BrandView • 2 декабря 2024

Малый бизнес в туризме:
с чего начать и как получить господдержку

Малый бизнес в туризме:
с чего начать и как получить господдержку

Текст: Анастасия Иванова

Фото: Getty Images


Летом 2024 года в поездки по России отправились 48–50 млн путешественников, причем туристы исследуют разные регионы страны. Востребованы не только традиционно популярные Краснодарский край, Анапа, Геленджик и Крым на юге, вырос интерес к Байкалу, Горному Алтаю, Приморью.

За январь — август 2024 года количество туристических поездок с размещением в отелях достигло 58,5 млн. Это на 11,4% больше, чем в прошлом году. Более 20 млн турпоездок пришлись на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан. К концу года ожидается, что число турпоездок достигнет рекордного 91 млн.

К 2030 году количество туров по стране планируется увеличить до 140 млн. Для этого необходимо прежде всего улучшать туристические предложения и развивать инфраструктуру, гостиницы, транспорт, дороги, расширять индустрию развлечений, повышать квалификацию работников в данной сфере, наращивать их численность. С начала 2024 года в индустрии гостеприимства начали работать 2,5 тыс. МСП-компаний, их общее число достигло 75 тыс., рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Сегодня наблюдается изменение портрета туриста, растет число путешествующих с детьми. Например, каждое третье бронирование гостиниц в августе пришлось на путешественников с ребенком или несколькими детьми. Количество туристов этой категории росло все летние месяцы 2024 года, в августе они забронировали на 10% больше номеров, чем в том же месяце год назад. С детьми стали чаще ездить не только на южное побережье страны, но и в Дагестан, Калининградскую область, Сибирь.

Вместе с портретом туриста меняются и способы передвижения. Например, на отдых стали чаще ездить на машине. В 2024 году 51% туристов, опрошенных Координационным центром Правительства России, выбрали автомобиль для путешествий. Автопоездки уже популярнее железнодорожных (48% респондентов выбрали ж/д транспорт) и авиаперевозок (34%). Создание условий для удобных и безопасных путешествий по автодорогам стало одной из целей Концепции развития автомобильного туризма в России до 2035 года.

С ее реализацией в нашей стране должна улучшиться транспортная доступность туристических объектов, которые расположены в отдалении от городов. К ним планируют построить небольшие и качественные дороги, а рядом с трассами разместить заправки, гостиницы с удобными парковками и вышки сотовой связи. Автомобильные маршруты свяжут музеи, национальные парки, видовые площадки и гостиницы в единую сеть, комфортную для путешественников.

Правительство России обращает внимание инвесторов на туристический рынок, приглашая активнее отвечать на растущий спрос: открывать новые гостиницы, зоны отдыха, строить придорожные кафе и организовывать автобусные перевозки для отдыхающих, у которых нет личных автомобилей.

МСП выбирает туризм

Качественная инфраструктура — важная составляющая туризма. Это подчеркивал министр экономического развития России Максим Решетников: «Развитие туризма невозможно без качественной инфраструктуры: точек общепита, гостиничных номеров, глэмпингов, магазинов, которые расположены в правильных и востребованных локациях».

Тенденцией последних лет стал глэмпинг, и именно малый и средний бизнес первым начал развивать это направление. Туристам пришелся по душе отдых в лесу или на берегу реки в пяти минутах пешей прогулки от удобных кроватей, ванной комнаты с горячей водой и качественной еды. Летом 2024 года число бронирований глэмпингов выросло в 2,9 раза. Их, по данным Российского союза туриндустрии, все чаще открывают представители малого и среднего бизнеса.

В целом в туризме, по данным замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, доля МСП достигает 70%. Предприниматели не только размещают туристов, но и открывают кафе, экскурсионные бюро, прокаты сапбордов или лыж, зоны отдыха, например веревочные парки.

Как работает поддержка МСП в туризме

Сегодня власти уделяют особое внимание развитию туристической отрасли. Например, на эти цели регионам России направили 6,4 млрд руб. субсидий. Реализуются и другие меры господдержки. В частности, гостиницы имеют право не начислять НДС на свои услуги до 30 июня 2027 года.

Чтобы малый и средний бизнес активнее шел в туротрасль, государство разработало дополнительный комплекс мер поддержки. С ним можно ознакомиться через сервис «Поддержка предпринимателей в сфере туризма» на цифровой платформе МСП.РФ. С его помощью предпринимателям проще запустить новый проект или расширить уже существующий турбизнес. В онлайн-сервисе собраны потребности регионов в различных объектах инфраструктуры для туристов. Достаточно выбрать нужный субъект РФ и подходящий тип объекта, чтобы узнать, в каких проектах есть потребность. Например, доступны варианты: инфраструктура на маршруте, придорожная, общественное питание, размещение туристов и др.

Например, в Вологодской области есть потребность в создании двух ресторанов быстрого питания, а в Республике Калмыкия требуется автокемпинговая площадка. В городе Юхнов Калужской области хотят открыть сувенирный магазин и развлекательный комплекс, а в деревне Еловка той же области ищут подрядчика на создание музея под открытым небом. И таких примеров, рассчитанных на разные виды бизнеса и инвестиционные возможности, сотни по всей стране. Но если ничего не нашлось или предприниматель точно знает, чего хочет, можно предложить и собственный проект. Идею рассмотрят региональные власти, и с бизнесменом свяжется представитель конкретного субъекта РФ.

«Мы планируем интеграцию цифровой платформы МСП.РФ с информсистемами Минэкономразвития для публикации сведений об автомобильных туристских маршрутах, — рассказал Исаевич. — Это поможет предпринимателям учитывать дополнительные факторы при планировании инвестиций».

Сегодня государство поддерживает бизнес в сфере туризма, предлагая предпринимателям комплексный подход и индивидуальное сопровождение. Их обеспечивают Корпорация МСП и региональные власти, которые:

  • помогают готовить документы по проекту;
  • структурируют инвестпроект;
  • сопровождают сделку в банке, в том числе по льготным кредитным программа;
  • содействуют в получении льготных кредитов и предоставляют поручительство корпорации МСП по кредиту;
  • помогают получить господдержку;
  • подбирают и оформляют земельный участок;
  • оказывают помощь в получении разрешения на строительство и подключение к инженерным сетям;
  • помогают коммуницировать с органами власти.

Плюс к этому предприниматель получает от государства персональную подборку мер поддержки для туристического бизнеса, в том числе льготные кредиты, субсидии, налоговые льготы, консультационную и иную поддержку.

Какая поддержка доступна

Государственные меры поддержки МСП в сфере туризма оказываются в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Их могут получить как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица по нескольким направлениям. Например, Роскачество по заявке проверяет гостиницу и предоставляет предпринимателю данные, насколько она соответствует классификации отелей и количеству звезд. После проверки эксперты оформят и выдадут бизнесу свидетельство о присвоении звездной категории.

Предпринимателям в сфере общепита могут помочь разработать и внедрить принципы пищевой безопасности НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points). Специалисты проведут выездной аудит, разработают необходимую документацию и обучат персонал соблюдать принципы пищевой безопасности. Есть и целый ряд других мер, которые также доступны на МСП.РФ

Социальная реклама. ООО «Практис», ИНН 7811483224, erid: 2VtzquWky4k