Рубрики

О журнале

Напишите нам

Новости

Конкурсы, хакатоны и тендеры. Как и зачем российские потребительские компании ищут стартапы

Фото: iStock

В последние годы потребительские компании в России поняли, что стартапы и их продукты могут быть полезны бизнесу. Крупные игроки начали активно искать молодые перспективные проекты. О том, как они это делают и что тормозит выгодное для обеих сторон сотрудничество, пишут «Ведомости».


Одна из таких инициатив — программа «Точка сборки», запущенная в октябре прошлого года совместно с компанией «Леруа Мерлен». Любой желающий мог подать заявку и реализовать любой проект в сотрудничество с крупным французским ретейлером. По словам автора программы Ани Кочарян, из 74 заявок в итоге было отобрано 10. Главная цель проекта — развитие внутреннего предпринимательства, рассказал изданию Кочарян.

Компании выбирают разные формы для сотрудничества со стартапами, пишут «Ведомости». Это могут быть конкурсы, хакатоны, тендеры, реже —корпоративные инкубаторы. Замир Шухов, гендиректор и партнер Global Venture Alliance (GVA) называет еще одну форму — корпоративные венчурные фонды. Такие фонды подразумевают вложения в любые проекты, а не только в те, которые может внедрить компания. Из-за сложности и дороговизны они создаются редко, объясняет Шухов.

Часто крупные организации приходят за интересными проектами в «Сколково» или ФРИИ. Осенью прошлого года ФРИИ подобрал 11 стартапов для «Почты России» (представитель компании не смог сказать, запущены ли пилотные проекты). Также с ФРИИ в течение года сотрудничала X5 Retail Group — в итоге компания запустила пилотные проекты с 20 стартапами. Гендиректор Cera Marketing, с которой ретейлер запустил пилотный проект по видеоаналитике, рассказал изданию, что пока сеть ничего не платит. Основатель Mobile Agent Денис Шпак, предложивший новую модель аренды персонала, сообщил, что переговоры с ретейлером шли медленно, а сейчас и вовсе временно прекращены. Представитель сети не стал комментировать сотрудничество со стартапами.

Тендеры проводят такие компании, как «М.видео», «Лента» и «Ашан». При этом все три сотрудничают со стартапом Timebook, предлагающим систему учета рабочего времени по биометрическим данным. В «М.видео» выбор объяснили тем, что система понравилась самим сотрудникам. Кроме того, сеть привлекла невысокая стоимость внедрения технологии.

В последние годы компании начали запускать акселераторы. Первым стал запущенный IKEA Centres Russia и GVA «Мега Accelerator», в котором приняли участие 10 команд. Тогда победителем стал SensArt: стартап, представивший позволяющую превратить любую поверхность в сенсорный экран технологию Surfancy, получил 3,5 млн рублей. Еще один акселератор компании запустили осенью прошлого года. Победил стартап Beesender, предложивший обучать и контролировать компетенции сотрудников с помощью чат-ботов. За победу команда получила 2 млн рублей на развитие проекта. Позднее акселераторы вошли в моду: их запустили Faberlic, PepsiCo, «Дикси» и другие.

Борисов отмечает, что, несмотря на позитивную тенденцию, компании пока не готовы к работе со стартапами. Во-первых, считает он, им мешает бюрократия, во-вторых — отсутствие четкого видения целей. Пока в российских компаниях не принято открывать отдельные подразделения для работы с такими проектами и нанимать специальных людей, сетует он. 

С ним согласен Шухов. Он добавляет, что многие компании пока не доверяют стартапам и не верят в результат, который они могут показать. При этом такое сотрудничество является более выгодным, чем выстраивание собственной структуры по созданию и внедрению инноваций, заключает он. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Поделиться