BrandView • 31 января 2023

Через цифровой профиль к проактивной поддержке бизнеса: гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич об итогах первого года работы МСП.РФ

С момента запуска в феврале 2022 года Цифровой платформы МСП.РФ количество активных пользователей достигло 300 тыс. Они воспользовались услугами более 20 государственных сервисов 600 тыс. раз. В конце года на платформе запустили цифровой профиль предпринимателя, который в корне меняет взаимодействие бизнеса с государством, делая его максимально удобным, быстрым и эффективным. Подробнее о том, чего добились в прошлом году и какие задачи стоят перед проектом в 2023-м, рассказал Inc. Russia гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Что можно назвать главным итогом работы платформы МСП.РФ в 2022 году?

Самое важное, что почти для 300 тыс. ее пользователей меры господдержки стали доступны в простом и современном формате. Так предприниматели сэкономили время и направили его на решение проблем и задач своего бизнеса. А новости, статьи и видео для начинающих и опытных участников рынка меньше чем за год собрали более 4,5 млн просмотров.

Реализация возможностей платформы, которая идёт в рамках нацпроекта «МСП» под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, уже в корне поменяла формат взаимодействия государства и частных компаний. Наша система анализирует цифровые профили и точно определяет, кому подходит та или иная мера поддержки, повышая адресность таких механизмов. Таким образом, государство само выходит к бизнесу с конкретным предложением и предпринимателям больше не нужно бегать по инстанциям с кучей документов, серфить интернет и сайты госорганов в поисках подходящей программы поддержки.

Запуская МСП.РФ в рамках нацпроекта МСП в феврале 2022 года, мы сразу предложили предпринимателям 11 федеральных сервисов, но еще перед запуском мы поставили себе задачу удвоить ассортимент услуг до конца года. Сегодня можно смело сказать, что мы с ней справились: бизнесу доступно «меню» более чем из 20 федеральных сервисов и свыше 400 мер поддержки.

И еще любопытные цифры: самому юному пользователю Цифровой платформы — всего 14 лет, самому возрастному — 93 года.

Удобство и простоту МСП.РФ оценили не только представители бизнеса, но и профессиональные сообщества. Несмотря на молодость самого проекта, Цифровая платформа уже стала лауреатом нескольких премий, в числе которых Digital Leaders, «Рейтинг Рунета» и CDO/CDTO AWARD 2022.

Мы проделали гигантскую работу. Мы — это не только Корпорация, это Правительство, Минэкономразвития, Минцифры, ФНС, регионы и другие министерства и ведомства. И, конечно, предприниматели, которые на всех этапах принимали самое активное участие в тестировании и давали исчерпывающий фидбек.

Как повлияла турбулентная экономическая и геополитическая обстановка на развитие платформы?

Сложные обстоятельства потребовали принятия оперативных, но в то же время точных и выверенных решений. Нельзя было допустить ни одной ошибки, ведь их исправление потребовало бы значительных временных затрат, — практически весь год время было против нас.

Весной, после введения санкций, мы получили большой запрос от бизнеса на сервис, который станет «многоруким» помощником для предпринимателей. Ведь многие одномоментно потеряли иностранных поставщиков или рынки сбыта. У кого-то на складах закончились запасы деталей, но нужно было продолжать работать, выплачивать зарплату, вовремя перечислять налоги и взносы. А что такое для производства потеря постоянного источника одной, даже крохотной, детали? Это остановка конвейера и вытекающий отсюда снежный ком проблем. Так родилась идея запустить платформу по поиску спроса и предложения различной продукции, в том числе сельскохозяйственной.

Полезным и очень востребованным сервисом оказался свежий «Законодательный дайджест», в котором мы человеческим языком объясняем, что, для кого и как поменялось в нормативах и законах. Так что даже юридически неподкованный человек легко понимает суть законодательных новелл. Это особенно важно в начале года, когда законопроекты, приказы и акты принимаются и вступают в силу пачками.

Несмотря на все глобальные изменения, мы были вынуждены продолжать смотреть вперед и искать новые механизмы поддержки инвестиций. Так, мы создали специальный центр инвестиционного кредитования, задача которого — буквально взять бизнес за руку, помочь правильно описать свой проект, подготовить необходимые документы и привести прямо к «банковскому окошку» для получения денег. В прошлом году центр работал в пилотном режиме, в этом году мы его пересобираем и ждем предпринимателей, которые готовы развиваться и заниматься импортозамещением.

Какие сервисы оказались самыми востребованными?

Первые по популярности — меры поддержки, которые каждый регион предоставляет исходя из потребностей местного бизнеса и своих возможностей. Здесь уже оцифрованы более 350 продуктов и услуг. И за прошлый год через Цифровую платформу поступили и обработаны более 19 тыс. заявок на получение этих мер.

Бизнес оценил удобство сервиса по бесплатной проверке контрагентов на основании данных ФНС. Сервис оценивает компании более чем по 20 параметрам, среди которых информация о налоговых правонарушениях, дисквалификации руководителей и учредителей, об ограничениях участия в юридическом лице, блокировках счетов и результатах деятельности за предыдущие три года.

