22 апреля 2022 • BrandView

Новые способы экономии для бизнеса в кризис

22 апреля 2022 • Brandview

Новые способы
экономии для бизнеса в кризис

Фото: Getty Images


Кассовый разрыв и технический дефолт — страшные слова, которые преследуют сейчас многих представителей малого и среднего бизнеса. Тем не менее куда эффективнее смотреть на кризис как на возможность полностью «перетряхнуть» свой бизнес, избавиться от лишнего, оптимизировать затраты, перевести фиксированные расходы в переменные и получить преимущество перед конкурентами, сохранить долю рынка или просто продолжить работу в ожидании стабилизации. Ниже мы рассмотрели шесть направлений, по которым практически любая небольшая компания могла бы провести оптимизацию.

Государственная поддержка

Начнём с самого важного — льготы и субсидии помогут сэкономить в самый трудный период. Государство занимается выполнением разных планов поддержки малого и среднего бизнеса, на это выделены серьёзные средства.

Важная ремарка: для получения господдержки необходимо находиться в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Вообще компания попадает в него автоматически на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой, но стоит убедиться, что механизм не дал сбой и бизнес имеет соответствующий статус.

Скажем честно — ставки по кредитам сейчас далеки от идеальных для бизнеса. Однако 13% или 15%, предлагаемые по льготным кредитным программам ПСК, наверное, лучшее, что есть на рынке для бизнеса (это даже меньше ключевой ставки ЦБ после её снижения с 20% до 17%).

Чтобы увеличить вероятность одобрения льготного кредита, можно воспользоваться поручительствами или гарантиями по кредитам. Их предоставляет «Корпорация МСП» (на сумму до 1 млрд руб.) или региональные гарантийные организации (до 25 млн руб.). Подробнее узнать об условиях такой поддержки можно здесь.

Помимо этого, молодые предприниматели возрастом до 25 лет, которые решили открыть своё дело в регионах, с середины этого года могут рассчитывать на гранты от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (в некоторых регионах — до 1 млн руб.). После запуска продукта можно будет обратиться в один из центров «Мой бизнес» или в региональное экономическое ведомство.

Не стоит пренебрегать и кредитными каникулами на срок до полугода, которые предоставляют малому и среднему бизнесу. Сейчас эти деньги могут быть нужнее в другом месте — например, они могут помочь избежать кассового разрыва.

Помощь от государства можно получить и другими способами. Тем небольшим бизнесам, которые сильнее всего пострадали от нарушения цепочек сбыта, наладить новые связи поможет сервис «Производственная кооперация и сбыт», созданный на Цифровой платформе МСП.РФ. В нём, к примеру, есть полезный раздел — «Витрина закупок малого объёма» по 223-ФЗ. За этим названием скрывается сервис доступа к закупкам на суммы до 500 тыс. руб. (по 223-ФЗ) с упрощёнными требованиями (подходят даже новичкам).

Изменения в КоАП

В процессе оптимизации расходов нельзя пренебрегать возможностями, которые дают разработанные при участии «Корпорации МСП» поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они вступили в силу в начале апреля и предусматривают важные изменения для малого и среднего бизнеса.


При первом нарушении предприниматели теперь будут получать предупреждение вместо штрафа. Право на ошибку поможет избежать возможных финансовых потерь.


Прежде штрафы могли одновременно накладываться как на юрлицо, так и на должностное лицо, допустившее нарушение. Теперь принцип двойной ответственности исключён.


Штрафы для малого бизнеса снижены в два раза и приведены к уровню, предусмотренному для ИП.


В рамках одной проверки больше нельзя накладывать несколько штрафов на однотипные нарушения. Одна проверка — один штраф.

Отметим, что последние два пункта распространяются не только на представителей малого бизнеса, но и на крупные компании, бюджетные учреждения и ИП. Кроме того, предприниматели получили возможность обжаловать наложенные, но не оплаченные штрафы. Это ещё одна хорошая возможность сохранить деньги в кризис.

Предприниматели могут добиться отмены или смягчения ранее наложенных, но не оплаченных взысканий, то есть поправки имеют обратную силу, — тут можно скачать форму заявления.

