальной свободе новых медиа и о том, как заработать миллионы в Telegram

С аудиторией нужно дружить и говорить на одном языке, тогда она тебе начнет доверять и даже заказывать работу. Основатель паблика эксклюзивных новостей Mash Никита Могутин выступил с лекцией для онлайн-школы стартапов RuSSOL в Deworkacy Corporate Innovations Hub и рассказал, что только за прошлый месяц канал заработал в Telegram почти 4 млн рублей. Вот все самое интересное из его выступления: как раскрутиться в мессенджере, почему новостная аудитория считается «грязной» и зачем в «телеге» рекламировать Роллс-Ройс.


Как быть крутым в Telegram и зарабатывать


Telegram-канал Mash – это случайное детище, на которое никто не ставил, которое особо никто не хотел и которое делалось по приколу. На первом этапе мы вообще не вкладывались в рекламу, первые 500-700 человек пришли к нам сами. После этого мы дали небольшую рекламу на мелком канале наших знакомых, добрались до 1 тыс. И неожиданно нас заметили СМИ.

Telegram-канал Mash стал мелькать у людей перед глазами все чаще, чаще, чаще. Взрыв пошел на волне супер-новостей о блокировке Telegram, который все никак не блокируется, и мы стали расти.

В Telegram мы не пишем никогда о том, что нам лично не интересно, что у нас лично не вызвало эмоций. Мы решили не заниматься копипастой, не перерабатывать чужую информацию (исключая общественно-важное событие или сверх-важную информацию западного СМИ о России).

Большинству людей по хрену на 99% новостей. Есть люди, которые интересуются только «желтухой», есть люди, которые интересуются только политикой, криминалом, и какие-то узкие аудитории, но есть основная масса, которой интересно то, что как-то применимо к ним лично.

Чтобы работать со своей аудиторией, надо четко понимать, как вы не будете ее бесить. Очень просто начать бесить человека, если постоянно присылаешь личные сообщения. Мы для себя выбрали количество – 4 поста в день, не больше. Позже мы стали делать 8 постов в день. Сейчас аудитория большая, требует больше и больше мяса, мы даем до 20-ти новостей, это много. Не все успевают их читать в реальном времени, поэтому мы стали делать вечером небольшой дайджест – это 3-4 поста, это самые важные, самые интересные новости

Что касается «бабок» в Telegram. Как и к любой платформе, крупные рекламодатели сначала к ней присматривались. А теперь стали принимать всерьез. Сейчас реклама в  телеге бывает двух видов: пирамида (я рекламирую тебя, чтоб ты рекламировал кого-то другого, чтоб он рекламировал кого-то третьего) и бренды. Они уже пришли в телегу. Если вы крупный, серьезный, у вас хорошие цифры и вас читают важные люди, то к вам начнут приходить премиальные бренды.

Я сначала удивился, когда к нам начали стучаться и просить прорекламировать Роллс-Ройс. Зачем в телеграм-канале Роллс-Ройс рекламировать? Но на нас подписано огромное количество российских чиновников. Кому как не им надо показывать рекламу Роллс-Ройса.

В телеге нет статистики. Есть тегостат, которым можно замерять какие-то показатели, но характеристики аудитории ты им не замеришь. Поэтому мы сделали просто: время от времени закидывали гугл-таблицу с анкетой для подписчиков: возраст, интересы. Мы делали это при 102 тыс. подписчиков, ответили на него, по-моему, 30 или 40 тыс., то есть половина аудитории. Этого уже достаточно, чтобы сделать срез.

Мы узнали интересы, пол, раздражители аудитории. У нас неожиданно оказалось практически поровну мужчин и женщин, с небольшим перекосом в сторону мужчин. Возраст — 18-35, проживание — Москва/регионы.


С чего начать свой канал в Telegram, рецепт Никиты Могутина


Наполнить канал контентом на 5-6 скролов, чтобы пользователю было что почитать перед подпиской.


Отправить ссылку по друзьям и попросить их подписаться и расшарить.


Прорекламироваться на небольших (это важно) каналах, внимательно их подобрав. – Смотрите, чтобы количество просмотров постов в них совпадало с количеством подписчиков.


Если Telegram заблокируют, у нас отвалится часть аудитории, часть аудитории сможет нас читать из-под различных сервисов, но даже если все будет критично, мы сможем найти путь к сердцам на других площадках, просто перенеся главный вектор на другую сторону. Благодаря нашим сторонним рекламным проектам и продаже контента мы существуем уверенно, закрываем свой бюджет до прибыли и без Telegram.


Про Mash


Новые медиа сейчас — это пока реальная свобода, реальное отсутствие цензуры, возможность делать то, что ты хочешь.

Мы в Mash пока ни разу не столкнулись с тем, чтобы нам о чем-то нельзя было бы писать. Самое важное сейчас — при этой свободе нести ответственность перед своими читателями, уважать их, любить и не хамить никому.

Сейчас в Mash работают 26 человек в штате и 300-500 — вне штата, на удаленке, стрингеры, — на них мы держимся. Это монтажеры, операторы, журналисты, которые помогают нам в свое свободное время монтировать видео, сообщают нам новости и на этом зарабатывают деньги.

