Семь мегатрендов будущего. Выбор Inc.

В начале каждого года принято делать подборки главных трендов, определяющих ключевые направления развития технологий. Но есть тренды, которые не умещаются в рамки всего одного года: их рост начался раньше и едва ли завершится в ближайшие 12 месяцев. Их можно назвать мегатрендами, которые будут двигать огромные сферы деятельности человека и менять облик целых отраслей промышленности и бизнеса. Inc. представляет 7 главных технологических мегатрендов — технологий и областей, которые в ближайшие несколько лет изменят весь известный нам мир.

1. AI: прикладной искусственный интеллект

Искусственный интеллект (AI) выглядит главным мегатрендом на ближайшие годы. Так же, как электронные устройства, интернет или мобильная связь не могут работать без электричества, так и абсолютное большинство передовых областей не смогут развиться без технологий AI: алгоритмов машинного обучения, нейросетей, компьютерного зрения, интеллектуальной робототехники, обработки естественного языка, интеллектуального анализа текстов и данных,и так далее.

Большинство экспертов сомневаются, что в ближайшем будущем люди смогут создать «настоящий», универсальный искусственный интеллект (artificial general intellect, AGI), по своим возможностям сопоставимый с человеческим или даже превосходящий его. Пока AI рассматривается как помощник человека, его инструмент, и в течение нескольких лет такие инструменты появятся буквально для каждой профессии или отрасли.

Генеративные нейросети способны создавать изображения (Stable Diffusion, DALL-E, Midjourney), текст или компьютерный код (ChatGPT и Microsoft GitHub Copilot) достаточно высокого уровня, которыми уже сейчас можно пользоваться в повседневной работе. Нейросети позволяют людям сильно сократить или полностью устранить объем выполняемых монотонных и скучных операций, требующих при этом сосредоточения и аккуратности и отнимающих очень много времени.

Нейросети постоянно развиваются, обучаясь на все большем объеме данных, и будут не только выполнять за людей черновую работу, но и давать подсказки, предлагать контекстно зависимые варианты, искать ошибки в результатах человеческой работы.

Например, для юристов AI может не только готовить типовые контракты и ходатайства, но и давать рекомендации на основе изучения прецедентов и судебной практики, а также следить за изменениями в законодательстве, предупреждать юристов о потенциальных рисках, конфликтах и ошибках в их работе. Логистам он поможет не только рассчитывать оптимальные схемы маршрутов и поставок, но и мгновенно корректировать их с учетом новых природных, финансовых или геополитических вводных. Нейросети уже могут генерировать компьютерный код и предлагать программистам варианты продолжения их кода, а также тестировать код, написанный людьми.

В теории нейросети могут вообще избавить людей от необходимости писать код, оставив за ними ввод данных, постановку задач и общий контроль.

Правда, пока это теоретическая возможность: нельзя доверять подбор и анализ важных данных нейросетям, которые пока не могут отличить достоверную информацию от ложной, но умеют искусно смешивать одно с другим. Вскоре после появления ChatGPT он был запрещен на главном программистском форуме Stack Overflow: объем созданных с его помощью правдоподобных, но неверных ответов был настолько велик, что модераторы не могли справиться с их удалением.

Кроме того, современные законы не позволяют возлагать на AI ответственность за предлагаемые им решения и советы, поэтому людей нельзя полностью исключать из процесса, даже если это станет возможно технологически. Может быть, ответственность на себя будут брать компании, которые займутся разработкой решений и сервисов в этой области: эксперты предсказывают появление и бурное развитие класса таких компаний.

Нейропоиск

Нейросети уже умеют отвечать на запросы пользователей; возможно, в ближайшем будущем они заменят современные поисковые системы. Или они объединятся с ними, образовав новые гибридные поисковые системы: Microsoft уже купил компанию OpenAI, собирается инвестировать в нее $10 млрд и встроить ее главный продукт ChatGPT в свою поисковую систему Bing. И таким образом наконец бросить вызов Google, испытывающему определенные затруднения из-за того, что люди начинают задавать вопросы не ему, а нейросетям.

Обучение

AI можно использовать не только в виде виртуальных учителей, контролирующих процесс обучения или оценивающих результаты работы учеников. AI способен быстро и качественно анализировать большие объемы текстов и данных: вероятно, в ближайшем будущем мы сможем просить своего виртуального помощника прочитать новую книгу, исследование или статью и пересказать нам ее основные идеи и тезисы. AI сможет превратить должностную инструкцию из многих сотен страниц в пошаговый учебный фильм для новых сотрудников или сделать инструкцию из фильма. AI сможет отвечать на вопросы учеников и помогать новичкам советами (хотя почему только новичкам).

