BrandView • 29 мая 2023

Загадочная покупательница кофе, работа с бывшим и мечты о космосе — истории о клиентах от предпринимателей

Как часто именно клиент становится тем рубежом, после которого вы задумываетесь об изменениях в собственном бизнесе? Подозреваем, что со многими случалась такая история.

Вместе с Корпорацией МСП и МСП Банком мы подумали, как было бы здорово поделиться этими самыми историями предпринимателей, чтобы вдохновить и показать, что из любого опыта и взаимодействия можно извлечь полезный урок.

В течение двух недель мы собирали от вас интересные случаи. И вот сегодня пришло время поделиться лучшими из них!

Татьяна Горбаченко, кофейня Chao Cacao

«Февраль 2022. Мы молодые, неопытные, но с дикой любовью к тому, что делаем. Заходит к нам в кофейню женщина. Мне она показалась очень странной, улыбка, манера общения, вопросы. Думаю, вот чудачка.

И что же дальше. Эта чудачка, так мы ее прозвали между собой, стала заходить каждый день и пробовать новый десерт, новый кофейный напиток. В процессе общения мы узнали, что она увлекается психологией и находится в постоянном процессе обучения. Порой мы могли дискутировать, не совпадать во мнениях, спорить, но вместе приходить к каким-то выводам.

И я только сейчас понимаю, какой огромный вклад эта женщина сделала в наше развитие. Благодаря ей мы вместе учились чувствовать людей, понимать, правильно реагировать.

На сегодняшний день моя чудачка, а зовут ее Марина, заявила, что готова инвестировать в развитие нашей кофейни. Но это уже совсем другая история».

Марина Осколова, дизайн интерьеров

«Мне один из клиентов дал хороший совет, благодаря которому бизнес вырос в два раза, — искать клиентов там, где хобби.

Сначала я ничего не поняла. Где дизайн интерьеров (а я специалист именно в этой области), а где мое увлечение танцами. Оказалось, совсем рядом. Из 500 человек, занимающихся в студии танцев, нашлись семь клиентов с совершенно разными запросами. И это те люди, с которым общалась лет пять уже!

Теперь, когда представляюсь, говорю: «Виктория, специалист по интерьерам». И в какой-то момент люди понимают: ага, она-то мне и нужна! «Виктория, у меня такая проблема… „“.

Светлана Ящук, пекарня

«Ситуация была следующая: когда я только открыла пекарню, почти месяц сидела без покупателей. И не понимала почему. Хлеб вкусный, пирожные — пальчики оближешь. И место неплохое, и рекламу дала.

Как-то зашел клиент, купил кофе и сказал: «Знаете, почему у вас пусто? По соседству, в 300 метрах, такая же пекарня, только кофе там на пять рублей дешевле, а хлеб на три». Я ему не поверила, это же копейки! Но мысль эту проверила. Понизила цену — и так, чтобы выгоднее конкурентов быть. Даже штендер с новыми ценами и надписью «Самое выгодное на районе» у пекарни выставила.

Через две недели грустить пришлось уже моим коллегам, потому что весь поток покупателей перетек ко мне. А все благодаря ценному совету моего клиента».

Дмитрий Лапшин, подарки из стекла

«Я торгую подарками из стекла — вещами с красивым дизайном, которые можно купить и на праздник, и просто так. Поставки идут через „Озон“. Проблема в том, что товар часто бьется и ты никогда не докажешь, что это произошло по пути к клиенту, а не на твоей стороне.

Так было и с одним клиентом, айтишником. Но он не только принял ситуацию (хотя мы подвели его в день рождения супруги), но связался с нами и, услышав о проблеме, предложил решение. Разработал для нас целую систему, которая позволяет снимать отгрузку на видео. И нам помог, и сам заработал. Только после этого мой магазин вышел в плюс».

Антонина Тер-Степонянц, шахматная школа «Яблоко Ньютона»

«С пинка клиентки начался мой вполне успешный бизнес.

Я обучаю игре в шахматы уже 20 лет и всегда была за личный контакт с ребятами. Когда преподавала в шахматном клубе родного города, дети приезжали ко мне на занятия. А перебравшись в Санкт-Петербург, уже я начала ездить к детям в качестве репетитора. За четыре года жизни в Питере я обзавелась большим количеством частных учеников. Но так случилось, что однажды я решила навсегда уехать из Питера в Ростов.