Банковское обслуживание и налоги

В кризис пренебрегать не стоит даже небольшой экономией, которой можно достичь, пересмотрев свой выбор поставщика банковских услуг, в частности эквайринга. В последнее время появились много новых предложений от банков: сниженные комиссии по платежам, беспроцентный вывод средств и пр. Подобрать оптимальный вариант помогут такие сервисы, как «Банки.ру», «Выберу», и т. д.

Дополнительно можно воспользоваться правительственной программой компенсации расходов на «Систему быстрых платежей», которая в начале апреля была продлена на полгода. Этот инструмент действует только для представителей малого и среднего бизнеса, имеющих соответствующий статус. Возврат будет осуществляться автоматически в течение 25 дней после проведения платежа.

Наконец, отдельный лайфхак, позволяющий экономить на налогах, представила недавно ФНС России. В письме от 21 марта за авторством замглавы ведомства Дмитрия Сатина говорится, что налоговый орган не будет возражать, если компания выделит своё ИТ-подразделение в отдельное юридическое лицо.

Новая компания, действующая, по сути, в составе старой, сможет получить все полагающиеся ИТ-отрасли льготы: освобождение от налога на прибыль, налогового, валютного и другого контроля до 31 декабря 2024 года; доступ к кредитам по ставке до 3% на сумму до 500 млн руб.

Оптимизация оборотного капитала

Здесь можно действовать в двух направлениях. С поставщиками стоит вести переговоры о скидках и отсрочке платежей. Этот процесс не будет простым — всё зависит от текущей ситуации на конкретном рынке. В отношениях с покупателями надо прощупать возможность сокращения периода оплаты или даже предоплаты. Сейчас это популярный ход. Например, им воспользовались поставщики супермаркетов из Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».

Отдельная работа — возможно большее сокращение дебиторской задолженности со стороны покупателей, если речь идёт о B2B. Параллельно необходимо постоянно контролировать финансовую устойчивость бизнеса контрагентов, которая сейчас может меняться буквально за считаные дни.

Высвобождённые средства можно потратить на дополнительные закупки товаров и сырья. Параллельно стоит заняться освобождением от неликвида, всевозможных остатков, сбывая их со скидкой или по себестоимости. Это, среди прочего, снизит складские расходы.

Расходы на аренду

По мнению экспертов, ближайшие полгода станут периодом стагнации российского рынка офисной недвижимости. То же касается и торговых центров. В одних только Москве и Санкт-Петербурге освободиться могут до 40% площадей. На этом фоне для многих компаний вполне оправданными окажутся пересмотр договоров аренды, смена локации или режима использования офиса.

После пандемии коронавируса, когда значительная часть сотрудников перешли на удалёнку и так там и остались, компании зачастую продолжают «платить за воздух», не имея при этом реальной потребности в арендованных площадях. Можно переехать в освободившийся офис поменьше, сменить «кабинетную» структуру на опенспейс, сдать часть помещений в субаренду.

Торговый бизнес может оказаться заинтересован в релокации точек продаж в помещения, оказавшиеся невостребованными после ухода иностранных компаний. Зачастую они занимали места с максимальной проходимостью, и этим можно воспользоваться. Да и арендодатели сейчас стали сговорчивее.

Кому-то подойдёт перепрофилирование офиса в формат hot-desking. Когда все места в помещении «гостевые», их может занять любой сотрудник со своим ноутбуком, пока часть персонала работает на удалёнке.

Прочие возможности

Наконец, нельзя не остановиться и на совсем простых способах сэкономить, о которых в кризисной ситуации легко забыть. Лучше подойти к делу системно и проанализировать ситуацию. В любой компании есть план по доходности — даже сейчас, когда его актуальность не превышает два-три месяца. Задача — привести расходы в соответствие с этим планом, пересмотрев все постоянные позиции. Пример подобной экономии — переход на электронные чеки или полный отказ от использования подорожавшей в несколько раз кассовой ленты. ФНС России в середине марта временно отменила штрафы за это нарушение.