Рубрики

О журнале

Напишите нам

Разобраться

Английский для бизнеса: как и зачем отслеживать прогресс в обучении сотрудников

В большинство российских компаний практика корпоративного обучения уже давно стала нормой: 85% работодателей обучают сотрудников за свой счет. При этом только 11% компаний замеряют связь с бизнес-показателями, то есть оценивают, как инвестиции в совершенствование специальных навыков работников влияют на выручку или выполнение поставленных задач. Руководитель b2b-направления онлайн-школы английского языка Skyeng Анатолий Комов рассказал Inc., для чего бизнес вкладывает средства в образование сотрудников и почему важно оценивать прогресс, чтобы эти вложения были эффективными.

    Разобраться • 26 февраля 2024

    Английский для бизнеса: как и зачем отслеживать прогресс в обучении сотрудников

    Английский для бизнеса: как и зачем отслеживать прогресс в обучении сотрудников

    Текст: Анатолий Комов, руководитель b2b-направления онлайн-школы английского языка Skyeng


    В большинстве российских компаний практика корпоративного обучения уже давно стала нормой: 85% работодателей обучают сотрудников за свой счет. При этом только 11% компаний замеряют связь с бизнес-показателями, то есть оценивают, как инвестиции в совершенствование специальных навыков работников влияют на выручку или выполнение поставленных задач. Руководитель b2b-направления онлайн-школы английского языка Skyeng Анатолий Комов рассказал Inc., для чего бизнес вкладывает средства в образование сотрудников и почему важно оценивать прогресс, чтобы эти вложения были эффективными.

    Компании занимаются обучением сотрудников по разным причинам. Знание английского языка, например, может быть необходимо для общения с иностранными, но это далеко не все: у каждого бизнеса существуют свои индивидуальные цели, исходя из которых нужно выбирать форматы преподавания. Однако большинство руководителей не задумывается о том, что для того, чтобы образовательный процесс был продуктивным, необходимо анализировать результаты.

    Зачем бизнесу английский

    Летом 2023 года Skyeng провел внутреннее исследование, опросив руководителей международных и российских компаний численностью от 30 до 3 тыс.+ человек, чтобы понять их цели и подходы к контролю результатов обучения.

    Выяснилось, что ожидания руководства от корпоративных курсов английского напрямую зависят от типа компании.

    • Международный бизнес с центральным офисом за рубежом хочет улучшить внутренние коммуникации и бизнес-процессы, расширить возможности роста для сотрудников: занимать некоторые должности без знания английского невозможно.
    • Российский бизнес, который работал на международный рынок и попал под санкции, ждет повышения лояльности сотрудников и сохранения связей с международными партнерами.
    • Российский бизнес, который работает на международные рынки и не попал под санкции, нацелен на налаживание коммуникаций с партнерами, коллегами из разных стран, расширение возможностей роста сотрудников и наем специалистов за рубежом.
    • Российский бизнес, который работает только на внутренний рынок, стремится к развитию HR-бренда и повышению лояльности сотрудников: курсы английского входят в соцпакет.

    Конечно, оценить результаты всех корпоративных клиентов по одной шкале невозможно, ведь у каждого бизнеса свои задачи. Общей для работодателей оказалась только работа с лояльностью, и курсы английского языка справились с ней «на ура»: 98,4% опрошенных отметили, что после старта обучения команда «потеплела» к компании.

    Необходимые навыки

    Также 96,3% клиентов Skyeng подтвердили, что сотрудники стали лучше владеть английским и работать эффективнее, однако не всегда эти оценки дают объективную картину. Чтобы понять, удалось ли добиться результатов, важно понимать, какие навыки должны появиться у сотрудников. Согласно аналитике образовательной платформы, обычно компании обозначают такой перечень необходимых скиллов:

    • ведение на английском языке деловой переписки, встреч, переговоров, составление отчетов и презентаций, использование программ SAP и Slack, внутреннее обучение на английском и чтение документации — для международного бизнеса с центральным офисом за рубежом и российского бизнеса, который работает на международные рынки и не попал под санкции;
    • общение на английском языке с текущими зарубежными клиентами, поиск новых клиентов и партнеров через отдел продаж — для российского бизнеса, который работал на международный рынок и попал под санкции.

