Рубрики

О журнале

Напишите нам

Как сформировать лояльную аудиторию в Instagram. Учимся у лучших

Лояльные подписчики в соцсетях — не только ваши потенциальные клиенты. Они еще и евангелисты вашего бизнеса: каждый лайк, комментарий и репост помогает увеличить охват поста. С помощью этой инструкции вы узнаете, как построить живое сообщество в Instagram и превратить лояльных подписчиков в преданных клиентов. В ее основе — опыт 114 российских брендов (банков, дизайнерских студий и компаний, торгующих косметикой и ювелирными украшениями).

    Разобраться • 19 июля 2021

    Как сформировать лояльную аудиторию в Instagram. Учимся у лучших

    Как сформировать лояльную аудиторию в Instagram. Учимся у лучших

    Текст: Андрей Калашник, директор по маркетингу сервиса trendHERO

    Фото: Klaus Vedfelt/Getty Images


    Лояльные подписчики в соцсетях — не только ваши потенциальные клиенты. Они еще и евангелисты вашего бизнеса: каждый лайк, комментарий и репост помогает увеличить охват поста. С помощью этой инструкции вы узнаете, как построить живое сообщество в Instagram и превратить лояльных подписчиков в преданных клиентов. В ее основе — опыт 114 российских брендов (банков, дизайнерских студий и компаний, торгующих косметикой и ювелирными украшениями).

    01

    Отвечайте в социальной сети

    Многие компании считают, что Instagram — просто витрина с товарами, и поэтому посылают пользователей на свой сайт. Однако это большое заблуждение. Человек может буквально «жить в соцсети». Instagram закрывает очень много потребностей людей — это переписка, чтение новостей, шопинг, развлечения. Вытягивать его из этой зоны комфорта — значит создавать дополнительные сложности.

    Посмотрите на публикации IKEA. Буквально под каждым постом вы найдете что-то подобное:

    Откинем вопрос, хорошо ли работает IKEA и ее поддержка. Тут важно другое:

    • ответы есть;
    • людям удобней общаться там, где они чаще бывают.

    То есть еще один плюсик к лояльности за быстрые ответы и покупку в той сети, где человеку удобно.

    Еще пример — статистика комментариев в аккаунте ювелирного бренда fjord.

    Комментарии по типу

    45.41%

    комментарии автора

    30.47%

    короткие

    22.91%

    реальные

    1.21%

    подозрительные

    45% — ответы автора. Одним словом, нужно общаться со своими клиентами в соцсети — это дополнительное касание, которое увеличивает лояльность аудитории.

    Бренд «Наше золото» пошел еще дальше — встроил корзину из Instagram в свой сайт. Посетители могут добавить товары из соцсети себе в корзину — это удобно.

    02

    Публикуйте User Generated Content

    User generated content (UGC) — контент, который создают сами пользователи. Ваша задача — сделать так, чтобы подписчики выкладывали собственные фото с продукцией вашей компании.

    Вот пример с розыгрышем от «Нашего золота».

    Но механика может быть и другой. Вариант — отслеживать публикации в аккаунтах пользователей и добавлять их к себе в сториз и избранное. Таким образом вы получите доказательство, что у вас много клиентов, а люди — немного славы. Без всякого розыгрыша.

    Главное — чтобы вашим фолловерам захотелось поделиться своим контентом. Вам же важно показать, что вы постите и UGC, а не только вылизанные студийные фото.

    Есть еще одна разновидность пользовательского контента, который максимально легко получить, — отзывы. Их следует периодически добавлять в сториз и избранное. Особенно здорово, если это будут фотоотзывы. Вот пример такой механики от отеля:

    03

    Получайте лояльную аудиторию от инфлюенсеров

    Реклама на страницах популярных блогеров может дать не только прямой эффект, но и дополнительный. Когда инфлюенсер рассказывает о вас, он передает вам часть своей лояльной аудитории (если она у него есть).

    Например, число подписчиков Московского ювелирного завода зёа несколько месяцев выросло на 30 тыс.

    Причины две: работа с инфлюенсерами + ребрендинг с большой презентацией.

    Другой ювелирный бренд, fjord, за полтора года вырос с 40 тыс. до 110 тыс. Можно заметить, что и он работает с инфлюенсерами.

    «Сбер» привлекает аудиторию с помощью тиктокера Дани Милохина, Альфабанк — рэпера Моргенштерна. Это неудивительно: банки пытаются привлечь юную аудиторию, потому что свой счет в банке россияне могут завести уже в 14 лет. Но если покопаться, можно найти десятки примеров сотрудничества банков с другими инфлюенсерами, которых читают люди постарше.