За несколько месяцев до отъезда ко мне в ученики попал мальчик Стёпа, ему было лет шесть-семь. С ним было безумно интересно работать, он был увлекающимся и интересующимся.

Но потом случился переезд. В Ростове все было далеко не так радужно. Особенно первые полтора-два года, когда начинаешь все с нуля. И при этом еще и игнорируешь удаленную тренерскую работу, продолжая обучать только офлайн. Тогда я искренне не понимала, как удаленно привить интерес к шахматам, а занятия сделать продуктивными. Я тот еще консерватор.

И вот спустя года полтора с момента моего переезда мне пишет Екатерина, мама Стёпы. И просит заниматься с ним по Скайпу. В ответ на озвученные мной страхи касательно занятий онлайн они сказали: «Антонина Борисовна, мы с вами готовы на любой эксперимент». Дальше начался полный экспромт. Все были довольны, а я начала понимать, что онлайн-занятия действительно могут быть эффективными. Количество учеников росло, а с ним росло и желание открыть свою шахматную школу.

И вот в феврале 2020 года это случилось. Мы с бизнес-партнером открыли шахматную онлайн-школу «Яблоко Ньютона». Я безумно благодарна маме Степана, которая мотивировала меня сделать этот шаг — от «живых» занятий к онлайн-тренировкам — и тем самым круто изменила мою жизнь».

Варвара Богомолова, рекламное агентство

«Моя история банальная, но, быть может, полезная. Моим первым клиентом стал мой бывший молодой человек. Расставались мы по моей вине и плохо, но затем прошло время, и я поняла, насколько была к нему несправедлива. Приложила много усилий, чтобы восстановить хотя бы дружбу. У меня получилось. Встречаться снова мы не стали, но видимся регулярно и стараемся поддерживать друг друга.

А история заключается вот в чем. Я дизайнер и в 2022 году попала под сокращение в рекламном агентстве. Сначала меня это даже взбодрило, потому что давно уже мечтала о самостоятельном плавании. Зарегистрировалась как самозанятая и стала ждать клиентов, которые, конечно же, должны были мечтать поработать с такой талантливой девушкой. Разумеется, этого не происходило. И вот однажды позвонил он. Представьте: вечер, я собираюсь на день рождения подруги, а ему нужна презентация. И не когда-нибудь, а к утру следующего дня. Подруга меня в этот день так и не увидела — всю ночь пришлось работать над слайдами и текстами.

Наверное, все у него прошло хорошо, потому что с тех пор их компания является самым крупным моим клиентом. Не из-за протекции, просто я быстрее и лучше всех могу справиться с их задачами. Подруга только обиделась. Так что жду теперь, когда и у нее появится потребность в моих услугах)))».

Богдан Лапшин, книжный магазин

«В 2002 мне „повезло“ открыть книжный магазин в переулке рядом с Тверской за месяц до футбольного матча Россия — Япония. Если вы помните, наши проиграли, — это привело к беспорядкам, во время которых вандалы разнесли Манежную площадь и гостиницу „Москва“. Еврейское счастье таково, что от отступающих беспредельщиков досталось и моему книжному. Стекла разбиты, всюду пивные лужи, книги или валяются на земле, или пропали, или сожжены, витрины сломаны. И у меня фингал под глазом.

У меня книжный был сделан для своей аудитории — никакого мейнстрима, только редкие издания для людей со вкусом. И на следующий день мои прекрасные клиенты показали свою настоящую красоту. Мне и просить никого не пришлось — уже с утра собрались человек 10, которые вычистили мусор, привели в порядок то, что было можно. А затем сделали предзаказ на разные книги. Кто на сколько мог, ведь деньги на ремонт требовались прямо сейчас! Это было очень приятно. Уже много лет тружусь в другой сфере, но до сих пор общаюсь со многими, кто помог мне тогда».

Оксана Велигодская, интернет-магазин

«20 лет я работала в туризме агентом. „Туры абсолютно в любом направлении, на любой бюджет“, — так обычно я отвечала клиентам. И вот однажды перед самым началом пандемии зашел к нам в офис один потенциальный турист. Получив такой же ответ на аналогичный вопрос, он продолжил:

— И на Северный Полюс?

