20 июня 2022 • BrandView
«Быть предпринимателем должно стать в России не менее почётно, чем быть главой госкомпании»: гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич о будущем бизнеса в России и о том, как он преодолеет новый кризис
Текст: Анастасия Стаханова
Фото: Арсений Несходимов
В России с февраля 2022 года в тестовом режиме работает Цифровая платформа МСП.РФ — специальный проект, который задумывался, чтобы упростить ведение бизнеса в России, но стал связующим звеном между предпринимателями и мерами государственной поддержки в кризис. Inc. Russia поговорил с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем об истории проекта, о том, как он помогает предпринимателям одолеть очередного «чёрного лебедя» и какое будущее будет у малого и среднего бизнеса в России.
— Объясните простыми словами, что такое Цифровая платформа МСП и зачем она нужна.
Цифровая платформа МСП.РФ — это абсолютно бесплатная государственная платформа, на которой размещаются онлайн-сервисы, необходимые для ежедневной деятельности предпринимателей. Цель платформы — собрать в одном месте всю полезную для ведения бизнеса информацию. На ней мы даём доступ к удобным сервисам и простым русским языком (а не чиновничьим) объясняем, какие меры господдержки сейчас доступны и как ими воспользоваться. То есть бизнесмену больше не нужно самостоятельно серфить в интернете. Цифровая платформа сама агрегирует для него всю необходимую информацию и выдаёт в готовом виде.
— Как создавалась Цифровая платформа, собирались референсы и фидбэк от компаний? Как будет продолжаться работа над улучшением платформы?
Мы много работали над тем, чтобы наша площадка стала для бизнеса удобной. Позвали в рабочую группу крупнейшие российские банки, маркетплейсы и платформы для бизнеса. И они согласились, потому что наша цель — это не только быть полезными предпринимателям, но и наладить контакт между бизнесменами разного уровня и такими сложными игроками на рынке, как банки или маркетплейсы. То есть последним появление Цифровой платформы МСП.РФ тоже выгодно.
Но возвращаюсь к вопросу о работе над созданием платформы. В процессе мы дважды собирали референсы у предпринимателей. В опросах приняли участие около 25 тыс. человек. И в итоге летом 2021 года мы провели тестирование платформы, в котором приняли участие 1 тыс. бизнесменов. Это была большая работа: каждый день юзабилити-специалисты общались с фокус-группой предпринимателей через специальный бот в Telegram и собирали от них обратную связь и идеи по развитию проекта.
Кстати, в процессе выяснилась интересная вещь: предпринимателям очень важно, чтобы в описании платформы было слово «государственная». Можете представить, нас всё время спрашивали: «А вы точно не частная контора?» По этой и другим причинам (в основном из-за нашего гибкого подхода и желания максимально учесть отзывы бизнесменов) мы переделывали стартовую страницу ни много ни мало три раза.
Публичный тест Цифровой платформы состоялся в феврале 2022 года (то есть с того момента мы доступны всем предпринимателям). И у нас уже зарегистрировались 100 тыс. пользователей. Но мы всё ещё продолжаем активно совершенствоваться и собирать обратную связь, улучшая платформу. Сейчас рабочая группа никуда не делась и продолжает свою деятельность.
— Какие сервисы предоставляет платформа, что они из себя представляют и чем вообще платформа может меня привлечь, если у меня есть свой небольшой бизнес?
Сложно назвать что-то самое привлекательное на платформе. Потому что она, благодаря многим своим возможностям, значительно упрощает работу бизнеса по ряду направлений. Но если всё-таки говорить предметно, то первое, что хочется отметить, — это, конечно, доступ к нашим сервисам, которые рассчитаны и на начинающих, и на опытных предпринимателей.
Например, если вы только планируете начать свой бизнес, то у нас есть специальный курс «Азбука предпринимателя». Что это такое? Когда впервые погружаешься в предпринимательство, очень важно понимать все налоговые, законодательные нюансы старта, элементарно знать, как составляется бизнес-план. Потому что начать своё дело просто, а сохранить его — отнюдь. Поэтому мы собрали внутри сервиса более 100 видеолекций, 15 углубленных модулей, 10 тематических курсов, 5 спецпрограмм. Их можно пройти, получить знания, чек-листы, даже практику. Дальше на нашей платформе можно заполнить два простых опросника по выбору налогового режима и правовой формы. Система сама подскажет, какие режимы и формы подходят конкретному бизнесу, и отправит запрос в Федеральную налоговую службу (ФНС). Через трое суток можно уже получить статус юрлица.