    В сфере дизайна интерьеров работа с блогерами — почти must have. Российские студии охотно работают с нано- и микроинфлюенсерами (от 1 тыс. до 100 тыс. подписчиков).

    Бренды мебели и декора часто используют инфлюенсеров, чтобы

    • поддерживать свои акции («Черная пятница», 1 сентября, и т. д.);
    • рекламировать открытие новых офлайн-точек в разных городах;
    • раздавать промокоды.

    Однако помните: когда ваша основная цель — офлайн, такие интеграции обычно не дают новых подписчиков.

    04

    Делайте полезный контент

    Российские банки склонны придерживаться одного тренда в визуальном оформлении. Взгляните, например, на эти три поста от «Сбера».

    Легко заметить, что эти посты сделаны по некому общему шаблону. Нарисованная картинка + большой текст + брендовые цвета + яркие точки + градиент и «сияние». У каждого банка свой стиль, но в целом их публикации похожи.

    Из этого ряда выбивается только «Тинькофф».

    Для повышения лояльности российские банки создают дополнительные контентные продукты. У ВТБ есть аккаунт «ВТБ для бизнеса», у «Тинькофф» — «T–Ж» (причем здесь даже нет никакой привязки к банку — это полноценное медиа о жизни, путешествиях, инвестициях, и т. д.).

    Создание собственного медиа — дело дорогое. Но сама идея — давать подписчикам какую-то пользу под собственным брендом — хороша. Например, магазин сантехники может создать отдельный аккаунт «Василич как два пальца» с короткими примерами, как выбирать ту или иную вещь. А студия освещения — завести отдельный аккаунт для репоста разных интерьеров (но делать это лучше на отдельном аккаунте, чтобы его было легче продвигать, а у людей не было отторжения).

    05

    Покажите, чего можно добиться

    Выше уже говорилось, что можно создать отдельный аккаунт для полезного контента. IKEA что-то подобное сделала давно — на сайте компании есть отдельный раздел «Вдохновение». Там можно не просто увидеть товары, но еще и посмотреть на полноценный дизайн для комнаты с товарами бренда.

    Эту идею IKEA принесла и в Instagram:

    Из 18 постов за месяц четыре были сделаны по одному и тому же рецепту: дизайн интерьеров + цена. И все они в топе по лайкам.

    Если упростить жизнь клиента, он ответит вам лояльностью. Кстати, этим приемом часто пользуются инфобизнесмены, когда демонстрируют своих успешных выпускников. Ведь, по сути, это не обучающий контент, а просто демонстрация того, что клиенту даст покупка онлайн-курса или учебного пособия.

    06

    Встройте Instagram в свою воронку

    Отличный пример этой механики можно найти у конструктора сайтов Tilda. Он обучает своих клиентов в соцсетях.

    С одной стороны, Tilda рассказывает, как делать красивые лендинги, а с другой — проводит прямые эфиры в Instagram о важных нюансах при создании страниц. У сервиса есть отдельный аккаунт @tilda.school с курсами. При этом в YouTube и Instagram публикуются разные видео — контент не дублируется.

    Нужно помнить, что каждый потенциальный клиент находится на своем этапе принятия решения. Вот как это может выглядеть.

    Этапы принятия решенияПотребность: РемонтПотребность: Новый телефонПотребность: Новый сайт
    1. Не знает о потребностиЖивет без ремонтаВсё устраиваетСайт работает нормально
    2. Хочет решить задачуХочет новую кухнюНужно обновитьсяУзнал, что у конкурента конверсия выше в четыре раза
    3. Начал искать решение задачиЗагуглил дизайн-студии, конструкторыНачал смотреть обзоры техноблогеров, спросил у знакомыхЗагуглил конструкторы, спросил в Facebook
    4. Выбор вариантов решенияВыбирает стильТелефон подороже или дешевле?Нанять агентство или человека в штат?
    5. Выбор подрядчикаВыбор дизайнера интерьеровВыбор телефонаВыбор агентства
    6. ЗаказЗаказ дизайнаПокупка телефонаДоговор на выполнение работ

    Каждый этап можно разделить на дополнительные. Чаще всего бренды занимаются пунктами 5, 6 — от прихода на сайт до повторного заказа (ведь это непосредственно воронка продаж). Но IKEA со своим «Вдохновением» работает на пункты 1 и 2, то есть формирует потребность обновить мебель.

