Рубрики

О журнале

Напишите нам

Придумать Партнерский материал

Положить дрон на полку: как доверить инвентаризацию роботам и превратить диплом в бизнес-проект

Как доверить инвентаризацию роботам и превратить диплом в бизнес-проект
  • Мария Кокорева автор Inc.

Мария Штромова

автор Inc.

Выходец из Калининграда Иван Калинов начал проектировать дроны еще во время учебы в магистратуре Сколтеха. На одной из рядовых учебных практик он получил идею для будущего бизнес-проекта: замена опасного и неторопливого ручного труда на складах роботами. Продвижение хардверного продукта оказалось непростым делом, но у проекта WareVision уже есть ряд крупных партнеров: Samsung, L’Oreal и Декатлон. Стартап спешит за мировыми трендами: в начале мая технологическая компания Amazon заявила, что намерена заменить людей на складах уже через 10 лет. Калинов рассказал Inc., стоит ли выводить исследования из лаборатории на рынок, как вызвать интерес заказчика дорогостоящим помощником и сколько для этого нужно «убить» дронов.


26-летний Иван Калинов родился в самой западной точке страны — Калининграде. Мысли о переезде в другие города не приходили ему в голову вплоть до старших классов школы, пока начинающий программист не рискнул попробовать силы во всероссийских олимпиадах. Заняв на региональном этапе по физике призовое место, Иван ради интереса подал заявку на участие в олимпиаде от МФТИ, а там закрутилось: школа подготовки к поступлению в вуз, зачисление на факультет радиотехники и кибернетики и переезд в Москву в 2010 году.

Inc. × Сколтех

Во время учебы из-за сложного расписания Иван смог устроиться на работу на кафедре к третьему курсу. Вместе с другими студентами он внедрял аналог TeamCenter для инженеров компании РТИ (производителя разведывательно-информационных систем и средств космической связи) и распределял между учеными проекты. Так Иван получил первый опыт управленца. В магистратуру поступил в Сколтех, а в 2015 году успел на полгода по обмену уехать в Массачусетский технологический университет. Среди привычных предметов в США попался курс по логистике и оптимизации производства, но Ивана не особо впечатлило американское обучение (магистратура в Москве не уступала). По возвращении летом 2016 года он вместе с одногруппниками с подачи Сколтеха попал на экскурсию во французскую компанию FM Logistic. На одном из складов им рассказали про насущные проблемы фирмы.

«Начальник склада объяснял, что основные проблемы инвентаризации товара — сбор заказа без ошибок. Заказ собрали неправильно, его не проверил сотрудник, отправил поставщику. Заказ идет несколько дней, потом приёмка, возврат и обмен товара … в итоге это многомиллионные убытки», — перечисляет Иван.

При увлечении робототехникой (интерес появился именно в Сколтехе) он понял, что отличным решением для инвентаризации могут стать дроны. Они легко могут маневрировать между стеллажами, добираясь на самые большие высоты для скана штрихкодов, RFID-меток, QR-кодов, а также фотографий товара. И не уставать. К слову, это решало и вторую проблему — частые травмы сотрудников.


Лаборатория интеллектуальной космической робототехники


В лаборатории интеллектуальной космической робототехники Сколтеха несколько основных направлений: автономные мобильные роботы, беспилотники, коллаборативные роботы и «Индустрия 4.0».

Спектр проектов широк, начиная от автоматизации логистики и создания дронов, распознавания болезней растений, универсальной системы разборки и утилизации телефонов, заканчивая проектами по передаче человеку реалистичных ощущений и разработкой игровой роботизированной среды для детей с расстройствами аутистического спектра.

Лабораторию возглавляет профессор Дмитрий Тетерюков, в его команде работают 8 аспирантов, 3 инженера, 14 магистров первого года обучения и еще 11 магистрантов второго года.