Наука и медицина

Те же принципы, которые нейросети используют для создания картинок или текстов, они могут использовать для моделирования структур белков, клеток или химических молекул, разработки новых лекарств и проведения клинических испытаний. Новые биотехнологические компании смогут использовать AI, бросая вызов традиционной фармацевтической промышленности, — правда, «Большая Фарма» тоже вряд ли останется в стороне и обязательно будет использовать те же инструменты в своей работе.

Генерация видео

Пока трудно представить, как отразится на индустрии кино, ТВ и компьютерных игр появление нейросетей, которые смогут быстро и сравнительно дешево генерировать качественное видео. Пока сделаны лишь первые шаги в этом направлении, но что нас ждет в ближайшем будущем?

Может быть, натурные съемки станут не нужны, живых актеров заменят сгенерированные «идолы», может быть, образы настоящих актеров будут оцифровываться и затем использоваться в бесконечном количестве сиквелов очередной франшизы даже после их физической смерти.

Мертвые музыканты уже давно собирают залы, выступая на главных площадках, люди не испытывают никакого предубеждения к полностью виртуальным исполнителям или цифровым героям киновселенной. Может быть, игры и кино скоро встретятся в одной точке и станут новым видом иммерсивного искусства, в котором зрители могут стать полноценными персонажами. А может быть, мы станем подобны богам и будем создавать собственные миры в метавселенных одной только силой слова или силой мысли.

2. Метавселенные: корпоративные миры против единого интернета

$120 млрд

— общий размер инвестиций в метаверсы за несколько месяцев 2022 года.

$5 трлн

— оборот товаров и услуг в метавселенных к 2030 году по прогнозу McKinsey.

$10 млрд

планирует вложить Марк Цукерберг в развитие своей метавселенной.

Любые определения, что такое метавселенная (metaverse), всегда расплывчаты, многословны и представляют собой скорее перечисление характеристик и признаков, которыми она должна обладать. Чаще всего под ней понимают некое единое виртуальное трехмерное и постоянно существующее пространство, в котором люди могут перемещаться и взаимодействовать друг с другом с такой же или даже большей легкостью, что и в физическом мире.

Конечно, это определение хромает: с мелкими оговорками под него подходит любая современная многопользовательская компьютерная игра вроде Minecraft или World of Warcraft. Оговорка, что метавселенная должна быть трехмерной, помогает мало: в эти и другие игры тоже можно играть с помощью гарнитур виртуальной реальности или очков дополненной реальности. А в некоторые действующие прототипы метаверсов — например в Decentraland и тот же Minecraft — можно входить через браузеры или смартфоны. И уже сейчас можно гулять по оцифрованному поисковыми системами миру, рассматривать здания в 3D, заходить в магазины, рестораны и тут же — на их сайты, делая заказы и совершая покупки.

Возможно, правильнее будет говорить, что под «метавселенной» сейчас понимают то, что в 1990-х годах называли «киберпространством»: сущность, которая вмещает в себя буквально весь цифровой мир, представляющий собой виртуальное отражение, но не точную копию физического мира.

Но даже в это определение не укладывается еще одна концепция, согласно которой метавселенная будет не отдельным виртуальным миром (или сетью миров), а единым пространством, соединяющим физический и цифровой миры, границу и даже разницу между которыми мы со временем перестанем ощущать благодаря иммерсивным интерфейсам и технологиям смешанной реальности (о них мы поговорим отдельно).

Концепцию «метавселенной» и сам термин первым предложил Нил Стивенсон еще в 1992 году, в своей знаменитой «Лавине» (Snow Crash), но поворотным событием в этой области стоит считать 2021 год, когда Facebook* решил переименовать себя в Meta*.

«Отныне мы будем в первую очередь метавселенной, а не Facebook*», — заявил основатель компании Марк Цукерберг. И заявил о намерении только в том же году вложить в развитие метавселенной $10 млрд. Это дорого обошлось компании: за несколько следующих месяцев ее рыночная капитализация упала почти вдвое (хотя не только из-за проекта метаверса), но Цукерберг не сдается и планов не меняет. Meta* продолжает вкладывать огромные деньги в этот проект, продает VR-гарнитуры Meta Quest* для метаверса, создала виртуальное пространство Horizon Worlds, по которому можно перемещаться в виде аватара, и выпускает инструменты для разработчиков, позволяющие создавать виртуальные миры.

Вслед за Meta о разработке собственных метавселенных объявили и другие крупные компании: Alphabet, Apple, Microsoft, Amazon, Nvidia, Roblox, Unity Software, Disney. Сотрудничать в области метаверса для детей будут разработчик компьютерных игр Epic Games и производитель конструкторов Lego.

