Российский мебельный ретейлер Hoff планирует с помощью виртуальной реальности (VR) показывать покупателям, как тот или иной предмет будет выглядеть в интерьере их жилища. Для этого компания намерена оцифровать свой товар и планировку квартир в типовых домах самых популярных серий. Клиенты с помощью VR-очков смогут увидеть, как выбранная мебель будет располагаться в квартире, с чем ее можно комбинировать. Технология VR дает возможность расширять ассортимент без увеличения торговых площадей. Благодаря этой инновации, ретейлер сможет сэкономить на аренде, повысить конверсию и увеличить средний чек.
Конкурент Hoff — IKEA, торговая сеть по продаже мебели и товаров для дома, также экспериментирует в этом направлении. Она внедрила в России технологию дополненной реальности (AR): с помощью мобильного приложения и каталога товаров покупатель может видеть на экране смартфона, как предмет мебели вписывается в интерьер.
Большие возможности открывает технология AR в сфере логистики. Так, немецкая компания DHL выдала сотрудникам своего склада в Нидерландах «умные» очки Vuzix M100 и Google Glass. Гаджеты используются для «выборочного видения»: они показывают только те товары, которые работнику нужно собрать в конкретный заказ. Пилотный проект показал, что с дополненной реальностью логистика и процесс выбора нужных товаров проходят эффективнее на 25%.
DHL также активно экспериментирует с дронами (компания планирует организовать с их помощью доставку посылок). В этом же направлении работает другая логистическая компания — UPS. Она уже закончила тестирование своего «доставочного» дрона, который будет взлетать с автомобиля, оснащенного аккумуляторной станцией.
Одна из наиболее очевидных сфер использования дронов — логистика. Но одной только доставкой дело не ограничивается. Российский стартап «Авиарешения» создал промышленный беспилотник весом в полтонны, который способен поднять в воздух до 150 кг груза. Он поможет сельхозпроизводителям экономить до 75% на химобработке полей. «Авиарешения» рассчитывают зарабатывать не на продаже, а на сдаче беспилотников в аренду. Клиенты будут платить стартапу паушальный взнос (до 3 млн рублей) и еще 2 000–3 000 рублей за каждый час, который дрон проводит в полете. Новым беспилотником уже заинтересовались компании–гиганты агробизнеса «Русагро» и «Продимэкс».
Российский стартап Try.Fit разработал технологию виртуальной примерки обуви и уже привлек более $500 000 инвестиций. Изобретение состоит из 3D-сканера, который дает возможность пользователю построить объемную модель его стопы, и мобильного приложения, призванного помочь найти идеальную пару за считанные минуты. С помощью Try.Fit покупатель сможет примерить весь модельный ряд магазина, а система покажет, какой именно размер того или иного производителя лучше подойдет. Единожды отсканировав стопы, клиент сможет сохранить данные в мобильном приложении и потом делать «примерки» онлайн в любых магазинах-партнерах TryFit. Производители обуви таким образом увеличат продажи и сэкономят на возвратах.
Новая технология должна помочь также торговле обувью онлайн — сейчас конверсия в этом сегменте составляет всего 2%. Try.Fit уже достиг соглашений с компаниями Adidas, «Эконика» и «Детский мир», в рамках которых его устройства будут установлены в сотнях обувных магазинов России и США. Зарабатывать стартап планирует за счет выплат от крупных производителей обуви, которым он предоставит платформу и оборудование.
Российская компания «Битрикс24» внедрила в CRM-систему разработанный ею face-трекер, который работает через обычную веб-камеру. Он способен, например, распознать лицо посетителя, только входящего в магазин. Продавец тут же получит информацию о клиенте: его историю покупок, размер одежды или обуви и даже любимые марки. Все это позволит улучшить качество обслуживания.
Face-трекер может также использоваться для фиксации прихода-ухода работников в офис. Для этого нужно всего лишь поставить на ресепшен веб-камеру и монитор. В результате компании могут отказаться от дорогостоящих систем учета рабочего времени, турникетов и тетрадей учета. Face-трекер распознает лицо сотрудника, выведет на монитор его данные и покажет кнопку «Открыть / Закрыть» рабочий день, рассказали Inc. в «Битрикс24».
Другая российская компания, Apis Cor, произвела мобильный строительный 3D-принтер, способный напечатать стены здания в любом месте за 24 часа. Возможности своего изобретения она продемонстрировала в феврале этого года в подмосковном Ступине. Жилой дом общей площадью 38 м² был напечатан за сутки целиком, а не собран из отдельных элементов. Стоимость квадратного метра жилья составила 16 тысяч рублей.
Технологии Apis Cor, воплощенные в мобильном строительном принтере, сокращают до минимума трудоемкие операции и позволяют управлять процессом строительства дома всего двум операторам.
В феврале 2017 года рекрутинговый сайт HeadHunter запустил систему рекомендации вакансий, основанную на технологии машинного обучения. Она анализирует историю активности пользователей, после чего показывает им объявления о приеме на работу, которые с наибольшей вероятностью их заинтересуют. Действовавшая до этого момента система рекомендаций опиралась на заранее прописанные для каждой профессии поисковые запросы с жесткой привязкой к каталогу сайта.
Тестовый период показал, что вакансии, отобранные при помощи искусственного интеллекта, привлекают на 25% больше внимания соискателей. Создание новой рекомендательной системы обошлось сервису HeadHunter в сумму 2 млн рублей, не считая инвестиций в серверную инфраструктуру. В компании надеются окупить вложения в срок от полугода до полутора лет.
Пермская компания Promobot разработала сервисные роботы для бизнеса и уже успешно продает их в России и ряде стран мира. Они предназначены для работы в местах повышенного скопления людей. Роботы помогают людям с навигацией, отвечают на любые вопросы, транслируют промоматериалы и запоминают каждого, с кем приходилось общаться. Такие устройства могут, в частности, использоваться в отелях в качестве администраторов, консультировать по услугам гостиницы, помогать гостям изучать туристические маршруты, бронировать номер.
В автоцентрах роботы можно использовать для консультирования посетителей об имеющихся в продаже машинах, их особенностях и комплектации. В торговых центрах эти устройства помогут посетителям ориентироваться и подскажут, в каких магазинах есть скидки и акции. Сейчас роботы используются как крупными компаниями («Сбербанк», «Билайн», торговая сеть «Семья»), так и малым бизнесом (event-агентства, магазины бытовой техники).
Китайский стартап Wheelys открыл в Шанхае первый роботизированный магазин, в котором нет кассиров и очередей. В торговом заведении продаются готовые завтраки, обеды и ужины, а также другие продукты. Чтобы совершить покупку, пользователи должны предварительно скачать мобильное приложение магазина, с помощью которого они отсканируют код товара и оплатят покупку.
Wheelys начал тестировать первый роботизированный магазин на год раньше, чем Amazon. Онлайн-ретейлер недавно был вынужден отложить официальное открытие своих продуктовых магазинов без касс и кассиров Amazon Go. Сделать это пришлось из-за возникших технических проблем. Пока тестовый магазин в кампусе в Сиэтле обслуживает сотрудников самой компании.