Третий по востребованности сервис, «Производственная кооперация и сбыт», объединил не только отечественных, но и дружественных иностранных поставщиков и заказчиков. Без него некоторые партнеры, возможно, никогда бы и не смогли прийти к взаимовыгодному сотрудничеству.

Например, Минскому тракторному заводу потребовались специальные стопорные кольца. Лениногорский механический завод узнал о запросе на нашей платформе, связались, провели переговоры. В результате имеем подписанное соглашение. Пробная отгрузка уже произведена, вовсю идет тестирование российской продукции. И таких примеров сотни.

Как работает диагностика бизнеса?

Например, предприниматель узнает, существует ли у него налоговая задолженность. Это могут быть даже два-три рубля, которые висят балластом несколько лет. И именно они служат препятствием для получения тех же льготных кредитов.

Не менее важный момент при обращении за поддержкой — соблюдение условий ранее предоставленной помощи. Диагностика покажет, были ли допущены нарушения, потому что предприниматели часто забывают про такие «мелочи». И это поможет устранить стоп-факторы и претендовать на получение господдержки.

Совсем недавно запустили Цифровой профиль предпринимателя. Что это означает для представителей МСП?

В цифровом профиле юридического лица хранятся все основные сведения о компании, которые могут потребоваться для получения мер поддержки. Ничего больше того, что уже было получено ведомствами и организациями от предпринимателя, в него вносить не нужно, — Цифровой профиль (ЦП) автоматически получает эти данные с согласия владельца.

Например, есть субсидия, предоставляемая в регионе N малому бизнесу, который ведет деятельность больше трех лет, имеет в штате более 10 сотрудников и занимается рекламой. С помощью Цифрового профиля можно легко подобрать подходящие по параметрам компании и адресно предложить им такую меру поддержки, причем они гарантированно подходят под все требования. Использование ЦП позволяет всем участникам процесса в разы сократить расходование ресурсов, в том числе снизить трансакционные издержки бизнеса.

В первую очередь цифровой профиль помогает получать финансовые меры поддержки упрощенным путем, не прибегая к сбору огромного количества подтверждений, справок, выписок и прочего.

Одним из ориентиров для нас было сокращение анкеты на получение кредита, и нам удалось исключить из нее более 50 полей. Также мы смогли убрать из списка добрый десяток документов и снизить время создания заявки с одного дня и более до 15 минут. Ускорение ощутили и банки: теперь значительная часть данных поступает напрямую из достоверных государственных источников, что сокращает потребность в проведении их собственных проверок бизнеса перед выдачей займа.

По итогам работы на МСП.РФ в профиле предпринимателя должны быть 18 различных наборов сведений. Половина из них уже доступна, оставшиеся данные появятся в начале этого года. Но и на этом мы не останавливаемся, есть запрос на включение в профиль информации, например о наличии транспортных средств, различных лицензий. Мы уже работаем над этим и запустим обновление в ближайшее время.

Как на платформе работает практическое образование для предпринимателей?

Раздел «Бизнес-обучение» стал доступен сразу после запуска Цифровой платформы. В нем в соответствии с уровнем предпринимателя собраны и отсортированы образовательные материалы и программы, их много. Например, начинающим и самозанятым предлагаются онлайн-мероприятия и интенсивы, видеолекции по подходящим им темам. Тут буквально все — от личной эффективности до разбора отраслевых тонкостей.

Возьмем для примера ИП, который недавно зарегистрировался и находится в процессе выстраивания бизнеса, налаживания общения с клиентами, постигает азы деловой среды. Таких у нас очень много. Для них Цифровая платформа предлагает четырехдневный тренинг «Азбука предпринимателя». Это комплекс программ, который помогает создать и описать идею, рассчитать точку безубыточности, составить бизнес-план и многое другое, что помогает успешно запустить свое дело.

Пройдя первый этап, можно выбрать пятидневную программу «Школа предпринимательства». Она учит оптимизации бизнес-процессов за счет системного масштабирования. Помимо очевидного — овладения новыми компетенциями, — прохождение программы позволяет претендовать на получение грантов для молодых предпринимателей и социальных компаний. Запись проходит на МСП.РФ, обучение очное, в своем регионе.

Еще один полностью завязанный на практике продукт — акселерация. Это программы ускоренного развития бизнеса. Участники на протяжении двух месяцев работают с индивидуальными трекерами и экспертами, анализируют рынок и продуктовую воронку, проводят конкурентную разведку и создают новые продукты.

Как построено взаимодействие крупного и малого бизнеса на платформе? Какую пользу получают обе стороны?

Одна из проблем взаимоотношений малого и крупного бизнеса в том, что точек соприкосновения у них зачастую очень мало. В начале этого года мы поставили перед собой цель — свести их вместе. Толчком к этому стало развитие ситуации с импортом, когда вдруг выяснилось, что многие наши промышленные гиганты критически зависимы от продукции западных партнеров. Есть примеры, когда производства просто вставали, пока их руководители экстренно искали замену по тем или иным позициям на внутреннем рынке.