Корпорации видят в метавселенных прежде всего новые и огромные рынки: обитателям метаверсов можно продавать пространство и объекты, инструменты и средства передвижения, виртуальную одежду и товары интерьера, статусные артефакты и люксовые аватары.

Кроме того, это новое гигантское пространство для размещения рекламы, проведения массовых спортивных и развлекательных мероприятий.

Китайская Baidu строит собственную метавселенную под названием «Сижан» («Земля надежд», или «Дышащая земля»),— в китайской мифологии так называется волшебное вещество, обладающее способностью к непрерывному расширению и развитию. Сейчас это VR-пространство, в котором можно проводить деловые и развлекательные мероприятия, делать покупки, посещать виртуальные выставки и музеи.

Существуют и децентрализованные метавселенные, такие как упоминавшийся выше Decentraland, Axie Infinity или Sandbox. Они выставляют на продажу виртуальную землю, там можно создавать виртуальные объекты и торговать за внутреннюю криптовалюту, — в целом, в них можно заниматься тем же, что в корпоративных метаверсах, только без участия корпораций.

Производители самых разных товаров уже проводят свои презентации в современных метавселенных, Международная федерация футбола (FIFA) уже подписала контракт с платформой Roblox, все больше компаний открывают представительства в новых виртуальных мирах.

Консалтинговая компания McKinsey оценила общий размер инвестиций в метаверсы только за несколько месяцев 2022 года в $120 млрд и спрогнозировала, что к 2030 году оборот товаров и услуг в метавселенных может достичь $5 трлн, большая часть которых будет приходиться на электронную коммерцию, игры, развлечения, маркетинг и образование. Правда, этот прогноз выглядит излишне оптимистичным, а сам факт инвестирования десятков и даже сотен миллиардов долларов в новый проект еще не гарантирует, что он будет успешным. Если метаверсы не выйдут на совершенно новый уровень развития, они вряд ли привлекут внимание по-настоящему большого количества людей, но им трудно будет выйти на этот уровень, не собрав огромную аудиторию, — замкнутый круг, который чем-то напоминает аналогичную проблему разработчиков приложений для Web3.

Может быть, метавселенные так и не станут «настоящими». Обсуждаются как минимум три базовых сценария их развития в ближайшие годы.

1.

Метавселенные будут местом для игр и развлечений (и, возможно, способом заработка на них), своеобразным гибридом современных компьютерных игр, интернета и кинематографа.

1.

Метавселенные будут местом для игр и развлечений (и, возможно, способом заработка на них), своеобразным гибридом современных компьютерных игр, интернета и кинематографа.

2.

Каждая из корпорация создаст свою метавселенную, несовместимую или ограниченно совместимая с другими метавселенными (та же ситуация, что сейчас с IoS и Android); компании будут стараться удержать людей у себя и не отпускать к конкурентам.

2.

Каждая из корпорация создаст свою метавселенную, несовместимую или ограниченно совместимая с другими метавселенными (та же ситуация, что сейчас с IoS и Android); компании будут стараться удержать людей у себя и не отпускать к конкурентам.

3.

Метавселенная станет новым интернетом — единым и открытым для всех.

3.

Метавселенная станет новым интернетом — единым и открытым для всех.

Пока шансы на создание единой метавселенной примерно равны шансам на запуск Web3, тем более что во многих смыслах это одно и то же.

3. Web3: власть народу!


История Web3

Ключевые постулаты Web3 были сформулированы в далеком 1988 году американским инженером и писателем Тимоти Мэем в его «Манифесте криптоанархиста». Вкратце: благодаря компьютерным технологиям люди будут взаимодействовать друг с другом анонимно; они смогут вести бизнес и заключать электронные контракты, не зная настоящих имен друг друга и будучи защищены криптографическими протоколами, центральное значение будет иметь репутация; это коренным образом изменит участие государства в экономических взаимоотношений людей и обложении их налогами.

В 1988 году все выглядело фантастической теорией, но сейчас идеи криптоанархистов имеют реальное технологическое воплощение: у нас есть блокчейн, криптовалюты и криптокошельки, смарт-контракты и разнообразные цифровые сертификаты (токены). Люди уже сейчас могут заключать в той или иной степени анонимные цифровые контракты, расплачиваться и обмениваться криптовалютами, токенизировать самые разные активы, делая их пригодными для использования в цифровом мире, давать и брать взаймы с помощью новых финансовых инструментов. Многие инструменты и технологии Web3 существуют и доказали свою работоспособность. Так в чем же проблема?

Web3 — следующая итерация всемирной сети, новый этап ее развития, незавершенный проект, о котором с уверенностью можно сказать лишь то, что никто не знает, как именно он будет выглядеть по завершении. Понятно лишь, что третья итерация не будет похожей на первую, начальную (с 1990 по 2004/05 гг.) и вторую, социальную (с 2004/05 по настоящее время). Еще можно сформулировать главную идеологическую цель: она звучит как «Власть народу!»