— И на Северный, и на Южный! Было бы желание и, главное, возможности!

— А в космос отправите?! — улыбнулся молодой человек.

И тут я задумалась: ведь к тому времени уже несколько человек летали в космос в качестве космических туристов. В этот же вечер я начала изучать вопрос. Оказалось, что не все так сложно, что есть возможность не только посетить различные предприятия космической отрасли и космодромы, но и действительно полететь на МКС! Да, стоимость внушительная, но это реально!

Полтора года работая на удаленке, я полностью погрузилась с головой в эту тему, собирая информацию и контакты операторов. Потом была поездка на космодром «Восточный» и параллельное отслеживание событий в эти дни на Байконуре, откуда отправлялась на МКС команда для съемок фильма «Вызов». Именно там я твердо решила: космическому агентству быть! К тому времени я поменяла место жительства, ушла из найма и зарегистрировалась как ИП.

Видя большой интерес у людей к этой теме, агентством я не ограничилась: практически в ночь наступающего нового, 2023 года открыла еще и интернет-магазин космических товаров. Сейчас я в ожидании регистрации торговой марки. Планы большие.

И я верю, что обязательно наступит то время, когда туристы будут уже не с ироничной улыбкой, как тот молодой человек, а на полном серьезе выбирать удобную дату, подходящий корабль и номер в космическом отеле, перед этим купив скафандр и космический чемодан в моем магазине! Космический чемодан… Хмм, пошла придумывать эскизы…»

Екатерина Панина, педагог, репетитор итальянской литературы


«Мне 60, и я преподавательница итальянской литературы. Самозанятая. Три года назад со мной не продлили контракт в университете и стало понятно, что настают непростые времена. Что делать? Жить на пенсию? Ее хватало на оплату квартиры, на куриный бульон, но уже не на хороший кофе (а это у меня стратегический продукт)).

Выход, как и в любой ситуации, был, но в него надо было поверить. Да, я классная преподавательница, но кому в этом мире нужны Бокаччо и Петрарка? Таким же гикам, как и я? Но разве есть у них деньги, да и будут ли они платить? Да еще и в северном провинциальном городе…

И тогда был сделан первый и самый сложный шаг. Я поверила в себя и свой труд. Для начала — перелопатила информацию о продвижении услуг и рекламе. Начала писать посты в группах потенциальных клиентов. Прошла неделя, другая. И вот однажды мне написал 13-летний мальчик, он нашел мой пост в ВК и стал моим первым клиентом.

И знаете? Теперь дважды в неделю мы собираемся с ним и его друзьями и говорим о литературе. Не знаю даже, кто больше получает от этих встреч, они или я. Занятия стоят недорого, но на кофе теперь хватает. А в следующем месяце у меня появится еще одна группа из старшеклассников, которые готовятся к учебе в гуманитарных вузах. Все они умные, пытливые дети, и я буду счастлива, если смогу помочь им больше узнать о прекрасном мире литературы».

Бывает и негативный опыт. К счастью, такая история у нас одна:

Василий Богданов, бухучет

«Недавно случился негативный опыт с клиентом. И до сих пор не понимаю, что сделал не так. Скорее всего, я был обречен уже на стадии предзаказа, когда согласился работать со всезнайкой. Есть такие люди: легко объяснят тебе, как правильно работать, какими программами пользоваться и как надо с ними общаться. Этот клиент был ровно таким, но тогда я подумал, что сумею работой во всем его переубедить.

В итоге я потратил почти месяц, чтобы адаптировать сервис бухучета к потребностям клиента. Но когда работа была сделана, началось. Оказалось, что вся надстройка, которая продумывалась 24 часа в день, никуда не годится. И он, клиент, и сам бы сделал все то же самое, только за полчаса.

Сейчас он пытается заплатить только четверть от оговоренной суммы. Настроение испорчено на пару месяцев вперед. Оно того точно не стоило.

Вывод. Есть замечательные клиенты — умные и порядочные. А есть те, кто мозг сломает и не поморщится. С последними дело лучше не иметь».


Совсем скоро в отдельном материале мы расскажем вам о предпринимателе, история которого показалась нам самой яркой. Кто это будет — читайте в ближайшее время!

Image by flatart on Freepik