19 мая 2022 • BrandView

Какие реальные возможности для МСП открылись после ухода западных компаний

Фото: Getty Images


Зависимость российской экономики от импорта в ряде отраслей до недавнего времени составляла более 50%. Текстильная промышленность, фармацевтика, электрооборудование, компьютеры — сложно перечислить все сферы, где российским компаниям не приходилось бы конкурировать с иностранцами. Даже в госсекторе, давно занимающемся импортозамещением, доля российских ИТ-решений не превышала 30–35%. Но теперь всё меняется и у многих российских предпринимателей появится возможность проявить себя. На примере нескольких отраслей посмотрели, как российский бизнес может выйти из сложившейся ситуации.

Программное обеспечение

Одной из отраслей, где процессы протекают быстро, а результат импортозамещения виден почти сразу, является разработка программного обеспечения. SAP, Oracle, Autodesk — кажется, такие компании не заменить никогда. Однако всё не так плохо. Например, в области систем автоматизированного проектирования уже есть хорошие новости: «Объединенная двигателестроительная корпорация» внедряет САПР «КОМПАС-3D» от компании «АСКОН», возобновлены работы над САПР «К3-Ship», предназначенной для нужд корабелов.

Интерес к отечественному ПО быстро набирает обороты. В три раза выросла частота поисковых запросов «Astra Linux» — под таким названием распространяется одна из наиболее популярных российских операционных систем, которая может стать заменой американской Windows. Также удвоилась популярность запроса «Slack». Всплеск совпал по времени с объявлением компанией-разработчиком этого сервиса корпоративных коммуникаций о своём уходе из России. Очевидно, интерес связан не с оригинальным ПО, а как раз с тем, что многие предприятия уже ищут ему российскую альтернативу.

Тренд подтверждают специалисты «Лаборатории Касперского». Они отметили кратный рост спроса на свои продукты для обеспечения информационной безопасности сразу после ухода ряда иностранных игроков.

Власти страны готовы поддержать тренд и стимулируют как спрос, так и выпуск отечественного ПО.

Одна из мер — возможность для бизнеса приобрести российское программное обеспечение со скидкой 50%. На цифровой платформе МСП.РФ размещён онлайн-сервис, где доступен 81 отечественный продукт от 21 разработчика.

Для получения скидки никаких документов не требуется — одним из главных критериев является факт нахождения компании в Едином реестре малого и среднего предпринимательства. «Документооборот», «Клиентский сервис», CRM, «Управление производством», «Торговля», «Логистика» — доступные программные решения сгруппированы в пару десятков категорий и покрывают если не все, то абсолютное большинство нужд небольшой компании.

Общественное питание

Общепит — ещё одна сфера, популярная среди небольших компаний. До недавнего времени крупные транснациональные сети оказывали серьёзное давление на отечественных конкурентов, однако ситуация быстро меняется. Уход McDonald’s, Dunkin’ Donuts, Starbucks и др. открыл возможности для российских МСП.

В марте основатель «Теремка» Михаил Гончаров опубликовал в своём Telegram-канале статью, в которой написал: «Место Макдональдса в России, конечно же, никто не займёт, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет». С этим тезисом можно согласиться — компании такого масштаба не появляются за два-три года. Но здесь же кроется и преимущество. При сохраняющемся спросе на услугу общественного питания место огромной корпорации займут небольшие местные игроки.

Начавшуюся экспансию отечественных компаний тоже поддерживает государство. Уже сейчас для открытия почти любого нового бизнеса или расширения уже работающего можно воспользоваться субсидированными кредитами по льготной ставке.

«До конца года на оборотное и инвестиционное кредитование по сниженной ставке выделено 665 млрд руб. Конечная ставка не может превышать 15%. При этом важно отметить, что речь идёт о компаниях малого и среднего бизнеса, которые раньше не могли получить кредит в силу отсутствия залоговой массы или низкого кредитного рейтинга», рассказал в недавнем интервью генеральный директор АО «Корпорация МСП» Александр Исаевич.