Главным отличием новой итерации всемирной сети от предыдущих должна стать ее децентрализация: Web3 будет работать на платформах, которые не контролируются ни одной отдельно взятой организацией или корпорацией, и которым люди будут доверять. В свою очередь, доверие основано на том, что каждый пользователь и каждый оператор децентрализованных сетей обязан следовать одному набору понятных и жестко запрограммированных правил, известных как «протоколы консенсуса».

Доверие, подкрепленное идентификаторами каждого пользователя (своего рода электронными паспортами) и привязанной к ним репутацией пользователя, должно позволить любому человеку вступать в экономические отношения с любым человеком или компанией напрямую, без контроля государств, регуляторов или корпораций. И это слишком революционная идея, чтобы ее было легко воплотить: у Web3 есть проблемы с государствами, регуляторами, корпорациями, а также с доверием.

Корпорации и регулирующие их деятельность государства контролируют всемирную сеть с момента, когда она стала массовой. Итерации веба можно различать по модели создания и потребления контента. Во времена Web1 его основную часть создавали корпорации и отдельные энтузиасты, а большинство пользователей были пассивными потребителями. Web2 начался с появлением социальных сетей: люди сами создают большую часть контента, но зарабатывают на нем, как и во времена Web1, в основном корпорации. Они к тому же научились собирать и монетизировать огромные объемы персональных данных пользователей.

Идеологи Web3 — наследники криптоанархистов и шифропанков 1980-х годов, а часто те же самые люди — хотят сделать всемирную сеть децентрализованной, отобрав у корпораций контроль над сетью, персональные данные и значительную часть прибылей.

Например, если компания готова платить за просмотр рекламы своего товара, почему большую часть этих денег получает рекламная платформа, а не сам человек? Для чего человеку банки и финансовые посредники, если он может мгновенно перевести любое количество денег в любую точку Земли?

Уже есть недоступные для регуляторов децентрализованные биржи (DEX), инструменты децентрализованного финансирования (DeFi), с помощью которых пользователи могут давать или брать взаймы, децентрализованные автономные организации, социальные сети, игры, средства массовой информации и даже проекты децентрализованных сетевых государств. И, конечно, децентрализованные валюты (любая криптовалюта децентрализована по определению), самый известный массовым пользователям элемент будущей Web3.

Известный не всегда с лучшей стороны: бурная волатильность даже самых известных криптовалют и крах больших проектов вроде криптобиржи FTX или экосистемы Terra серьезно подрывают доверие к ним. А это как раз то, в чем критически нуждается Web3: чем больше людей начнут пользоваться децентрализованными приложениями и чем более масштабными, устойчивыми, понятными обычным людям и полезными для них станут проекты в этой области, тем больше шансов на то, что третья итерация веба со временем заменит вторую.

Но у Web3 есть серьезные противники. Корпорации не намерены делиться прибылью и уже сейчас активно интегрируют многие технические новшества в структуру Web2 — возможно, следующая версия интернета вновь будет корпоративной. Кроме того, против Web3 всегда будут государства, которые ни за что не потерпят существования параллельной экономики, которую они не могут регулировать и облагать налогами.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов мощь современных технологий и навыки их разработчиков: до сих пор государства не могут запретить биткоин, полностью перекрыть интернет или контролировать вообще все отношения людей друг с другом.

4. XR: расширенная реальность, иммерсивные интерфейсы

Один из главных элементов будущих метавселенных — иммерсивные технологии, создающие эффект присутствия, погружения. Для обозначения совокупности всех подобных технологий придуман термин «расширенная» реальность (XR), которая включает в себя виртуальную (VR), дополненную (AR) и смешанную (MR) реальности.

Расширенная реальность призвана создавать «цифровое представление» физического мира в виртуальной реальности, объединять эти миры, делать переход между ними максимально комфортным, обеспечивать работу мобильных устройств и интерфейсов. Технологии XR уже сейчас используются не только в индустрии развлечений, но и в промышленности, науке, учебе, и их использование будет расти взрывными темпами.

С помощью технологий расширенной реальности можно создавать «цифровых двойников» или «цифровые отражения»: подробные и детальные виртуальные копии физических объектов, продуктов, процессов или даже человеческих сообществ. Так, можно создать цифровое отражение автомобиля, гаджета, города, вируса, лекарства для его излечения, затем добавить в модель множество параметров и сложных вводных, а затем провести их анализ, исследование, испытание в виртуальном мире. Даже частичная замена натурных испытаний тестами цифровых отражений позволит сэкономить значительное количество времени и денег, при этом можно проводить всё новые тесты, меняя различные параметры и вводные.

