BrandView • 27 декабря 2023
Текст: Алиса Горбунова
Фото: Getty Images
В 1997 году бизнесмен Аркадий Волож, еще со школьных времен увлеченный точными науками, на $10 тыс. закупает три сервера с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, на которых было проиндексировано все содержимое Рунета. На заре развития Сети это автоматически делает его сайт «Яндекс» одним из самых популярных в России: уже в 1999 году он входит в топ-7. Аркадий Волож вовремя понимает ценность такого ресурса — и вкладывает именно в него, а не в направления, которыми рынок давно перенасыщен.
Этот пример мы вспоминаем не просто так: большинство малых предприятий — 42% — терпят неудачу из-за того, что рынок не нуждается в их услугах, то есть ценностное предложение продумано слабо. Еще одна распространенная причина — плохие навыки управления денежными потоками.
Цифровая платформа МСП.РФ, которая развивается в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», избавляет предпринимателя от задачи анализировать сотни книг и интернет-ресурсов самостоятельно. Чтобы найти новые возможности для развития бизнеса, достаточно зайти на МСП.РФ в раздел «Бизнес-тренажер» и воспользоваться одним из более чем 20 автоматизированных инструментов. Все инструменты в «Бизнес-тренажере» разделены на две группы: это инструменты программ «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». Пройдемся по каждой из них.
Внутри «Азбуки предпринимателя» инструменты собраны таким образом, чтобы каждый, кто только задумывается над своим бизнесом или делает первые шаги, мог проверить бизнес-идею, быстро запустить свое дело, найти первых клиентов и начать получать прибыль.
Ольга Игнатьева, самозанятая: «Что круто: здесь все базовые инструменты для того, чтобы упаковать бизнес на ранней стадии или даже идею, — и систематизировать данные, понять, чего не хватает. На этом основании уже можно собрать план дальнейших шагов. Что-то вроде „потренироваться на кошечках“, — и забрать как основу».
Станислав Куцаренко, индивидуальный предприниматель: «Все сделано качественно и интересно: портрет клиента, маркетинговый план… Я только запускаю бизнес, и сейчас приходится очень много обучаться, так что обязательно еще вернусь к бизнес-тренажерам не раз».
Как устроены инструменты
Первый шаг — заполнение короткой карточки с личными данными, интересующей сферой для старта бизнеса, ключевыми проблемами на сегодняшний день («нет денег», «ничего не получается», «страх, что прогорю», «как найти прибыльную идею» и прочее). Это послужит основой для дальнейшей работы с инструментами. Далее платформа предлагает проанализировать свои гибкие навыки: определить сильные стороны, на которые можно опереться уже сейчас, и слабые стороны — которые можно развить со временем или компенсировать за счет команды.
Дальше — самое интересное: формирование идеи, которая ляжет в основу проекта. Именно идея задает вектор развития и масштабирования бизнеса.
Как найти такую идею? Как понять, что идея хорошая? И с чего начать ее проверку? Шаг за шагом цифровая платформа поможет сформулировать идею, подскажет инструменты, которые позволят узнать клиента и понять его желания, сконцентрироваться на тех клиентских сегментах, которые позволят получать максимум прибыли с минимальными затратами. И главное — «Бизнес-тренажер» поможет сформулировать ценности и выгоды, которые привлекут этих клиентов.
Правда не верится в это?
Давайте приведем пример. Предположим, у предпринимателя А есть гипотеза: средний класс и люди с высоким достатком хотят питаться свежими овощами, и они не уверены в качестве продуктов в магазинах. Проверить эту мысль можно через интервью, задав несколько вопросов: из чего состоит ваш рацион, где вы покупаете овощи, как их выбираете, устраивает ли качество, почему, и не только. Если значительная доля участников интервью не удовлетворена качеством продуктов в магазинах — можно двигаться дальше, предположение хорошее. Через проверку нескольких таких гипотез и выбор самой удачной можно делать выводы. Например: запуск производства домашних ферм решит реальную проблему, а значит, будет спрос.
Итого: как помогает «Азбука предпринимателя»
Именно в этом разделе собраны те инструменты, которые помогают четко сформулировать идею, обсудить ее с целевой аудиторией, определить понятную ценность предложения и, конечно, составить план реализации проекта. И все это доступно онлайн, 24/7, с возможностью выгрузить вместе с диаграммами и планом развития.
Раздел «Школа предпринимательства» еще больше, потому что он предназначен для повышения эффективности уже действующего бизнеса, увеличения числа клиентов и прибыли без дополнительных вложений. Здесь уже 15 инструментов, которые разбиты на две группы: «Диагностика бизнеса» и «План развития».
Ольга Игнатьева, самозанятая, работает с предпринимателями и стартапами: «За меня сделали гигиенический минимум структуры управления бизнесом: что надо учесть, чем придется озадачиться. Разжевали каждый этап подсказками и уже готовыми полями, провели по циклу в логической последовательности плюс частично за меня интерпретировали результаты!»
Как устроены инструменты
Все инструменты из «Диагностики бизнеса» направлены на то, чтобы предприниматель увидел точки роста бизнеса: продуктовая матрица позволит учесть, какие продукты уже присутствуют и какое они занимают место в воронке, анализ конкурентов — отстроиться от них, выделиться на их фоне, аудит производственного цикла — снизить риски и повысить качество работы. «План развития» позволяет повысить потенциал масштабирования: здесь есть инструменты для анализа успешного опыта конкурентов вплоть до выбора перспективных идей масштабирования и составления плана реализации целей.
Итого: как помогает «Школа предпринимательства»
В этом разделе предприниматель может провести детальную проработку бизнес-процессов своей компании — от А до Я, от продуктовой матрицы до плана масштабирования проекта. На каждом этапе — инструкции, подсказки, автоматизированное построение таблиц и графиков.
Это интересно
Каждый желающий может получить поддержку на тренингах Корпорации МСП в своем регионе: достаточно записаться и прийти на тренинги по программам «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».