Рубрики

О журнале

Напишите нам

Вопрос выживания: как составить антикризисный план, который сохранит бизнес на плаву

Ещё совсем недавно главной проблемой российского бизнеса, как и во всём мире, был коронавирус. Но 24 февраля стало понятно, что россиян впереди ждут новые, возможно, даже более тяжёлые испытания. Не торопитесь пить за упокой, а наметьте антикризисный план действий. Inc. Russia подготовил небольшую шпаргалку, которая расскажет, как нужно действовать.

    Разобраться • 10 марта 2021

    Вопрос выживания: как составить антикризисный план, который сохранит бизнес на плаву

    Вопрос выживания: как составить антикризисный план, который сохранит бизнес на плаву

    Текст: Дмитрий Левин

    Фото: Steve Russell/Getty Images


    Ещё совсем недавно главной проблемой российского бизнеса, как и во всём мире, был коронавирус. Но 24 февраля стало понятно, что россиян впереди ждут новые, возможно, даже более тяжёлые испытания. Не торопитесь пить за упокой, а наметьте антикризисный план действий. Inc. Russia подготовил небольшую шпаргалку, которая расскажет, как нужно действовать.

    В чрезвычайной ситуации некоторые предпочитают импровизировать, однако теоретически у любой компании должен быть запасной план. Цель антикризисного планирования — если не избежать, то хотя бы минимизировать ущерб, возникающий на фоне резкого падения спроса. В зависимости от ситуации такой план может включать различные более или менее жёсткие меры, направленные на восстановление стабильности бизнеса.

    Шаг 1

    Оцените ситуацию

    Россия на неопределённый срок (вероятно, надолго) оказывается в международной изоляции. Уже в ближайшее время большинство предпринимателей столкнутся с тем, что продажи упадут, а затраты вырастут из-за разрушения привычных цепочек логистики.

    Первое, что необходимо сделать, — это понять, как именно кризис отразится на компании. Если вы не готовились к чрезвычайной ситуации или ощущаете недостаток в экспертизе, используйте что-то универсальное, например SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

    • Strengths (сильные стороны);
    • Weaknesses (слабые стороны);
    • Opportunities (возможности);
    • Threats (угрозы).

    На этом же этапе рассчитайте, как долго с учётом всех неблагоприятных обстоятельств бизнес просуществует в прежнем режиме. Оцените, сколько вы проработаете за счёт неотмененных проектов и финансовой подушки.

    Шаг 2

    Выберите стратегию

    Задайте себе вопросы. Сколько времени потребуется для разрешения кризиса? Располагаете ли вы необходимыми ресурсами и инструментами? По результатам оценки можно определить наиболее выигрышную стратегию.

    • Экспансия. При наличии ресурсов компания расширяется, захватывая рынок.
    • Прорыв. Компания делает ставку на многообещающий проект или технологию, которая теоретически позволит вырваться из кризиса.
    • Сохранение. Цель компании — сохранение ключевых элементов и ресурсов (квалифицированного персонала), а также отказ от второстепенных активов.
    • Выход из бизнеса. Если ситуация не оставляет иного выхода, предпринимателю необходимо любыми способами повысить стоимость бизнеса перед тем, как выставить его на продажу.

    Продумайте самый пессимистичный сценарий — все решения, которые вы примете в дальнейшем, могут опираться на заложенные в нём показатели.

    Шаг 3

    Привлекайте и/или экономьте деньги

    Теперь, когда у вас на руках есть пессимистичный сценарий, пришло время задуматься о том, как оптимизировать расходы компании. Опциональные расходы следует исключить целиком, а необходимые — максимально сократить.

    Маркетплейс выступает только витриной для покупки товаров и проведения оплат, а продавец полностью отвечает за хранение, обработку, упаковку и доставку заказа до покупателя. Иногда это схема — одна из многих (как у Amazon), иногда — по умолчанию (Etsy). Самые выгодные цены на международную доставку из России — у «Почты России». Но этот вариант подходит, только если клиент согласен ждать. В противном случае можно столкнуться со шквалом плохих отзывов и отказов от покупок.

    • У вас могут быть активы или статьи расходов, которые можно превратить в деньги: избавиться от чего-то или сдать в аренду. Так, например, по возможности стоит отказаться от офиса — за два года пандемии все и так привыкли работать на удалёнке.
    • Даже в такой ситуации стоит попытаться договориться с кредиторами о реструктуризации долгов. Возможно, кто-то пойдёт на уступки и даст отсрочку по выплатам.
    • Попробуйте удешевить производство, сократив ассортимент или отказавшись от дорогостоящего сырья в пользу более дешёвого.
    • Прежде чем сокращать персонал, попробуйте объяснить людям, что для выживания компании необходимо урезать заработные платы. Начать лучше с менеджмента, где они выше, и только потом обсуждать это с рядовыми сотрудниками. Выплаты премий и бонусов лучше перенести на будущее, но не отменять совсем.
    • Увольнять людей — самая непопулярная мера. Если вы решились на сокращения, начинайте с людей, которые работают с вами вне штата или выполняют самые простые или опциональные задачи.

    Шаг 4

    Сформируйте штаб

    Когда вы наметили план, пришло время сформировать антикризисный штаб. Ваша команда должна состоять из наиболее опытных менеджеров. Честно и открыто расскажите тем, кто войдёт в штаб, что потребуется для сохранения компании. Так они смогут обеспечить вас необходимой информацией и помочь сформировать антикризисный план.


    Шаг 5

    Периодически возвращайтесь к планированию

    Ситуация меняется каждый день. Не будьте так уверены, что всё предусмотрели — это невозможно. Попробуйте заложить в план наиболее вероятное развитие событий, но не пытайтесь в точности предугадать, что будет завтра. Старайтесь выстраивать процессы таким образом, чтобы минимизировать негативный эффект кризиса.


    Поделиться