Кроме того, использование цифровых отражений позволит обучать людей самых разных профессий, от спасателей и врачей до пилотов и нефтяников.

Технологии расширенной реальности также сделают процесс обучения более увлекательным: физике студентов может учить Альберт Эйнштейн, а живописи — Винсент ван Гог.

Особенно если им можно будет задавать вопросы и получать ответы, которые будет давать AI, который собрал и «осмыслил» все, что мы знаем об этих великих людях.

Мы уже можем взаимодействовать с электронными устройствами с помощью текста и голоса, следующий шаг — иммерсивные интерфейсы. Их разработка ведется давно, но интерес крупнейших корпораций к метавселенным придал ей новый и очень сильный импульс. Но главная задача иммерсивных интерфейсов состоит даже не в том, чтобы обеспечить функционирование виртуальных вселенных: они должны гуманизировать взаимодействия человека с электронными устройствами и цифровой средой.

В ближайшем будущем мы будем общаться с телефонами, компьютерами, машинами и метавселенными так же, как мы общаемся с людьми: используя не только слова или буквы, но и взгляды, прикосновения, жесты, мимику или эмоции. И даже больше — с помощью мыслей. Делать это нам позволят иммерсивные интерфейсы.

Представляя себе взаимодействие человека с виртуальным миром, мы до сих пор вспоминаем сцены из старых фантастических фильмов вроде «Джонни мнемоника» или «Особого мнения»: используя шлем виртуальной реальности и тактильные перчатки, герой передвигает в цифровом пространстве какие-то блоки. Вероятнее всего, все будет выглядеть не совсем так.

Уже сейчас тактильные перчатки могут заменить небольшие мягкие датчики в виде наклеек на тело или даже татуировок. Они способны отслеживать положение человека и окружающих его объектов в физической реальности и передавать их в виртуальный мир и наоборот — считывать все взаимодействия аватара человека в цифровом мире.

Добавляя к этим датчикам вибротактильные приводы с обратной связью, мы можем ощущать прикосновения к виртуальным предметам, вибрации или ветер, дующий в цифровой вселенной. Но, возможно, эти датчики нам не понадобятся: технологии микроэлектромеханических систем (MEMS) используют ультразвуковые волны, имитирующие эффект прикосновения к коже безо всяких носимых устройств. Электромиография (EMG) позволяет обнаруживать электрическую активность мышц и преобразовывать ее в команды для устройств расширенной реальности. То есть нам даже не нужно двигать рукой или ногой, чтобы наш аватар повторил эти движения, — стоит только подумать о том, что мы совершаем эти движения. С помощью той же технологии мы можем манипулировать объектами в виртуальном пространстве. Одну из компаний, занимающихся разработкой технологий EMG, уже купила Meta*.

Может быть, VR-шлемы или AR-очки так и не станут окончательно удобными, потому что мы будем видеть виртуальные миры в виде голограмм или объемного видео и для них нам тоже понадобятся иммерсивные интерфейсы.

Уже сейчас искусственный интеллект способен считывать и интерпретировать эмоции человека, передающиеся через его мимику, язык тела, анализируя тон голоса человека или используемые им выражения. Эти умения AI неизбежно будут использоваться в интерфейсах будущего: если человек способен распознать радость или отвращение на лице другого человека, то смогут и алгоритмы компьютерного зрения (возможно, даже с большей точностью).

Наконец, уже есть прототипы нейроинтерфейсов будущего, которые разрабатывают компании Neuralink, Synchron, Science и другие. Управление курсором силой мысли — это только начало. Мы уже не удивляемся тому, что генеративные нейросети могут создавать картины и видео по их примерному текстовому описанию, и вряд ли сильно удивимся, когда они начнут делать все это, распознавая человеческий голос. Но, может быть, силой мысли мы сможем управлять сложными системами и машинами, — для этого нужен принципиально другой уровень отказоустойчивости нейроинтерфейсов, а также их удобства и доверия к ним.

5. Автономные системы, автоматизация доверия

Одним из главных технологических трендов последнего десятилетия были беспилотные аппараты: летательные, надводные и подводные дроны, беспилотные автомобили, локомотивы, трактора, комбайны и другая техника. Конечно, развитие беспилотников будет продолжаться — все более быстрыми темпами. Военные с их помощью хотят выигрывать войны, силовые органы — следить за безопасностью, беспилотные машины уже собирают урожаи, перевозят грузы по земле и по морю, доставляют товары людям и занимаются множеством других вещей.

Но теперь беспилотники стали составной частью другого мегатренда под названием «автономные системы», который напрямую связан со многими другими главными трендами: искусственным интеллектом, интернетом вещей, метавселенными и Web3.

