BrandView • 27 декабря 2023

На автомате: как МСП.РФ помогает автоматизировать рутинные бизнес-задачи

Текст: Алиса Горбунова

Фото: Getty Images


Корпорация МСП на цифровой платформе МСП.РФ реализовала «Бизнес-тренажер» — новый раздел с автоматизированными инструментами поиска идей, расчета финансовой модели и изучения рынка для тех, кто хочет начать свое дело, и тех, кто ищет точки роста для уже существующего бизнеса. Рассказываем, что внутри.

В 1997 году бизнесмен Аркадий Волож, еще со школьных времен увлеченный точными науками, на $10 тыс. закупает три сервера с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, на которых было проиндексировано все содержимое Рунета. На заре развития Сети это автоматически делает его сайт «Яндекс» одним из самых популярных в России: уже в 1999 году он входит в топ-7. Аркадий Волож вовремя понимает ценность такого ресурса — и вкладывает именно в него, а не в направления, которыми рынок давно перенасыщен.

Этот пример мы вспоминаем не просто так: большинство малых предприятий — 42% — терпят неудачу из-за того, что рынок не нуждается в их услугах, то есть ценностное предложение продумано слабо. Еще одна распространенная причина — плохие навыки управления денежными потоками.

Цифровая платформа МСП.РФ, которая развивается в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», избавляет предпринимателя от задачи анализировать сотни книг и интернет-ресурсов самостоятельно. Чтобы найти новые возможности для развития бизнеса, достаточно зайти на МСП.РФ в раздел «Бизнес-тренажер» и воспользоваться одним из более чем 20 автоматизированных инструментов. Все инструменты в «Бизнес-тренажере» разделены на две группы: это инструменты программ «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». Пройдемся по каждой из них.

Азбука предпринимателя

Внутри «Азбуки предпринимателя» инструменты собраны таким образом, чтобы каждый, кто только задумывается над своим бизнесом или делает первые шаги, мог проверить бизнес-идею, быстро запустить свое дело, найти первых клиентов и начать получать прибыль.

Ольга Игнатьева, самозанятая: «Что круто: здесь все базовые инструменты для того, чтобы упаковать бизнес на ранней стадии или даже идею, — и систематизировать данные, понять, чего не хватает. На этом основании уже можно собрать план дальнейших шагов. Что-то вроде потренироваться на кошечках, — и забрать как основу».

Станислав Куцаренко, индивидуальный предприниматель: «Все сделано качественно и интересно: портрет клиента, маркетинговый план… Я только запускаю бизнес, и сейчас приходится очень много обучаться, так что обязательно еще вернусь к бизнес-тренажерам не раз».

Как устроены инструменты

Первый шаг — заполнение короткой карточки с личными данными, интересующей сферой для старта бизнеса, ключевыми проблемами на сегодняшний день («нет денег», «ничего не получается», «страх, что прогорю», «как найти прибыльную идею» и прочее). Это послужит основой для дальнейшей работы с инструментами. Далее платформа предлагает проанализировать свои гибкие навыки: определить сильные стороны, на которые можно опереться уже сейчас, и слабые стороны — которые можно развить со временем или компенсировать за счет команды.

Дальше — самое интересное: формирование идеи, которая ляжет в основу проекта. Именно идея задает вектор развития и масштабирования бизнеса.

Как найти такую идею? Как понять, что идея хорошая? И с чего начать ее проверку? Шаг за шагом цифровая платформа поможет сформулировать идею, подскажет инструменты, которые позволят узнать клиента и понять его желания, сконцентрироваться на тех клиентских сегментах, которые позволят получать максимум прибыли с минимальными затратами. И главное — «Бизнес-тренажер» поможет сформулировать ценности и выгоды, которые привлекут этих клиентов.

Правда не верится в это?

Давайте приведем пример. Предположим, у предпринимателя А есть гипотеза: средний класс и люди с высоким достатком хотят питаться свежими овощами, и они не уверены в качестве продуктов в магазинах. Проверить эту мысль можно через интервью, задав несколько вопросов: из чего состоит ваш рацион, где вы покупаете овощи, как их выбираете, устраивает ли качество, почему, и не только. Если значительная доля участников интервью не удовлетворена качеством продуктов в магазинах — можно двигаться дальше, предположение хорошее. Через проверку нескольких таких гипотез и выбор самой удачной можно делать выводы. Например: запуск производства домашних ферм решит реальную проблему, а значит, будет спрос.

Итого: как помогает «Азбука предпринимателя»

Именно в этом разделе собраны те инструменты, которые помогают четко сформулировать идею, обсудить ее с целевой аудиторией, определить понятную ценность предложения и, конечно, составить план реализации проекта. И все это доступно онлайн, 24/7, с возможностью выгрузить вместе с диаграммами и планом развития.

Школа предпринимательства

Раздел «Школа предпринимательства» еще больше, потому что он предназначен для повышения эффективности уже действующего бизнеса, увеличения числа клиентов и прибыли без дополнительных вложений. Здесь уже 15 инструментов, которые разбиты на две группы: «Диагностика бизнеса» и «План развития».

Ольга Игнатьева, самозанятая, работает с предпринимателями и стартапами: «За меня сделали гигиенический минимум структуры управления бизнесом: что надо учесть, чем придется озадачиться. Разжевали каждый этап подсказками и уже готовыми полями, провели по циклу в логической последовательности плюс частично за меня интерпретировали результаты!»

Как устроены инструменты

Все инструменты из «Диагностики бизнеса» направлены на то, чтобы предприниматель увидел точки роста бизнеса: продуктовая матрица позволит учесть, какие продукты уже присутствуют и какое они занимают место в воронке, анализ конкурентов — отстроиться от них, выделиться на их фоне, аудит производственного цикла — снизить риски и повысить качество работы. «План развития» позволяет повысить потенциал масштабирования: здесь есть инструменты для анализа успешного опыта конкурентов вплоть до выбора перспективных идей масштабирования и составления плана реализации целей.

Итого: как помогает «Школа предпринимательства»

В этом разделе предприниматель может провести детальную проработку бизнес-процессов своей компании — от А до Я, от продуктовой матрицы до плана масштабирования проекта. На каждом этапе — инструкции, подсказки, автоматизированное построение таблиц и графиков.

Это интересно

Каждый желающий может получить поддержку на тренингах Корпорации МСП в своем регионе: достаточно записаться и прийти на тренинги по программам «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».