Мы точно знали, где все можно найти, — в секторе МСП. Надо было просто свести на одной площадке спрос и предложение. Такой точкой стал сервис «Производственная кооперация и сбыт».

Еще одним направлением взаимодействия малого и крупного бизнеса являются закупки. На Цифровой платформе размещаются данные о тендерах больших компаний с госучастием на закупку продукции и услуг у малого и среднего бизнеса. С учетом обязательной квоты на такие лоты действующие торги есть всегда. А попадание в обойму поставщиков госкомпаний для МСП — короткий и понятный путь к стабильному рынку сбыта.

Плюс есть возможность участия в программах «выращивания» от крупнейших заказчиков через механизм офсетных договоров (инвестиции в производство со стороны бизнеса в обмен на обязательство закупать его продукцию несколько лет со стороны заказчика. — Прим. ред.). Первые из них уже анонсированы. Компания «Автодор — Платные Дороги» стала первой запустившей такой проект с небольшим предприятием.

В рамках сервиса «Кооперация и сбыт» вы сотрудничаете с компаниями из Беларуси, Армении, Азербайджана, Индии, ОАЭ, Узбекистана, Турции и Омана. Расскажите, как вам это удалось?

События прошлого года внесли изменения во взаимодействие Корпорации с другими странами. На их фоне вектор сотрудничества сместился в сторону СНГ, Ближнего Востока и Азии. Пионерами здесь стали белорусские гиганты, такие как БелАЗ, Минский тракторный завод, «Гомсельмаш» и МАЗ. Затем стали размещать свои запросы компании из Армении, Азербайджана, Индии и других стран.

Сегодня на МСП.РФ уже представлены более трех десятков зарубежных компаний. Они разместили свыше 400 запросных позиций, включая промышленное оборудование, строительные материалы, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье и прочее.

Для российских компаний международная кооперация — это возможность найти партнеров, в том числе взамен ушедших с отечественного рынка. Плюс наши поставщики из МСП получают возможность заключить долгосрочные договоры, встроиться в производственные цепочки зарубежных компаний, выйти на рынки третьих стран. Для иностранных пользователей Цифровая платформа — это расширенный поиск проверенных поставщиков МСП из регионов России плюс экономия ресурсов за счет онлайн-доступа ко всем возможностям.

Как организована работа по участию в госзакупках через платформу? Стал ли этот процесс проще?

На Цифровой платформе запущен «Гид по закупкам», здесь специалисты консультируют предпринимателей по всем вопросам — от входа в эту сферу до защиты интересов МСП-поставщиков в случае возникновения споров.

Специально для простого и быстрого участия в торгах по 223-ФЗ мы создали сервис «Витрина закупок малого объема». Это все лоты до 500 тыс. руб. По ним максимально упрощены все требования к участникам. Облегченная версия правил позволяет без проблем участвовать в них даже новичкам. Можно посмотреть механизм изнутри, пощупать процедуру, оценить свои силы. В сервисе сейчас агрегированы сведения с семи электронных торговых площадок. На них представлены закупки около 600 компаний. В конце года мы также дополнили витрину и более крупными закупками по 223-ФЗ, так что сейчас на платформе можно найти и подписаться на закупки фактически всех крупнейших компаний страны.

В рамках площадки бизнес уже заключил договоры на сумму почти 1,5 млрд руб., а в целом этот рынок оценивается примерно в 250 млрд руб. в год, так что нам еще есть куда расти.

Расскажите, насколько популярными оказались сервисы для получения льготных кредитов и как с их помощью удалось упростить процесс получения займов для МСП

Сервис позволяет быстро выбрать оптимальный кредит, подобрав максимально выгодные условия. Высокая скорость достигается за счет подготовки документов, включая заявку, в автоматическом режиме.

Отправка заявки в банки-партнеры происходит буквально по одному клику. С учетом запуска цифрового профиля предпринимателя процесс становится еще проще и быстрее — справки, выписки, подтверждения будут доступны в личном кабинете владельца бизнеса.

Важно, что предприниматель, получив подтверждение по своей заявке от банка, может не беспокоиться, что к моменту получения кредита условия могут измениться. Правило простое: ставка фиксируется на предложенных банком персональных условиях.

Основная задача на этот год — увеличить количество банков, представленных на Цифровой платформе МСП.РФ, и расширить предлагаемую продуктовую линейку, в том числе за счет льготных программ.


За первый год работы Цифровой платформы МСП.РФ ее услугами воспользовались 300 тыс. предпринимателей, но это далеко не предел. Согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, почти 80% россиян обратили внимание на рост производства отечественной продукции, в выпуске которой значительную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса. В то же время уже в декабре прошлого года наметилась тенденция к росту деловой активности: согласно Индексу RSBI, составившему 50,5 пункта, основной вклад внесли кредиты и инвестиции на расширение производства, но проблемы со сбытом продукции у компаний все еще остаются. Это означает, что такие сервисы Цифровой платформы МСП.РФ, как «Кооперация и сбыт», окажутся крайне востребованы в 2023 году. От их развития будет зависеть и то, как быстро отечественный бизнес сможет вновь встать на траекторию устойчивого роста.