BrandView • 2 декабря 2024
Текст: Анастасия Иванова
Фото: Getty Images
Сегодня наблюдается изменение портрета туриста, растет число путешествующих с детьми. Например, каждое третье бронирование гостиниц в августе пришлось на путешественников с ребенком или несколькими детьми. Количество туристов этой категории росло все летние месяцы 2024 года, в августе они забронировали на 10% больше номеров, чем в том же месяце год назад. С детьми стали чаще ездить не только на южное побережье страны, но и в Дагестан, Калининградскую область, Сибирь.
Вместе с портретом туриста меняются и способы передвижения. Например, на отдых стали чаще ездить на машине. В 2024 году 51% туристов, опрошенных Координационным центром Правительства России, выбрали автомобиль для путешествий. Автопоездки уже популярнее железнодорожных (48% респондентов выбрали ж/д транспорт) и авиаперевозок (34%). Создание условий для удобных и безопасных путешествий по автодорогам стало одной из целей Концепции развития автомобильного туризма в России до 2035 года.
С ее реализацией в нашей стране должна улучшиться транспортная доступность туристических объектов, которые расположены в отдалении от городов. К ним планируют построить небольшие и качественные дороги, а рядом с трассами разместить заправки, гостиницы с удобными парковками и вышки сотовой связи. Автомобильные маршруты свяжут музеи, национальные парки, видовые площадки и гостиницы в единую сеть, комфортную для путешественников.
Правительство России обращает внимание инвесторов на туристический рынок, приглашая активнее отвечать на растущий спрос: открывать новые гостиницы, зоны отдыха, строить придорожные кафе и организовывать автобусные перевозки для отдыхающих, у которых нет личных автомобилей.
Качественная инфраструктура — важная составляющая туризма. Это подчеркивал министр экономического развития России Максим Решетников: «Развитие туризма невозможно без качественной инфраструктуры: точек общепита, гостиничных номеров, глэмпингов, магазинов, которые расположены в правильных и востребованных локациях».
Тенденцией последних лет стал глэмпинг, и именно малый и средний бизнес первым начал развивать это направление. Туристам пришелся по душе отдых в лесу или на берегу реки в пяти минутах пешей прогулки от удобных кроватей, ванной комнаты с горячей водой и качественной еды. Летом 2024 года число бронирований глэмпингов выросло в 2,9 раза. Их, по данным Российского союза туриндустрии, все чаще открывают представители малого и среднего бизнеса.
В целом в туризме, по данным замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, доля МСП достигает 70%. Предприниматели не только размещают туристов, но и открывают кафе, экскурсионные бюро, прокаты сапбордов или лыж, зоны отдыха, например веревочные парки.
Сегодня власти уделяют особое внимание развитию туристической отрасли. Например, на эти цели регионам России направили 6,4 млрд руб. субсидий. Реализуются и другие меры господдержки. В частности, гостиницы имеют право не начислять НДС на свои услуги до 30 июня 2027 года.
Чтобы малый и средний бизнес активнее шел в туротрасль, государство разработало дополнительный комплекс мер поддержки. С ним можно ознакомиться через сервис «Поддержка предпринимателей в сфере туризма» на цифровой платформе МСП.РФ. С его помощью предпринимателям проще запустить новый проект или расширить уже существующий турбизнес. В онлайн-сервисе собраны потребности регионов в различных объектах инфраструктуры для туристов. Достаточно выбрать нужный субъект РФ и подходящий тип объекта, чтобы узнать, в каких проектах есть потребность. Например, доступны варианты: инфраструктура на маршруте, придорожная, общественное питание, размещение туристов и др.
Например, в Вологодской области есть потребность в создании двух ресторанов быстрого питания, а в Республике Калмыкия требуется автокемпинговая площадка. В городе Юхнов Калужской области хотят открыть сувенирный магазин и развлекательный комплекс, а в деревне Еловка той же области ищут подрядчика на создание музея под открытым небом. И таких примеров, рассчитанных на разные виды бизнеса и инвестиционные возможности, сотни по всей стране. Но если ничего не нашлось или предприниматель точно знает, чего хочет, можно предложить и собственный проект. Идею рассмотрят региональные власти, и с бизнесменом свяжется представитель конкретного субъекта РФ.
«Мы планируем интеграцию цифровой платформы МСП.РФ с информсистемами Минэкономразвития для публикации сведений об автомобильных туристских маршрутах, — рассказал Исаевич. — Это поможет предпринимателям учитывать дополнительные факторы при планировании инвестиций».
Сегодня государство поддерживает бизнес в сфере туризма, предлагая предпринимателям комплексный подход и индивидуальное сопровождение. Их обеспечивают Корпорация МСП и региональные власти, которые:
Плюс к этому предприниматель получает от государства персональную подборку мер поддержки для туристического бизнеса, в том числе льготные кредиты, субсидии, налоговые льготы, консультационную и иную поддержку.
Государственные меры поддержки МСП в сфере туризма оказываются в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Их могут получить как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица по нескольким направлениям. Например, Роскачество по заявке проверяет гостиницу и предоставляет предпринимателю данные, насколько она соответствует классификации отелей и количеству звезд. После проверки эксперты оформят и выдадут бизнесу свидетельство о присвоении звездной категории.
Предпринимателям в сфере общепита могут помочь разработать и внедрить принципы пищевой безопасности НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points). Специалисты проведут выездной аудит, разработают необходимую документацию и обучат персонал соблюдать принципы пищевой безопасности. Есть и целый ряд других мер, которые также доступны на МСП.РФ
Социальная реклама. ООО «Практис», ИНН 7811483224, erid: 2VtzquWky4k