Рубрики

О журнале

Напишите нам

Придумать

Бигдатой по трафику. Как данные меняют транспортные потоки (и что со всем этим делать бизнесу)

Фото: Cui Guanghua/Getty Images

Каршеринг, «умные парковки», MaaS — новые технологии оптимизируют движение в мегаполисах и повышают комфорт горожан. Представители компаний из этой сферы рассказали, как взаимные отзывы и рейтинги влияют на поведение людей и почему личный транспорт в городах скоро исчезнет (выступления прозвучали на конференции Stuck in Mobility — ее организовал венчурный фонд Sistema_VC).


Как данные помогают планировать транспортные потоки?



Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Занимаясь проектом транспортного планирования с Департаментом транспорта Москвы и системой байкшеринга «Велобайк», мы поняли самое главное — как люди перемещаются. Важны даже не объемы трафика. Во многом мы следуем стандартной концепции транспортного планирования — чтобы пересекались предложение и нереализованный спрос. Если люди стараются не выезжать из своих районов — значит, на этих территориях очень неудобный транспорт (все стараются найти работу поблизости).

Какие данные оказались на самом деле ценными? Отчасти сотовые (это прекрасный справочный материал), но гораздо важнее понимание пассажиропотоков и сопоставление данных пользовательского опыта. Например, автобус №6 выписывал кривые по Болотному острову и возил воздух (им ежедневно пользовались 50 человек). Данные подтвердили общеизвестные факты и помогли их структурировать. Во многом работа с data — это управление знаниями. Полезны данные прикладного характера. Очень хорошо это иллюстрируют бизнесы: чтобы оптимизировать перевозки и сэкономить, они используют данные, которые действительно сокращают их косты и увеличивают эффективность.


Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


У BlaBlaCar много своих данных — мы опираемся на них. У нас 65 млн пользователей, и мы пытаемся эти данные анализировать и обрабатывать.


Анна Качурец

сооснователь GroozGo


Мы — онлайн-сервис грузоперевозок, и у нас есть свои данные и статистика по грузовикам. Мы стараемся парсить представленный в интернете рынок, изучаем спрос и предложение. Для наших клиентов (компаний и B2B-сервисов) важны 3 вещи: цена, наличие машины и гарантии. Все эти 3 вопроса мы закрываем с помощью анализа big data. Собираем данные о водителях и машинах — какие у них были юридические, административные и налоговые дела.


Как городская мобильность и современные технологии меняют поведение людей?



Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


Прежняя парадигма доверия изменилась. Чтобы сесть в авто к чужому, незнакомому человеку, мне больше не нужно ничего о нем знать (даже о его навыках вождения), проводить с ним время и жить в одном дворе. Мне не нужно, чтобы кто-то, кому я доверяю, сказал: «С Васей можно ехать». Достаточно зайти на онлайн-сервис, где агрегированы отзывы и данные о попутчиках (если мы говорим о BlaBlaCar).

Трансформация доверия сделала фантастическую вещь — она повлияла на развитие мобильных сервисов. Мы все изменились — и будем совершенно иначе потреблять ресурсы и сервисы.

Взаимные отзывы и рейтинги также влияют на поведенческие привычки людей и безопасность на дороге. В рамках исследования мы задавали автовладельцам и пользователям BlaBlaCar вопрос: «Важны ли для вас оценка и отзыв попутчика?» Им было это очень важно! Когда водители подключались к системе BlaBlaCar — они кардинально меняли свои привычки: стали пристегиваться и следить, чтобы пристегивались попутчики. Они признались, что внимательны к пассажирам, соблюдают скоростной режим — и стали вежливее…

Мобильность и сопровождающие ее технологии реально меняют поведение людей. Казалось бы, что (или кто) может заставить людей пристегиваться? У сотрудников ГИБДД не вышло: кто не хочет, так и не пристегивается. Но перспектива получить плохой отзыв за проезд на красный или нарушение скоростного режима заставляет водителей менять свои привычки.


Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Глобально привычки людей меняются, пространство адаптируется. На ум приходит проект транспорта будущего, где шаттлы трансформируются в мобильные офисы. Сейчас мы перемещаемся со встречи на встречу, а могли бы не тратить впустую это время и о чем-то переговорить в беспилотном шаттле. В 50-60-летней перспективе транспорт займет еще большее место в нашей жизни: какие-то стационарные вещи мы сможем делать в движении — как в такси, где можно не следить за дорогой.

С развитием транспортных сервисов запросы людей на них будут расти. Сейчас нам кажется классным: «О, приехало такси за 5 минут!» В дальнейшем такси должно приезжать раньше, чем я о нем подумал (конечно, утрирую).

Мобильность — это время, которое мы тратим на перемещение. В дальнейшем человек будет его планировать максимально эффективно. В какой-то момент человечество одумается и научится тратить время более правильно — на семью, а не на работу (чтобы выровнять work-life balance). У людей появится аппетит к классным транспортным сервисам.


Какое будущее ждет личный транспорт?



Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


Мы считаем, что в перспективе 15-20 лет в крупных городах (прежде всего в Москве) личный транспорт исчезнет — люди пересядут на каршеринг и прочий общественный транспорт. Появятся автопарки, объединенные по всей стране. Условный москвич, который летит в Сочи, сможет открыть то же приложение с оценками и отзывами и взять там каршеринговый автомобиль, использовать его как BlaBlaCar, сажать попутчиков и за счет них отбивать свои транспортные расходы. Личное авто не потеряет значения для тех, кто вынужден регулярно совершать междугородние поездки, — с точки зрения финансов и удобства для них все останется по-прежнему. В городе же иметь свой автомобиль станет неудобно и дорого — уже сейчас в некоторых зонах парковка стоит 380 руб. в час.

В перспективе примерно 80% поездок будут разделенными: люди начнут подсаживать попутчиков. Например, человек регулярно ездит из Екатеринбурга в другой город и готов бесплатно подвезти того, кто владеет английским, чтобы по дороге практиковаться в языке. Люди будут объединяться по интересам: языки, музыка, что-то еще…


Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Я бы рассматривал 2 фактора, достаточно очевидные. В XXI веке есть тренд на урбанизацию: города стягивают экономически активное население — будущее во многом связано с мегаполисами. При этом инфраструктура городского пространства меняется гораздо медленнее, чем нужно людям.

Отсюда вытекает довольно очевидное следствие: транспортная инфраструктура испытывает огромный challenge, потому что населению нужно перемещаться. Люди пытаются каким-то образом решать свои проблемы с проживанием и работой — феномен «удаленки» отчасти связан именно с тем, что «выходить» из района достаточно трудно.

Все больше и больше сервисов стараются использовать имеющееся городское пространство максимально эффективно и удобно для пользователя (возможно, где-то с потерей доли комфорта). Компании экспериментируют, и это их ответ на растущие потребности пользователей при несовершенной инфраструктуре. Будущее в том, чтобы эффективно использовать городское пространство.

Тренд отказа от персонального транспорта правильный (это и вопрос безопасности), но медленный, — автомобильный рынок очень маржинальный и ресурсоемкий. Использование шеринговых систем муниципального транспорта и создание моделей, эффективных по затратам (без потери приемлемого уровня комфорта), — будущее городской мобильности. Необходимо использовать существующую инфраструктуру и предоставлять не очень дорогой, но качественный сервис.

Поделиться