Если говорить о помощи опытным бизнесменам, то отдельно хочу сказать о возможности в рамках платформы получить кредит. Мы сделали уникальную вещь: агрегировали в одной системе сразу восемь банков и дали возможность предпринимателям через заполнение анкеты (причем на 40% это делается системой самостоятельно, исходя из данных цифрового профиля) подать заявки на кредит сразу во все восемь банков. Сумма кредита ограничена 10 млн руб. Цифра, конечно, выбрана не просто так. Мы подняли статистику выданных кредитов за 2021 год и выяснили, что в 85% случаев запросы от бизнеса были на займы до 10 млн руб. Но на этом уровне мы останавливаться не будем. Сейчас ведём внутри Корпорации МСП огромную работу, чтобы поднять размер займа с 10 млн до 50 млн руб.
Останавливаться на каждом отдельном сервисе сложно, потому что их у нас уже 18 (и будет больше). Но ещё хочется отдельно отметить «Конструктор документов». В нём собраны шаблоны более 80 типовых документов, которые могут быть необходимы исходя из различных ситуаций в бизнесе. Это значительно упрощает деловую рутину и экономит время. А ещё есть сервис «Покупка ПО со скидкой 50%». Тут долгие пояснения вряд ли требуются: мы помогаем купить программное обеспечение российских компаний за полцены.
По итогу, если суммировать, то главная ценность платформы для предпринимателя — это сэкономленное время, которое он может потратить на ведение бизнеса и зарабатывание денег, или, например, на свою семью, что не менее важно. Если у Корпорации МСП получается помочь наладить работу компании, автоматизировать процессы, где-то проконсультировать, где-то решить проблемы и упростить жизнь предпринимателя, то это составляет ценность для нас.
— А что с мерами господдержки, о которых вы упомянули? Как устроена платформа в этом вопросе?
Да, кроме предоставления сервисов-помощников для решения текущих задач бизнеса, другая важная цель — донести до предпринимателя информацию о доступных ему мерах государственной поддержки, особенно в нынешнее время. Сейчас для предпринимателей предусмотрены стимулирующие меры как на федеральном, так и на региональном уровнях. И если зачастую о первых бизнесмены хорошо осведомлены, то информацию о вторых приходится искать самостоятельно. Мы решили радикально упростить предпринимателям этот процесс. Цифровая платформа просто агрегирует всю информацию о доступных мерах поддержки в одном месте.
Допустим, бизнесмен из Республики Татарстан заходит на платформу. Там он сразу может увидеть доступные ему меры поддержки, в том числе региональные, которых уже 35 и их перечень постоянно расширяется. Выбирает необходимую и там же подаёт онлайн-заявку. Бывает, что некоторые региональные меры поддержки ещё не активны, в этом случае пользователь может подписаться на уведомления о начале приёма заявок и платформа проинформирует его. К примеру, в Республике Татарстан предпринимателями подано уже примерно 2,2 тыс. заявок только на региональные меры поддержки.
Сейчас у нас уже полностью автоматизирован доступ к 100 мерам поддержки из 14 регионов России. Но задача до конца 2022 года — агрегировать и автоматизировать информацию обо всех доступных бизнесменам мерах поддержки во всех 85 регионах России. Стандартизировать в личном кабинете пять самых популярных в зависимости от того, в какой области или крае находится предприниматель. И тогда он сможет зайти в личный кабинет, сразу увидеть, что наиболее востребовано в его нише, и воспользоваться этим.
— Как в этом процессе участвует цифровой профиль и зачем он нужен?
Цифровой профиль — очень полезная штука. Это работа, которую мы ведём вместе с ФНС, Минэкономразвития, Минцифры, ЦБ в рамках постановления Правительства. Мы на Цифровой платформе агрегируем сведения об организации, её финансовых показателях, лежащих разрозненно в базах разных ведомств. Зачем это нужно? За всем тем, о чём я говорил выше. Если предприниматель, например, хочет оформить кредит для бизнеса до 10 млн руб., благодаря цифровому профилю он сможет очень быстро сделать это в своём личном кабинете на платформе.
Только представьте: ещё в прошлом году инфраструктура поддержки в рамках работы с предпринимателями, которую мы автоматизировали, проверяла одну компанию два дня. Сейчас всего полторы минуты. Цифровой профиль мы запустим в пилотном режиме уже в июле 2022 года, так что ждать осталось совсем недолго.
— В IV квартале 2021 года доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий была 11,5% — это минимальное значение в истории наблюдений. С конца февраля 2022 года в России на фоне санкций стартовал новый кризис. Что будет в условиях нового экономического кризиса из-за санкций?
В России на сегодняшний день более 6 млн предпринимателей, более 5 млн самозанятых. Каждый третий занятый в нашей стране технически работает в МСП. Каждый пятый рубль приходит от малого и среднего бизнеса. Его вклад в экономику постоянно растёт, если смотреть в абсолютных значениях. Но у людей складывается немного неправильное представление о ситуации из-за того, что финансовый и нефтегазовый сектора растут более высокими темпами.
— С какими вызовами и задачами сейчас столкнулся малый и средний бизнес из-за новой экономической ситуации и как платформа помогает их решать?