    Определите для себя, как вы общаетесь с клиентом на каждом этапе принятия решений. Тогда вы сможете сформировать целостную стратегию продвижения, и не только в соцсетях.

    Спорные методы ведения страниц

    Вот несколько методов ведения страниц в Instagram, которые могут быть как в плюс, так и в минус.

    — Делиться своими ценностями. Это тот случай, когда лучше молчать. С одной стороны, можно сделать ставку на нейтральные ценности (например, «мы все семья» или «наша задача — забота о клиенте») — и тогда никто этого не заметит. С другой стороны, можно взять спорные темы («Пересесть с иглы мужского одобрения на лицо», что-то о правах ЛГБТ+) — и получить большую порцию хейта.

    — Показывать, кто стоит за продуктом. Это способ «очеловечить» бренд. Почему спорный? Сложно создавать такой контент и тем более — просчитать результат. Если вы сделаете единичное видео о внутренних процессах или расскажете только об одном человеке, то вряд ли увидите какие-то значительные изменения.

    — Создание сообщества. Это когда на вашей площадке каждый может высказаться. Например, сообщество велосипедистов для соответствующего магазина, где люди обсуждают сходки, детали, ночные прогулки, велопарковки и дорожки. Но есть проблема — вы не можете такую площадку полностью контролировать.

    — Создание клуба. В отличие от сообщества, клуб выстраивается на эксклюзиве от бренда. Это довольно старый маркетинговый прием — создать ощущение избранности: проводить офлайн-встречи, приглашать на производство или в офис, делать эксклюзивные подарки (например футболки). К сожалению, в Instagram возможно только создать закрытую группу с контентом. А значит, человек должен сам подать заявку, которую вам нужно будет одобрить, — это не совсем удобно.

    07

    Не увлекайтесь giveaway

    Посмотрим на страницу сети парфюмерных супермаркетов @goldapple. На момент публикации этой статьи у нее почти 5 млн подписчиков. В ленте — конкурсы, скидки, мини-инструкции, видео-туториалы, товары для разных сегментов (беременных, школьниц), юмор для тридцатилетних.

    Теперь давайте взглянем на статистику страницы.

    Процент качественной аудитории большой, но вот ее вовлеченность (Engagement Rate) — не очень. 0,2% — это низкий показатель для аккаунта-миллионника. Средний показатель для страниц такого размера — 1,2%.

    Скорее всего, причина кроется в конкурсах. Эти «зубья» на графике ниже — giveaway. Люди подписываются только для того, чтобы получить какой-то бонус.

    Прирост подписчиков

    Каждый такой «зубчик» — плюс 250 тыс. подписчиков за три дня, а затем отписки (сразу после конкурса минус 20–30 тыс., а затем еще минус 5 тыс. ежедневно). Это пример того, как можно набирать подписчиков, но не формировать лояльную аудиторию.

    Конкурсы и giveaway — инструменты, которые подходят не всем. Большое количество отписок подсказывает алгоритмам, что ваш контент неинтересен. То есть, с одной стороны, у вас приток любителей халявы, а с другой — постоянно падают охваты. В итоге подписчиков много, но лояльных среди них — мало.

    Подытожим

    — Отвечайте в соцсети. Людям удобно общаться в Instagram. Попытки увести пользователя на сайт или еще куда-то — скорее, негативный опыт.

    — Публикуйте UGC. Чем чаще вы даете пользовательский контент, тем больше люди будут его создавать.

    — Используйте инфлюенсеров. Популярные блогеры могут поделиться с вами своей лояльной аудиторией. С их помощью можно «прогревать» аудиторию (давать интересный контент, вовлекать в активности) или же напрямую продавать (обзоры, рекомендации и коллаборации).

    — Делайте полезный контент. Мало кто приходит в Instagram исключительно ради шопинга. Поэтому нужно создавать контент (в том числе полезный), чтобы люди подписывались на вашу страницу, а впоследствии становились клиентами.

    — Показывайте, чего можно добиться. Как IKEA: не продавайте стул, а продавайте дизайн комнаты с этим стулом.

    — Встраивайте соцсети в свою воронку. Вы наверняка видели, как косметические бренды рассказывают о создании образа, — когда на видео не просто рисуют стрелки, а еще и сообщают, чем именно это делается. Нам как бы говорят: «Хочешь такой же мейкап? Купи-купи-купи!»

    — Не увлекайтесь конкурсами. Аудитория научится ждать халяву и не реагировать на ваши остальные посты.


    Поделиться