Автономные системы — это переход от точечных решений в области автоматизации к созданию комплексных, сквозных автоматизированных систем, соединяющих в себе автоматизированные линии, роботов, беспилотные аппараты, технологии интернета и искусственного интеллекта. Задача автономных систем — свести к минимуму участие человека в самых разных процессах, для чего они должны не только быть способны следить за процессами и работой аппаратов, но и уметь прогнозировать, планировать, обучаться в процессе работы и самостоятельно принимать решения.

Один из примеров автономных систем — «темные фабрики», или «фабрики с приглушенным светом» (lights-out factories): полностью или в решающей степени автоматизированные производства, которые не нуждаются в «живых» работниках. В мире уже есть работающие прототипы таких фабрик, на которых всеми процессами управляет совокупность программного обеспечения, «интернета вещей», облачных технологий и серверов. «Живые» работники занимаются техническим обслуживанием оборудования, загружают сырье и забирают готовую продукцию — технически большую часть или все эти операции со временем тоже могут взять на себя роботы.

Amazon и другие крупные интернет-магазины разрабатывают и внедряют на своих складах роботов, использующих искусственный интеллект и компьютерное зрение. Они умеют находить нужные товары, распознавая их по упаковке, сканировать штрих-коды и сверять их с базой. Пока они лишь помогают складским работникам, но со временем весь интернет-магазин может стать автономной системой, способной выполнить все эти работы, от получения заказа на товар до его доставки, без участия человека.

Больницы используют роботов, помогающих медсестрам: они берут на себя доставку лекарств со склада или доставку образцов в лабораторию. Транспортные компании тестируют беспилотные локомотивы и корабли, доставляющие груз по заданному маршруту, а люди лишь присматривают за тем, чтобы все проходило нормально.

В карьерах уже используются беспилотные бульдозеры, экскаваторы и самосвалы. Пока ими управляют люди из диспетчерского центра, но искусственный интеллект точно справится с машинами, которые выполняют монотонные повторяющиеся действия на ограниченной и (при необходимости) безлюдной территории. Автономная система может взять на себя весь цикл работы горнодобывающей техники в карьере и заниматься этим 24 часа в сутки семь дней в неделю не отвлекаясь, без перерывов на еду и сон. И при этом быть частью более крупной автономной системы, отвечающей за работу всех подразделений компании во всех регионах и странах ее присутствия.

Автономность подразумевает, что самые разные устройства и технологии смогут соединяться, обмениваться данными, успешно «понимать» друг друга и таким образом обеспечивать автоматизацию на разных платформах. Но развитию автономных систем мешают несколько важных факторов. Робототехника все еще дорога — человеческий труд обходится дешевле, интернет вещей все еще недостаточно развит, а ИИ — не настолько умен, чтобы распознавать все свои ошибки, учиться на них и принимать важные решения. Или, по крайней мере, люди пока не готовы доверять его решениям.

«Автоматизация доверия» — еще одна важная часть этого мегатренда, и не только его. К примеру, без нее станет попросту невозможен Web3, концепция которого построена на анонимных контрактах: невозможно каждый раз проверять личность контрагента, подлинность контракта или заботиться о безопасности трансакций. За все это должны отвечать автоматические протоколы и алгоритмы, обеспечивающие доверие к системе.

Другой пример: подключенные к интернету датчики могут крепиться к упаковке мяса во время ее отгрузки с фермы и оставаться на ней во время пути на склад, а затем и в розничный магазин. Датчики считывают состояние упаковки на каждом этапе пути (температура, влажность, другие показатели), эти данные передаются и записываются в неизменяемый защищенный блокчейн и могут подтверждать, что человек получит подлинный продукт, который не был поврежден или заменен в пути.

Автоматизация доверия — давняя проблема, и по-настоящему надежных решений в этой области пока нет, или по крайней мере они не реализованы на массовом уровне. Но именно сейчас они особенно необходимы, потому что отсутствие таких решений ставит под вопрос реализацию целых перспективных направлений. Главные надежды здесь тоже возлагаются на искусственный интеллект и машинное обучение.

6. IoT: интернет вещей, гиперподключенный мир

14,4 млрд

устройств составляют мировой рынок интернета вещей (Internet of Things, IoT) по данным на 2022 год.

на 18%

больше вещей подключились к интернету в 2022 году, чем годом раньше.

в 3 

раза больше устройств подключено к интернету, чем существует «человеческих» пользователей сети.

Источник: отчет компании IoT Analytics за 2022 год.

