Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
advertising@incrussia.ruРубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Пандемия коронавируса вызвала масштабный кризис потребления. Больше всего от паники и карантина страдает малый и средний бизнес. Небольшие предприятия, как правило, не имеют подушки безопасности и сильно зависят от спроса здесь и сейчас — а значит, в его отсутствие остро нуждаются в помощи со стороны государства. Мы собрали меры поддержки, принятые властями США, Италии, России и других стран, — и попросили предпринимателей, экономистов и инвесторов объяснить, чего, несмотря на экстренные меры, не хватает российским компаниям для выживания в нынешних условиях.
Пандемия короновируса вызвала резкое падение потребительского спроса по всему миру, из-за чего деловая активность целых отраслей — туристической, авиационной, HoReCa и других — упала до беспрецедентно низкого уровня. В частности, в России к середине марта около 3 млн субъектов МСП оказались под угрозой закрытия, почти 8,6 млн россиян могут потерять работу. Падение оборотов бизнеса в сферах общественного питания, непродуктовой розницы и бытовых услуг достигает 80%. Вот как государства поддерживают предпринимателей и сотрудников их компаний в этот тяжелый период.
Inc. попросил предпринимателей, инвесторов и экономистов оценить эффективность мер, принимаемых в России для поддержки малого и среднего бизнеса. Опрошенные сочли озвученные властями предложения недостаточными — и предложили ряд дополнительных мер по выходу из кризиса.
Андрей Маленко
профессор финансов Бостонского колледжа
Озвученные меры — отсрочка налоговых платежей, мораторий на банкротство, рефинансирование кредитов ЦБ — очень правильные, но важно, чтобы масштаб был достаточным. Для поддержки малого и среднего бизнеса, во-первых, нужна компенсация значительной части зарплаты сотрудников, которые вынуждены работать в сокращенном режиме. Во-вторых, беспроцентные или под низкий процент кредиты на оплату труда и других расходов в большом объеме. Первое позволит снизить стимулы предприятиям увольнять сотрудников, второе — избежать кризиса ликвидности.
В США и ведущих европейских странах принятые меры имеют беспрецедентный масштаб. Пока мне трудно говорить об их сравнительной эффективности [в России].
Михаил Дмитриев
член научного совета Московского центра Карнеги
Российские власти, в отличие от большинства стран континентальной Европы, Великобритании и США, пока воздерживаются от масштабных мер по прямому предоставлению ликвидности малым и средним бизнесам, которые оказались в ситуации локдауна, и выплатам зарплат из госсредств. Меры по дополнительному финансированию таких компаний, которые на сегодня задекларированы в России, несопоставимы с масштабом локдауна, который затрагивает десятки миллионов рабочих мест.
На мой взгляд, наше правительство может позволить себе существенно увеличить объемы кредитов малому и среднему бизнесу с упрощенной процедурой обращения именно на поддержку ликвидности. Также нужно упростить процесс рефинансирования таких кредитов. Пока Центробанк готов рефинансировать банкам кредиты МСБ под гарантии «Корпорации МСП» всего на сумму в 500 млрд руб. Но это капля в море. Квота должна быть увеличена до нескольких триллионов.
Также, к примеру, в США заявлен отдельный пакет мер помощи фрилансерам, которые впервые смогут претендовать на получение пособий наряду с наемными работниками. Российское государство пока видит в самозанятых не более чем злостных неплательщиков налогов, которым в условиях локдауна целенаправленную помощь оказывать не нужно.
Правительству также нужно подумать о возможности частичного возмещения за счет бюджета зарплаты гражданам, которые оказались на сокращенном рабочем дне и в вынужденных отпусках. [Причем] оно не обязательно должно быть таким же щедрым, как в Германии или в Великобритании, где возмещается до 80% зарплаты.
Пока правительство не заявляет о возможности дополнительных шагов в этих направлениях — и это значит, что власти сильно отстают в своих решениях от темпов развертывания экономического кризиса.
Анастасия Татулова
основательница сети кафе «АндерСон»
Проблема не в вирусе, а в том, что в большинстве отраслей проводимая государством политика в последние годы привела к тому, что бизнес не смог создать для себя подушку безопасности. Да, пандемия — это форс-мажор. В мире не было таких ситуаций, и понятно, что тут никто не виноват: ни президент, ни правительство, никто. [В этой ситуации] нужны законодательные решения по форс-мажорам, хотя бы точечные:
Важно, чтобы власть понимала, что фундаментом выживания бизнеса является полное изменение, «обнуление» ситуации и выстраивание с бизнесом оптимального налогового режима.
Дмитрий Волошин
сооснователь образовательной платформы Otus.ru
Я считаю, что озвученных мер поддержки категорически недостаточно. Необходимо по максимуму упростить процедуру получения льготных кредитов.
Также важно обеспечить упрощенный порядок увольнения сотрудников с обеспечением их поддержки государством на период поиска новой работы. Речь о возможности уволить сотрудника с минимальными затратами для бизнеса, например с выплатой ему одного оклада, не больше.
Третья, важнейшая мера касается стимулирования спроса. Здесь можно действовать в широком диапазоне: от раздачи денег населению (например ежемесячных выплат в течение карантина — около 3—6 месяцев) до упрощения механизмов госзакупки.
И главное — это реализация всех мер. Не секрет, что часто самые благие идеи буксуют из-за исполнения на местах. Это, на мой взгляд, ключевая проблема оперативной поддержки в случае того форс-мажора, который мы видим.
Александр Чачава
управляющий директор венчурного фонда LETA Capital
Пока вижу на 90% популизм и непонимание потребностей бизнеса. Но стоит подождать официальных документов. Может, они будут адекватными.
Предприниматели особо уже и не ждут помощи от государства — лишь бы вреда не было. Нужна адресная и немедленная поддержка наиболее пострадавшим отраслям, госгарантии, кредиты. Когда есть выбор — дать государственный беспроцентный кредит и спасти МСБ. Он потом компенсирует все за счет налогов — а иначе обанкротится.
Мне кажется, МСБ сейчас поддерживать не менее важно, чем население. И меры должны быть существенными: денег в бюджете много.
Алексей Соловьев
основатель инвестиционной компании A.Partners
Меры поддержки, носящие отлагательный характер налоговых выплат, а не обнуляющий, не работают. Логика отсрочки налогов подразумевает, что со временем, при выходе из кризиса, у компаний появится сверхприбыль, за счет которой они должны будут заплатить и текущие, и старые налоги. Но, скорее всего, не то что не появится сверхприбыль, но самым позитивным сценарием станет восстановление бизнеса в точке до кризиса. Стоит подумать не только о том, что делать сейчас, когда предприниматели вынуждены закрываться, — а как поддержать МСБ, когда все откроется и сотрудники вернутся на работу.
Традиционно во всем мире бизнес финансируют банки. Однако в нашей стране банки — практически недоступный для бизнеса источник из-за ограничений ЦБ. На мой взгляд, сейчас хорошее время разрешить банкам выдавать рискованные займы и использовать другие инструменты финансирования малого и среднего бизнеса. Легкодоступные, работающие в полуавтоматическом режиме меры поддержки от банков смогли бы в нужное время помочь бизнесу не закрыться, выйти из кризиса и восстановиться.