Производство

Пожалуй, самый острый вопрос — импортозамещение в производстве. Текстильные товары, фармацевтика, промышленная химия и многие другие отрасли оказались в зависимости от иностранных материалов, компонентов и комплектующих. Теперь предприятиям из этих сфер придётся искать новых поставщиков как за рубежом, так и внутри страны.

Есть и другие примеры. Так, критическая ситуация сложилась на части российских мебельных фабрик, основным заказчиком которых была шведская IKEA. Около 20 оставшихся без рынка сбыта предприятий, по мнению экспертов, могут закрыться уже через пять-шесть месяцев.

По словам Антона Макарова, основателя интернет-магазина Divan.ru, российский мебельный рынок очень плохо консолидирован. Больше половины его составляют мелкие и средние предприятия, которые в последние годы находились в полной зависимости от крупных заказчиков. Сейчас они оказались в непростом положении.

Похожие истории сейчас можно найти и в других областях производства. Выход — в адаптации малого и среднего бизнеса к новым условиям. Директор Краснокамского РМЗ Дмитрий Теплов, рассуждая о текущих нуждах машиностроения, утверждает: «Компании МСП должны воспользоваться моментом: обеспечить более крупные, системообразующие заводы теми комплектующими, что раньше закупались в Европе. И здесь важна поддержка государства: информационная, организационная, инфраструктурная и финансовая».

Эксперты предлагают стимулировать этот тренд.

«Предприятия, которые смогут восполнить возникший на рынке дефицит технологических решений, материалов, запчастей, смогут вырасти кратно. Своевременное вложение накоплений в такого рода предприятия смогут быть крайне выгодной инвестицией», — отмечает президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков» Кирилл Кулаков.

В качестве мер поддержки субъектам МСП доступна целая линейка программ. В частности, с 11 апреля заработала программа субсидирования процентных ставок по кредитам производственных и дистрибьюторских компаний, совместно разработанная «Корпорацией МСП» и администрациями 10 российских регионов.

В рамках проекта компании смогут компенсировать часть кредитных ставок, снизив их до 5,5% для среднего бизнеса и до 7% — для малого и микробизнеса. «Зонтичные» поручительства «Корпорации МСП» помогут предпринимателям при нехватке залога.

Очевидно, что самым сложным для компаний периодом станет этап перехода на новые производственные отношения и поиск партнёров. Для того чтобы в этот период несколько снизить финансовое давление на МСП, им может быть предоставлена отсрочка по уплате региональных налогов и арендных платежей за использование имущества.

Понимая критическую важность поиска каналов сбыта для продукции, государство поддерживает бизнес и на этом этапе. Так, запущен сервис «Производственная кооперация и сбыт». Его задача — помочь предпринимателям наладить сбыт продукции, найти новых проверенных партнёров-поставщиков, в том числе в рамках импортозамещения. Конечная цель сервиса — объединить производителей продукции с заказчиками, которые хотят подобрать себе нового партнёра взамен ушедших иностранных компаний.

Полезной в условиях санкций будет и помощь в поиске заказчиков продукции. Один из таких механизмов — «Витрина закупок малого объёма». Уже сейчас там можно найти закупочные заявки более чем от 600 крупных компаний на суммы до 500 тыс. руб. Информация об этих заявках собирается более чем из 30 источников, включая как отдельные интернет-магазины, так и крупные площадки электронных торгов.

Среди заказчиков поставок и услуг можно найти «Почту России», «РЖД», «Ростелеком», Сбербанк и множество других известных компаний. География проекта — вся территория РФ. Принять участие в конкурсе может любое МСП, включая ИП и самозанятых, — достаточно простой регистрации и наличия электронной подписи.

Резюмируя, можно сделать вывод: несмотря на крайне непростую экономическую ситуацию, в стране сохраняются хорошие возможности для развития МСП. Освободившиеся с уходом иностранных компаний рыночные ниши в сочетании с беспрецедентными мерами государственной поддержки позволяют российским предприятиям реализовать свой потенциал и занять достойное место в новом, ещё только формирующемся экономическом ландшафте.