Как вы сами отметили, сейчас для всех предпринимателей объективно сложные времена. И в этой ситуации перед нами стоит масштабная задача — оперативно заместить выпавшие звенья в цепочках поставок и заменить ушедшие иностранные компании. Чтобы помочь предпринимателям в этом вопросе, мы создали сервис, который находит новые рынки сбыта и поставщиков взамен ушедших. На данный момент мы уже успели кое-что сделать: так, оцифрован спрос крупных компаний, ретейлеров (это «КАМАЗ», «РЖД», X5 Retail Group, «Магнит» и другие). Они ищут поставщиков по 11 тыс. позиций, и мы им помогаем. Кроме того, к сервису уже подключились и белорусские промышленные гиганты, такие как МТЗ, МАЗ и «Гомсельмаш».
Если говорить о первых, то сервис уже помог крупному отечественному онлайн-гипермаркету товаров для стройки и дома найти новых поставщиков из числа малого бизнеса (у них уже заключены пять договоров на поставку). Если говорить о белорусских компаниях, то около 30 малых и средних предприятий в России хотят быть их поставщиками. 11 наших компаний уже получили приглашения к сотрудничеству и разрабатывают детальные коммерческие предложения, ещё несколько — на финальной стадии переговоров.
Мы создали «Сервис 360», через который получаем обратную связь от российских предпринимателей и таким образом можем учитывать их локальные и системные запросы. Приведу пример. В прошлом году мы получили системный запрос: в России были приняты новые СанПиНы. Из-за этого стала бы невозможна работа бассейнов со скиммерной системой очистки воды, а это 40% бассейнов страны. Причём под запретом оказались бы даже новые бассейны. Бизнес забил тревогу, написал нам, мы пошли к Роспотребнадзору и быстро решили проблему. Все скиммерные бассейны продолжат работу, в апреле в СанПиН были внесены изменения. Это как раз следствие нашей открытости. По локальным же проблемам у нас решённых обращений бизнеса уже более 2,3 тыс.
Бизнесмены спокойно могут написать мне во «ВКонтакте», у нас есть канал в Telegram с 19 тыс. подписчиков, где мы тоже даем обратную связь. Растущая способность государства и предпринимателей слышать друг друга и общаться приводит к потрясающим ситуациям. Вот сейчас я и мои замы активно ездим по регионам и общаемся с местным бизнесом. И знаете, как приятно приезжать и слышать от предпринимателей: «Спасибо, вы нам здесь помогли».
— Расскажите подробнее о задачах Цифровой платформы на 2022-й год и далее.
Глобально наша задача, конечно, дотянуться до каждого предпринимателя в России и, хочет он того или нет, рассказать ему о доступных мерах господдержки и предложить их. Но если говорить более предметно, то мы ориентируемся на цифры, которые заложены в национальном проекте по развитию малого и среднего предпринимательства. Это константа в нашем уравнении. До конца 2024 года мы планируем оказать финансовую и нефинансовую поддержку каждому пятому предпринимателю страны. В этом году предприниматели уже воспользовались услугами, сервисами и мерами господдержки через Цифровую платформу более 100 тыс. раз. Задача — сделать так, чтобы в 2023 и 2024 годах эта цифра достигала ежегодно 400 тыс. и 600 тыс. соответственно. То есть к моменту финала нацпроекта мы хотим охватить как минимум каждого второго обращающегося за поддержкой к государству.
Если говорить о том, как мы собираемся развивать непосредственно Цифровую платформу, то у нас фактически подходит к концу тестовый период. По плану, переход к полноценной работе для пользователей пройдёт незаметно. Они продолжат пользоваться всеми существующими сервисами, а мы будем пополнять свою коллекцию и расширять функционал. Планов много: это и появление возможности добавлять сотрудников на платформу, и запуск собственного аналога «Википедии» для бизнеса, и старт работы цифрового профиля, и повышение адресности предложений конкретных мер поддержки и сервисов. Будет много всего интересного.
— Как вы видите роль малого и среднего бизнеса в экономике России в будущем? Как Корпорация МСП и платформа могут помочь добиться этих целей и на каком временном горизонте?
Вы знаете, можно сколько угодно фантазировать о будущем экономики России и вкладе МСП с точки зрения доли, и т. д. Но самым важным в этом будет оставаться другое — нужно работать над тем, чтобы в стране было больше людей, которые хотят становиться предпринимателями, работать над культурным кодом российского бизнеса. И в этом вопросе есть прогресс — число людей, которые хотят иметь своё дело, растёт, особенно среди молодежи.
Чего мне действительно хочется? Чтобы в будущем больше российских бизнесменов переходили из одной группу в другую — то есть взращивали из микробизнеса собственные макропроекты. Чтобы они не боялись работать и открывать новые компании в разных секторах экономики. Предпринимательство — это очень тяжёлый труд. И быть предпринимателем должно стать в России не менее почётно, чем возглавлять крупную госкомпанию и быть топ-менеджером самого высокого звена.