Стремительное развитие IoT в последние годы несколько замедлили дефицит чипов и пандемия COVID, нарушившая цепочки поставок, но эти проблемы будут преодолены и к 2025 году интернет вещей будет состоять из 27 млрд устройств, прогнозирует IoT Analytics. Дальнейшее внедрение оптоволоконных сетей, технологий 4G/5G и Wi Fi 6, а также развитие спутникового интернета (Srarlink, HughesNet, Viasat и другие проекты) позволят увеличить скорость передачи данных и покрытие Земли интернетом. Так, компания Deloitte считает, что уже в 2023 году количество мобильных операторов, инвестирующих в развитие сетей, как минимум удвоится по сравнению с 2022 годом.

Кроме того, к концу текущего года на низкой околоземной орбите будут находиться уже более 5 тыс. коммерческих спутников, обеспечивающих высокоскоростной доступ в интернет, в том числе в самых удаленных частях планеты. К 2030 году количество таких спутников может увеличиться до 40–50 тыс., прогнозирует Deloitte, замечая, что это, скорее, позитивный сценарий, реализация которого зависит от целого ряда факторов, включающих в себя растущие риски столкновений спутников на орбите.

Но в обозримом будущем на земном шаре — по крайней мере в его обитаемой части — останется гораздо меньше «мертвых зон», на территории которых нет сотовой связи или интернета. «Гиперподключенный» (hyperconnected) мир позволит соединять все больше устройств между собой, объединять их в сети и управлять ими удаленно, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта. Подобные сети могут использоваться в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, на транспорте и во многих других отраслях, которые уже сейчас испытывают различные беспилотные машины, управляемые из удаленного диспетчерского центра, и мониторят объекты и территории с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Возможно, гиперподключенный мир сделает возможным распространение транспорта нового типа — сверхлегких дронов, получающих необходимую энергию из сетей Wi-Fi и сотовой связи и не нуждающихся в дополнительных аккумуляторах и батарейках.

Покрытие земного шара устойчивой связью позволит в режиме реального времени отслеживать местоположение не только самолетов, кораблей, автомобилей или сотовых телефонов, но даже самых мелких отправлений и посылок. Благодаря этому на принципиально новый уровень развития выйдут ретейл и логистика: можно будет в любой момент времени знать, где находится каждый произведенный и отгруженный товар.

Снабженные датчиками автомобили (как беспилотные, так  и обычные) не только будут постоянно отображаться в системах обеспечения дорожной безопасности, но и смогут «видеть» друг друга, что позволит избежать многих аварий или пробок. Вообще «гиперподключенный» мир значительно облегчит развитие «умных» городов, разные системы которых и сейчас заняты отслеживанием и прогнозированием транспортных потоков, потребления электроэнергии, водных ресурсов и товаров, наблюдением за деятельностью людей, преступлениями, авариями и другим происходящим в городе.

С помощью датчиков, прикрепленных к человеческому телу, можно отслеживать самые разные показатели жизнедеятельности: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, температуру или уровень стресса. С помощью сетей нового уровня можно будет в режиме реального времени следить за здоровьем огромного количества людей и гораздо быстрее реагировать на любые критические изменения. Они также значительно ускорят внедрение телемедицины, в том числе управляемых дистанционно медицинских роботов.

Все это требует совершенно другого уровня кибербезопасности: если какой-нибудь вирус-вымогатель уже сейчас способен парализовать работу больших компаний путем выведения из строя компьютеров, можно себе представить, какой урон может нанести вмешательство в работу сетей, к которым напрямую подключены самолеты, корабли или системы, отвечающие за здоровье миллионов людей (подробнее о новых подходах в кибербезопасности читайте ниже).

В свою очередь, повсеместное внедрение технологий расширенной реальности или запуск метавселенных потребуют подключения к интернету все большего количества объектов «физической» реальности и обеспечения их представленности в виртуальном мире. Впрочем, единая метавселенная потребует и другого уровня подключенности, и в этом смысле «гипер» выглядит недостаточно сильным словом.

Но устойчивая связь с высокой пропускной способностью пригодна не только для создания новых виртуальных миров: она позволит сжимать, делать гораздо более связанным и компактным привычный нам мир. К примеру, в единую сеть можно будет объединять не только разные подразделения одного завода, но и предприятия одной компании, расположенные в разных городах, странах и даже на разных континентах.

Благодаря этому целые узлы промышленных производств можно будет выносить на удаленные территории, которые сейчас не рассматриваются в качестве возможных производственных площадок из-за дефицита рабочей силы. Но эту проблему может решить промышленная автоматизация: внедрение роботов, беспилотной техники и автономных систем.