Над Telegram у нас работают три человека и еще 16 человек добывают информацию для всех остальных платформ. На самоокупаемость мы вышли в конце ноября, после этого мы пошли в прибыль. За прошлый месяц у нас только от Telegram получилась рекордная прибыль — 3 млн 800 с чем-то там тыс. рублей.

Хорошие деньги нам приносит торговля нашим контентом. Мы получаем огромное количество информации и видео, потому что мы умеем искать и знаем, как это делается. Мы продаем это телеканалам и другим СМИ, любому, кто с нами работает.


Сегодня все делают новости


До появления соцсетей между событием и публикацией проходили дни, недели, месяцы, большой промежуток времени, пока об этом не узнавали журналисты и не писали в газеты. Давайте разберем на примере крушения «Титаника». Он утонул в ночь с 14-го на 15-е апреля. Первая новость о нем в СМИ прошла только днем 15-го: Evening Sun написала, что «Титаник» затонул. Все люди спасены. Лайнер отбуксирован в Галифакс. И только утром 16 апреля в газете The New York Times были опубликованы первые списки выживших. Как это происходит сейчас: упал самолет. Обычно об этом становится известно минут через 10-15. Первые списки погибших, жертв или новости о том, что люди выжили, появляются буквально в течение первого часа. Все потому, что информационное поле сейчас очень насыщенное, очевидцы постят свои фотографии в соцсети. Журналистов заменили обычные пользователи.

Классический пользователь все узнает в своей ленте новостей, из сообщений друзей. Не так много людей, которые занимаются реальным фактчекингом, которые лазают по сайтам, сравнивают информацию и собирают идеальную картину.

Представьте себе очень большой круг, широкий круг: это – печатные СМИ. Внутри него круг поменьше – это информационные сайты. Внутри этого круга еще один – это социальные сети. Внутри уже совсем маленький – это мессенджеры. А в самом центре – пользователь, читатель. Чем дальше круг от него, тем дольше до него доходит информация, тем дольше она обрабатывается, перерабатывается, изменяется, зачастую превращается во что-то совершенно иное.

В мессенджерах вы, как автор «нового медиа», попадаете в самую интимную сферу человека. У вас есть экран мобильника, вам приходит сообщение туда от жены, от ребенка – и туда же падают сообщения от Mash. Это область, в которой нужно заслужить максимальное доверие читателя.

Если, будучи журналистом, вы общались с ним с позиции ментора, то сейчас представьте себя политиком в толпе людей – все на вас кричат, орут, а вы пытаетесь, размахивая саблей, рассказать свою правду. Если аудитория с вами воюет, то у вас ничего не получится. Вам нужно начать доносить информацию так, чтобы она была понятна вашему читателю и проста.


Секреты репостов, доверия и впечатления


Новостная аудитория считается «грязной», она очень тяжелая. Потому что люди чаще всего приходят на конкретную новость, а не читают их все постоянно. Они пришли к вам, предположим, на крушение самолета, убийство или что-то еще, прочитали и уходят. В лучшем случае они на вас подписались, но через какое-то время они все равно могут уйти.

Если вы полюбились вашей аудитории, вы должны обращать внимание на самый важный показатель. Это вовлеченность — то, как аудитория реагирует на ваш материал, как она взаимодействует с ним, общается с вашим контентом, — лайки, репосты, комментарии или «отправить друзьям».

Вовлеченность — ради нее вообще все это и существует. Если просмотры можно накрутить и никто, кроме профи, не заметит, что что-то не так, то вовлеченность сразу же видна: если отстают комментарии, а просмотров много, если лайков мало или наоборот, слишком много, но репостов мало при этом.

Когда мы только запускали Mash, мы столкнулись с интересной штукой. У нас сразу стали расти просмотры, но в полной заднице находились репосты. Если вас не репостят, то вы остаетесь внутри вашей уже собранной аудитории. У вас не растет охват, о вас не узнает большее количество людей.

Мы стали разбираться и поняли, что человек репостит то, что говорит о нем самом. Почему люди так хорошо репостят расследования Навального? Потому что всем хочется казаться или быть борцами за справедливость, сообщать: «да, я тоже верю, что надо что-то менять». А почему у порно миллионы просмотров и единицы репостов? Потому что все смотрят порно, но никто не хочет, чтобы все об этом знали. Человек репостит то, что создает его портрет, его лицо. Поняв это, мы стали иначе относиться к нашему контенту: стали говорить с аудиторией человеческим языком, доносить то, что мы бы хотели, чтобы доносили до нас.

Ищите эмоции. Вытаскивайте то, что зацепит что-то в душе человека. Это может быть и отрицательная эмоция, и положительная эмоция, это может быть хорошо и плохо, раздражение, гнев, ярость, любовь, тоска, грусть, веселье, смех и все, что угодно, но то, что затронет человека, то, что заставит его сопереживать.

Также важно впечатление. Теперь, когда мы какую-то новость пропустили, что-то не заметили, о чем-то не рассказали, к нам приходят пользователи и пишут: «Почему Mash об этом не пишет, почему вы скрываете это?!» Люди где-то в другом месте прочитали, после этого пришли к вам и спрашивают – а почему вы об этом не рассказали? Они ждали от вас – именно вы об этом скажете. Вот это самое важное — это впечатление.