«Все совпало, —продолжает программист. — Я увлекался робототехникой, потому что как программист мог регулярно, шаг за шагом, видеть результаты исследований, свой прогресс, — в этом большая мотивация. Ну и с „железом“ работать руками люблю. А дронами на тот момент увлекались многие, даже создатели фильмов и путешественники», — говорит Иван. Решение проблемы FM Logistic — и, как следствие, многих компаний с собственными складами — с помощью автоматизации напрашивалось само собой: так программист смог найти и свою нишу. К слову, в России до сих пор не занятую конкурентами. Бум на дроны был и среди любителей, но Ивана привлекала именно сложность навигации машины внутри помещения. Важно четко рассчитать не только скорость передвижения между стеллажами для сканирования товаров, но и маневренность, чтобы робот случайно не свалил коробки.

Иван Калинов. Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

WareVision в цифрах:

Источник: данные компании


1,2

млн руб. стоит одна автономная мобильная платформа для перевозки и зарядки дронов.


450

тыс. руб. — себестоимость одного робота.


~1,4

млн руб. расходы на комплектующие и оборудование, ФОТ.


7

сотрудников лаборатории космической робототехники работают над проектом.


6

вариантов дронов было создано за 3 года.

Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

Дроны на взлет

После экскурсии Иван вернулся в лабораторию Сколтеха и вместе с научным руководителем, профессором Дмитрием Тетерюковым довел идею до ума. Роботы для складов оказались отличной темой и для написания диссертации. Через месяц появился пилотный проект. На создание первого дрона ушло около 450 тыс. руб. — лаборатория робототехники Сколтеха взяла финансирование на себя. В 350 тыс. руб. обошлась «тушка» робота, еще 100 тыс. руб. ушли на комплектующие и прописание алгоритмов. «На данный момент мы сделали уже 6 версий дрона. Пробовали покупать готовые конструкции и переписывать их под себя, печатать на 3D принтере, вырезать из карбона, а к финальной версии еще не пришли», — поясняет Иван. Сложнее найти производителя, который позволяет залезть в «голову» машины и менять настройки.

Самый первый дрон, с которым спустя 4 месяца Иван вернулся в FM Logistic, управлялся человеком с помощью джойстика. Но сотруднику для этого приходилось время от времени сильно задирать голову, без пауз следить за маршрутом. Проводить дрон между стеллажами без ошибок, чтобы он не задевал стены, оказалось трудно. В логистической компании все же проект понравился, и они согласились бесплатно предоставлять свой склад для тестовых полетов. «Пожелали нам дальше развиваться, с тем и поехали домой», — вспоминает программист.

Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

Стало ясно, что нужно полностью исключить человеческий фактор и найти решение для подзарядки батарей роботов. Одно из решений — установка инфракрасных датчиков по всему периметру помещения — требовало перестройки всей инфраструктуры склада, что явно не подходило. Так появилась специализированная платформа, с которой дроны разлетаются на задание, а затем возвращаются для подзарядки. Платформа передвигается вслед за роботами, передавая им данные о месторасположении. В сами дроны закладывается информация с параметрами склада и товаров. «Сейчас у нас 2 дрона, которые могут одновременно облетать стеллаж с двух сторон. А будет рой», — поясняет программист. Сканирует машина полки «змейкой» сверху вниз, среднее время одного облета составляет 10-12 минут.

Прежде чем выпускать дрон «в поле», важно отработать все маневры внутри лаборатории. Так была «убита» не одна машина, разбиваясь о стены или потолок лаборатории Сколтеха, но такие результаты не проходят зря. «Если все проходило гладко в ходе исследования, в жизни точно будет не так», — шутит Иван.

За время работы над проектом к разработчику стали присоединяться другие студенты, и на май 2019 года число участников разрослось до 7 человек. Сам Калинов занимается не только разработкой алгоритмов, но и работой с партнерами, распределением обязанностей внутри команды и продвижением WareVision — такое название получил стартап.

Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

Поиск партнеров

Команда не занимается рекламой: пока их выручают сарафанное радио, выступления на конференциях и выставках, а также контакты коллег из Сколтеха. Благодаря последнему Иван вышел на корейскую Samsung и летом 2018 года приехал на один из складов в Калуге. Компания не только согласилась проводить тесты на своей территории, но и устроила для Сколтеха совместную производственную практику. «Samsung проект интересен, поскольку мы бесплатно помогаем с инвентаризацией. Они заинтересованы, чтобы мы решали их проблему. А мы рады, что можем оставить студентов, заниматься исследованием, а они потом не уходят в другие компании. Мы не хотим тратить время впустую», — продолжает Калинов.

В рамках первого коммерческого заказа команда проекта WareVision сделала робота для Декатлона. Один из поставщиков спортивного гипермаркета сам вышел на ребят и предложил сотрудничество. Правда, поставленные задачи вышли за рамки исследования: команду попросили сделать робота, который будет проводить инвентаризацию непосредственно в магазине в рабочие часы. Создание «помощника» заняло 8 месяцев, себестоимость робота вышла в 1,5 млн руб, при этом бюджет разработки превысил 7 млн.рублей, но Сколтех помог с софинансированием. Робот-платформа разъезжает по гипермаркету в Алтуфьево, сканируя товары на полках, — его антенны улавливают сигнал, даже если у товара стоит посетитель. «Пока это первый индустриальный продукт, но мы надеемся, что не последний. Сам робот безопасен и очень нравится посетителям, особенно детям. Они пытаются встать у него на пути, залезть, но в такие моменты платформа распознает человека и останавливается», — рассказывает программист.

Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

При этом «огромного количества» продаж и производства, на котором штампуются десятки дронов, у WareVision пока нет. «Мы постепенно выходим за рамки исследования. Еще один наш партнер — L’Oreal», — продолжает Иван. Он подчеркивает, что именно эти партнеры станут первыми полноценными заказчиками.

Но и без трудностей не обошлось. Коммерциализация проекта — одна из них. Несмотря на то что Иван нашел свободную нишу и предложил конкретное решение, которое по душе компаниям, развитие бренда происходит длительно.

«Трудно привлекать финансирование, поэтому пока все расходы — на лаборатории Сколтеха. Все же у нас хардверный продукт, он сложно окупается, каждый раз нужно создавать руками новый прототип. Мы ежедневно несем большие риски, что может что-то пойти не так», — поясняет Иван. Он приводит в контрпример мобильные приложения, которые проще разрабатывать и распространять среди пользователей (например через AppStore).

«Волшебной палочки нет. Мы искали деньги и через фонды. Получали грант от Фонда содействия инноваций, хотелось бы попасть в европейский или американский акселератор», — продолжает Калинов. В 2017 году стартап стал победителем номинации от «Газпром нефти» на GoTech и получил 150 тыс. руб. В прошлом году WareVision представили на InnoWeek, где проект получил специальный приз от Сбербанка — стажировку в Кремниевой долине.

Иван подчеркивает, что иногда бывает недопонимание с партнерами и разночтения технического задания, особенно, для высокотехнологичных разработок. «Конечно, мы извлекли урок: доносить информацию настолько однозначно и четко, простым языком, насколько это возможно», — уверяет Калинов.

Фото: Юлия Спиридонова/Inc.

Автоматика в аренду

Релиз стартапа запланирован на октябрь 2019 года. Свой бизнес Иван видит в форме предоставления услуг и выезда к клиентам. Стоимость услуги будет варьироваться от частоты сканирования, и сначала будут набраны пилотные заказы. Ожидается, что они будут в среднем на 50% дешевле и обойдутся заказчику примерно в 150 тыс. руб. за инвентаризацию.

«Это модель аренды роботов, поэтому заказчик всегда сможет отказаться от очередной инвентаризации с нашей помощью. Пока сумма установлена минимальная, чтобы клиент мог сам говорить о недоработках, что бы ему хотелось улучшить», — рассуждает программист. Стартап планирует ориентироваться в первую очередь на рынок Европы и США, где ручной труд дороже, а, значит, больше будет и эффект от такой замены рук сотрудника.


Поделиться