7. Кибербезопасность: нулевое доверие, цифровой иммунитет


Модель «нулевого доверия» основана, скорее, на презумпции виновности. После входа в здание за вами все время будет ходить охранник, даже группа охранников, внимательно наблюдающих за каждым вашим шагом и действием. Охранниками служат технологии машинного обучения, которые могут одновременно отслеживать и анализировать очень много факторов риска: откуда совершается попытка доступа, с какого устройства, установлены ли на нем необходимые обновления и защита, совершал ли пользователь нехарактерные для себя действия, пытался ли получить доступ к ресурсам, которые ему не нужны, получить не полагающиеся ему привилегии, и так далее. И если что-то кажется подозрительным, искусственный интеллект мгновенно и автоматически выбрасывает пользователя из сети.

Модель «нулевого доверия» также предусматривает перевод всех запросов в автоматический режим: больше никаких «я попрошу админа открыть мне доступ», все политики доступа работают в режиме реального времени в соответствии с анализом поведения каждого пользователя.

Кибербезопасность — это бесконечная гонка, вариант борьбы снаряда и брони, ставшая еще более жестокой из-за всеобщей цифровизации, массового перехода на удаленку, развития технологий искусственного интеллекта, интернета вещей, экономических и геополитических конфликтов.

Главные угрозы последнего времени — огромные утечки конфиденциальных данных, масштабные вбросы дезинформации, кибератаки на инфраструктурные объекты, изощренные вирусы-вымогатели и вредоносные программы, использующие методы машинного обучения. Современные средства обеспечения кибербезопасности уже сейчас справляются не всегда, дальше будет еще хуже. Нужно что-то принципиально новое, и некоторые направления понятны уже сейчас.

Например, много говорят о модели «нулевого доверия» (zero trust), подразумевающей полное отсутствие доверия к любым устройствам, программам и пользователям, даже к тем, которые уже авторизовались и подтвердили свои права. В этой модели доверие — уязвимость, потому что злоумышленник тоже может войти в эту систему, получить все права и совершать доступные ему действия. Модель zero trust подразумевает, что любой пользователь или устройство не являются доверенными по умолчанию и потому должны подтверждать свои данные вновь и вновь.

Это не значит, что человеку придется снова и снова вводить пароль: больше того, архитектура «нулевого доверия» может в принципе избавить его от паролей. Их заменит совокупность характеристик и особенностей поведения пользователя, за которой будет наблюдать искусственный интеллект.

Это серьезное изменение традиционного подхода к обеспечению безопасности. Как выглядит эта разница на практике?

Старая модель: вы заходите в офисное здание, предъявляете охране пропуск, а дальше можете свободно ходить по этажам, заходить в переговорки, пить корпоративный кофе, звонить с телефонов офиса и, если у вас есть рабочий пароль, пользоваться компьютером и внутренними базами данных. Вы «свой», или по крайней мере охранники и офисные сотрудники считают вас своим: именно это делает возможным многие взломы и утечки. Принцип действия новой модели описан в колонке слева. 

Другое, перспективное направление — цифровая иммунная система (digital immune system). В каком-то смысле, как и разработку иммерсивных интерфейсов, ее можно назвать попыткой гуманизировать, «очеловечить» системы кибербезопасности, и тоже с использованием технологий искусственного интеллекта.

Человеческий иммунитет — это врожденная способность организма сопротивляться чужеродным агентам (вирусам, паразитам, грибкам) и избавляться от вышедших из строя собственных клеток. Столкнувшись с угрозой, иммунная система немедленно начинает бороться с ней, используя все ресурсы и способности. Иногда это не помогает — как, например, в случае с новыми коронавирусами, которые системе пока не известны и для которых она еще не выработала способов противодействия. Но если ей удастся справиться с новой угрозой, система выработает иммунитет и к ней, временный или постоянный.

«Цифровой иммунитет» должен уметь то же самое: распознавать любые угрозы и тут же начинать борьбу с ними, радикально снижать количество сбоев, эффективно защищать приложения и службы, быстро восстанавливать их работоспособность после сбоев и уметь вырабатывать «антитела» для борьбы с новыми угрозами. И, конечно, делать все это при минимальном вмешательстве человека, в идеале — полностью автоматически. В техническом смысле цифровая иммунная система должна представлять собой комплекс технологий с использованием алгоритмов AI, которые должны в режиме реального времени обнаруживать, диагностировать и реагировать на любые инциденты и угрозы, как внешние, так и направленные изнутри.


Текст: Редакция Inc.

Иллюстрации: Дмитрий Черненко, Валерия Титова

Art-direction: Сергей Яворский, Евгения Пилипенко

Для подготовки этого текста использовались материалы компаний Deloitte, McKinsey, PwC, Gartner, Google, Kaspersky, Neuralink. изданий Wired, Nature, Habr, N+1 и ряда других.

* Входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской и запрещенную в России