Рубрики

О журнале

Напишите нам

Новости

Зона турбулентности. Почему люди возвращаются из стартапов на работу в найм

Credit: iStock

Часто стартаперы не выдерживают темпов работы и решают продать компанию. Основатели готовы вернуться к работе «на зарплату» и вернуть себе нормальный рабочий график. О том, что заставляет стартаперов вернуться на работу в найме, хедхантер и руководитель консалтингового проекта «Антирабство» Алена Владимирская рассказала vc.ru.


4 «но», о которых нужно помнить перед запуском стартапа



1

Будет очень много работы.



2

Гипотеза о работе «где, как и когда угодно» неверна.



3

Стартап — это надолго.



4

Стартап — это нервно.


По словам Владимирской, в стартапе количество дел увеличивается в разы или в десятки раз. При этом стартаперы, уезжающие работать в Индию или Италию, не путешествуют по этим странам: если человек работает по 14 часов в день, то нет разницы, где он это делает. Многие уходят из найма, ожидая, что проект взлетит за три месяца тяжелой работы. Однако это время может растянуться на год—полтора.

Владимирская сравнивает стартапы с зоной турбулентности: основатели компаний сильно переживают. Люди изнашивают себя за 12—18 месяцев, и у них возникает потребность в стимуляторах, которые помогают восстанавливаться, и в постоянном источнике стресса. Поэтому много бывших стартаперов участвуют в Iron Man, занимаются скалолазанием и бегают марафоны, объясняет Владимирская.


Алена Владимирская

руководитель проекта «Антирабство»

«Никто не говорит, что в новой компании не знают правил. Есть восьмичасовой рабочий день, есть переработки. Но стартап — это всё равно что работа на Северном полюсе. Понятно, что там некомфортно: холодно, сильный ветер, от которого трескается кожа на лице. Можно тоже установить правило: „При -40°С на улицу не выходить”. Но если там всю зиму -40°С, правила придется нарушать».

Многие основатели не готовы к такой тяжелой работе: все чаще предприниматели передают управление исполнительному директору со стороны. Однако на ранних этапах это невозможно, поскольку у компании еще нет продукта. Проверять версии на начальном этапе, строить бизнес, а также выстраивать первые сотни продаж может только основатель.

По мнению Владимирской, российские СМИ усугубили ситуацию на рынке: в последнее время медиа рассказывали об успехе стартапов. При этом никто не помнит, что было с «Яндексом» 17 лет назад. Так, на второй год существования компания была на грани закрытия, а основатели стартапа пытались привлечь на рынке $1,5 млн. А топ-менеджеры Mail.Ru Group на третий год существования проекта продавали машины, чтобы оплатить сервера.


Алена Владимирская

руководитель проекта «Антирабство»

«Сейчас со стартапами в России — та же ситуация, что существовала в 2000-е годы. Это чуть более цивилизованный рынок, чем в 90-е годы, но с теми же бандитами, ежедневными изменениями правил, среды, непонятными внутренними распорядками и голодной аудиторией».

На рынке также существует проблема перефинансированных проектов, которые смогли привлечь большие суммы у инвесторов. Среди таких стартапов компании, связанные с искусственным интеллектом. По мнению Владимирской, перефинансированный стартап — это перегретые ожидания и мечты о новом Booking и Tinder.

Лучше, когда стартап создают взрослые люди, которые знают, как делать бизнес. На первом этапе они вкладывают в проект свои средства и привлекают деньги близких. Такие основатели готовы много работать, готовят к этому свои семьи, приводят психику в порядок и работают по 14 часов в день. Если на старте проводить в офисе по шесть-семь часов, тратить деньги на массаж и прогулки на яхте, то, вероятнее всего, ничего не получится.


Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru

Поделиться