    Российский бизнес, ориентированный только на внутренний рынок, обучает сотрудников для развития HR-бренда и повышения лояльности.

    Перечень выше содержит понятные ожидания, на основе которых можно сформировать четкие метрики прогресса. Но обычно бизнес не учитывает их при оценке и ориентируется на два критерия:

    • посещаемость;
    • обратная связь сотрудников о курсе — нравится или нет.

    Руководство ждет, что работники без посторонней помощи будут общаться на английском с клиентами и партнерами, но по этим двум критериям невозможно объективно оценить прогресс и сотрудники не понимают, в каком направлении им двигаться.

    Альтернативный подход

    Исключением из правил стали две компании*, которые приобрели корпоративные курсы для решения конкретных задач бизнеса. Они ставят перед сотрудниками четкие требования к обучению.

     Компания 1Компания 2
    Бизнес-мотивацияУслуги переводчиков стоят дороже, чем годовое обучение сотрудников английскому.Компания теряет потенциальных клиентов на международном рынке из-за плохого знания языка.
    Как сформулирована задачаУлучшить знание языка до уровня В2 и выше за три-шесть месяцев и сократить расходы на перевод.Улучшить знание языка на один уровень за год и поднять за счет этого свою позицию на рынке.
    Что сделаноВнедрена программа обучения. Определен уровень знаний и поставлены цели для сотрудников на три-шесть месяцев. Строго отслеживается посещение и прогресс.Знание английского прописано на уровне должностных обязанностей. Внедрена программа обучения. Строго отслеживается посещение и прогресс.

    Такой структурированный подход позволяет регулярно отслеживать выполнение задач и контролировать успехи сотрудников, однако опыт работы с разными секторами и уровнями бизнеса показал: большинство работодателей не уделяют достаточно внимания тому, чтобы донести до сотрудников ценность корпоративного обучения.

    Наблюдая успехи

    Чтобы обучение было эффективным, в программе должна присутствовать понятная и наглядная система оценки, которая позволяет работникам понимать, как осваивается чтение, говорение, письменная речь. Человек, который видит свой прогресс, чувствует уверенность в знаниях и хочет продолжать учиться дальше. Понимание того, что курсы и лекции приносят свои плоды, то есть действительно помогают совершенствовать навыки, дает сотруднику мотивацию.

    Необходимо отслеживать результаты в цифрах: например, в прошлом месяце студент знал 500 слов, в этом его вокабуляр вырос до 1 тыс. Такими метриками могут пользоваться не только сами сотрудники, но и менеджеры по развитию и обучению, HR-отдел или ответственные за внедрение курсов в компании. Если в процессе обучения сотрудник сможет наблюдать реальные изменения, видеть, что курсы действительно приносят ему новые знания, он, скорее всего, будет благодарен работодателю за предоставленную возможность. Преподаватели и кураторы в свою очередь смогут при необходимости скорректировать учебный план.

    В социальный пакет можно также добавить образовательные программы для детей работников. Это может стать бонусом в «копилку» лояльности команды — согласно опросу Skyeng, 67% сотрудников готовы заменить свои бенефиты на бонусы для подрастающего поколения.

    Таким образом, курсы английского языка могут стать гораздо более функциональном инструментом, чем принято думать, — корпоративное обучение позволяет не только «прокачать» команду, но и повысить авторитет компании в глазах сотрудников. Однако полноценно работать этот инструмент будет лишь в том случае, если грамотно выстроить образовательный процесс, одной из важнейших составляющих которого является четкая система оценки прогресса.

    * По критериям конфиденциальности названия компаний скрыты.


    Поделиться