22 июля 2022 • BrandView

Как малому бизнесу стать компанией-газелью

Фото: Getty Images


Основной драйвер экономики развитой страны — небольшие быстрорастущие компании. Согласно исследованиям, большинство «газелей» относят к малому и среднему бизнесу. Их главный признак — быстрый рост. За короткие сроки маленькие фирмы превращаются в средние и крупные предприятия, не теряя при этом динамики развития. Рассказываем о том, как малому бизнесу перейти из категории «мышей» в категорию «газелей».

Что такое компания-газель

Почти полвека назад американский экономист Дэвид Берч исследовал влияние малого и среднего бизнеса на экономику. Вопреки ожиданиям, оказалось, что самый большой вклад в рост ВВП делают вовсе не экономические мастодонты, названия которых у всех на слуху, а относительно небольшие, но динамично развивающиеся бизнесы.

Берч условно разделил компании на четыре основных типа.

Слоны — те самые гиганты с сотнями тысяч сотрудников и миллиардными оборотами. Часто эти компании тем или иным образом аффилированы с государством, например естественные монополии. Обычно они демонстрируют очень медленный рост или не растут вообще.

Львы — крупные бизнесы, которые живут за счет поглощения других компаний. Каждая такая сделка увеличивает их размер, но она не влияет на ВВП, так как одновременно с поглощением с рынка исчезает очередной игрок.

Мыши — компании, деятельность которых настолько незначительна, что в принципе не способна хоть как-то повлиять на экономический рост. Таких бизнесов в стране обычно большинство в абсолютном выражении.

Газели — самая интересующая нас сегодня группа. Это относительно небольшие бизнесы, которые отличаются от прочих тем, что способны долго поддерживать свой быстрый рост.

Когда государство говорит о поддержке малого бизнеса, в конечном итоге оно стремится как можно больше предпринимателей перевести из категории мышей в категорию газелей. Для самого бизнеса такая господдержка — возможность использовать предоставленные ресурсы, чтобы сделать рывок вперед, а потом удержать высокий темп развития. Именно способность «бегать на длинные дистанции» отличает бизнесы этого типа от всех остальных.

Как определить, что компания — газель

Разные методики определяют разные критерии оценки бизнесов и их принадлежности к конкретной группе по классификации Берча. Мы не будем изобретать велосипед и обратимся к методологии, которую уже много лет использует информационная платформа «СПАРК-Интерфакс».

К газелям она относит бизнесы, выручка которых растет более чем на 10% в год. По темпам этого роста газели делятся на три группы: 10–15%, 15–20% и более 20%. По итогам 2017–2021 гг. «СПАРК-Интерфакс» насчитал в России 1227 таких компаний, более или менее равномерно распределенных по всем трем категориям. Важно отметить, что для попадания в конкретную группу организация должна демонстрировать указанный темп роста на протяжении всех четырех лет исследования.

Среди других критериев отбора:

  • выручка более 87 млн руб. в 2017 году;
  • положительные чистые активы в последний отчетный год;
  • отсутствие аффилированности с крупными компаниями;
  • отсутствие в составе акционеров организаций с государственным участием.

В этот раз выяснилось, что 72% участников рейтинга являлись субъектами МСП, причем их доля продолжает расти. Если брать категорию лидеров (+20% и выше), то с 2016 года она выросла с 313 до 399 компаний.

Как малому и среднему бизнесу стать газелью

Принято считать, что быстрее всего бизнес растет в новых нишах с низкой конкуренцией. Но это далеко не всегда так. Исследование «СПАРК-Интерфакс» показывает, что в новом рейтинге как раз оказались самые традиционные рынки.


Агропромышленный сектор

17% из 1227 участников рейтинга заняты именно в нем. Отметим, что внутри АПК найдется место компаниям буквально любого масштаба — от гигантских агрохолдингов до совсем небольших производителей «крафтовых» продуктов питания.

Именно последние являются отличными претендентами на звание газели, а достичь этого статуса им могут помочь направленные на развитие малого бизнеса государственные инициативы.

Чаще всего перед производителями продовольственных товаров остро стоит вопрос сбыта продукции. В него может упираться рост бизнеса в целом. В этом случае им будет полезен проект «Фермерский островок», совместно развиваемый Корпорацией МСП и властями российских регионов.

Этот проект, в котором участвуют федеральные торговые сети, подразумевает организацию фермерских кооперативов, которые могли бы наладить торговлю своими продуктами в небольшом — площадью 20–30 кв. м — «магазине в магазине», расположенном прямо внутри супермаркета. Товары могут дополнять друг друга, а сами компании получают возможность оплачивать аренду вскладчину. При этом жесткие требования сетей к поставщикам на «островки» не распространяются.

Еще одним способом увеличить сбыт является использование сервиса «Поставщикам продуктов питания: попасть на полки торговых сетей» на Цифровой платформе МСП.РФ. Здесь сельскохозяйственные товаропроизводители и производители продукции пищевой промышленности могут изучить заявки на поставки, размещенные непосредственно крупными торговыми сетями в разных регионах РФ. Заявки удобно сортировать по регионам, названию сетей или кодам ОКПД2.


Строительный бизнес

Несмотря на кажущееся засилье гигантских строительных холдингов, 12% компаний из исследования работают именно здесь.

Пандемийный спад этим газелям помогли пережить меры поддержки, в том числе льготная ипотека. Аналитики полагают, что российский стройкомплекс и в будущем останется хорошей питательной средой для появления быстрорастущих предприятий.

Набрать нужную динамику малому бизнесу здесь может помочь сервис «Витрина закупок малого объема по 223-ФЗ». Крупные заказчики, среди которых много представителей строительной отрасли, публикуют заявки на поставки разных товаров на сумму до 500 тыс. руб. Такой объем как раз по плечу небольшой компании или ИП. Сервис собирает заявки из нескольких десятков источников, и коммерческое предложение можно отправить прямо из него.


Машиностроительный комплекс

В этом году на него пришлись 8% динамично развивающихся компаний. Многие производители пострадали из-за санкций и разрывов логистических цепочек. Сейчас они стремятся найти новых партнеров среди российских поставщиков и готовы сотрудничать в том числе с небольшими организациями.

Привлечь их внимание малые и средние предприятия могут при помощи еще одного цифрового сервиса, на этот раз «Реестра промышленных компаний». Для поиска поставщиков им пользуются крупнейшие ретейлеры РФ, торговые непродовольственные сети, оптово-распределительные центры, промышленные и телекоммуникационные компании. Обращаться к реестру могут и сами поставщики — чтобы найти заказчиков. Для попадания организации в перечень проверенных поставщиков достаточно заполнить заявку и дождаться проверки экспертами Корпорации МСП.

Другие меры поддержки МСП

Стоит добавить, что меры господдержки позволяют набрать темпы роста во многих отраслях, в которой работает компания. Во многих нишах может существовать бизнес, достойный звания высокотехнологичного и инновационного. Для таких малых и средних предприятий, способных подтвердить свой статус, доступно предложение МСП Банка — дочерней структуры Корпорации МСП. После подачи заявки через Цифровую платформу МСП.РФ они могут претендовать на льготные кредиты по ставке 3% годовых в рамках проекта Правительства РФ «Взлет — от стартапа до IPO».

Не оставлены без внимания и бизнесы, которые уже успешно перешли в категорию газелей и в последние три года демонстрируют рост выручки 20% и более. Такие организации имеют право на комплексную поддержку быстрорастущего МСП. С полным перечнем стимулирующих мер можно ознакомиться здесь.