• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Анастасия Татулова, «Андерсон»: Если не заставить город развернуться лицом к предпринимателям, он так и будет к ним задницей

Анастасия Татулова, «Андерсон»: Если не заставить город развернуться лицом к предпринимателям, он так и будет к ним задницей

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Придумать

Бигдатой по трафику. Как данные меняют транспортные потоки (и что со всем этим делать бизнесу)

Бигдатой по трафику. Как данные меняют транспортные потоки (и что со всем этим делать бизнесу)
Фото: Cui Guanghua/Getty Images

Каршеринг, «умные парковки», MaaS — новые технологии оптимизируют движение в мегаполисах и повышают комфорт горожан. Представители компаний из этой сферы рассказали, как взаимные отзывы и рейтинги влияют на поведение людей и почему личный транспорт в городах скоро исчезнет (выступления прозвучали на конференции Stuck in Mobility — ее организовал венчурный фонд Sistema_VC).


Как данные помогают планировать транспортные потоки?



Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Занимаясь проектом транспортного планирования с Департаментом транспорта Москвы и системой байкшеринга «Велобайк», мы поняли самое главное — как люди перемещаются. Важны даже не объемы трафика. Во многом мы следуем стандартной концепции транспортного планирования — чтобы пересекались предложение и нереализованный спрос. Если люди стараются не выезжать из своих районов — значит, на этих территориях очень неудобный транспорт (все стараются найти работу поблизости).

Какие данные оказались на самом деле ценными? Отчасти сотовые (это прекрасный справочный материал), но гораздо важнее понимание пассажиропотоков и сопоставление данных пользовательского опыта. Например, автобус №6 выписывал кривые по Болотному острову и возил воздух (им ежедневно пользовались 50 человек). Данные подтвердили общеизвестные факты и помогли их структурировать. Во многом работа с data — это управление знаниями. Полезны данные прикладного характера. Очень хорошо это иллюстрируют бизнесы: чтобы оптимизировать перевозки и сэкономить, они используют данные, которые действительно сокращают их косты и увеличивают эффективность.


Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


У BlaBlaCar много своих данных — мы опираемся на них. У нас 65 млн пользователей, и мы пытаемся эти данные анализировать и обрабатывать.


Анна Качурец

сооснователь GroozGo


Мы — онлайн-сервис грузоперевозок, и у нас есть свои данные и статистика по грузовикам. Мы стараемся парсить представленный в интернете рынок, изучаем спрос и предложение. Для наших клиентов (компаний и B2B-сервисов) важны 3 вещи: цена, наличие машины и гарантии. Все эти 3 вопроса мы закрываем с помощью анализа big data. Собираем данные о водителях и машинах — какие у них были юридические, административные и налоговые дела.


Как городская мобильность и современные технологии меняют поведение людей?



Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


Прежняя парадигма доверия изменилась. Чтобы сесть в авто к чужому, незнакомому человеку, мне больше не нужно ничего о нем знать (даже о его навыках вождения), проводить с ним время и жить в одном дворе. Мне не нужно, чтобы кто-то, кому я доверяю, сказал: «С Васей можно ехать». Достаточно зайти на онлайн-сервис, где агрегированы отзывы и данные о попутчиках (если мы говорим о BlaBlaCar).

Трансформация доверия сделала фантастическую вещь — она повлияла на развитие мобильных сервисов. Мы все изменились — и будем совершенно иначе потреблять ресурсы и сервисы.

Взаимные отзывы и рейтинги также влияют на поведенческие привычки людей и безопасность на дороге. В рамках исследования мы задавали автовладельцам и пользователям BlaBlaCar вопрос: «Важны ли для вас оценка и отзыв попутчика?» Им было это очень важно! Когда водители подключались к системе BlaBlaCar — они кардинально меняли свои привычки: стали пристегиваться и следить, чтобы пристегивались попутчики. Они признались, что внимательны к пассажирам, соблюдают скоростной режим — и стали вежливее…

Мобильность и сопровождающие ее технологии реально меняют поведение людей. Казалось бы, что (или кто) может заставить людей пристегиваться? У сотрудников ГИБДД не вышло: кто не хочет, так и не пристегивается. Но перспектива получить плохой отзыв за проезд на красный или нарушение скоростного режима заставляет водителей менять свои привычки.


Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Глобально привычки людей меняются, пространство адаптируется. На ум приходит проект транспорта будущего, где шаттлы трансформируются в мобильные офисы. Сейчас мы перемещаемся со встречи на встречу, а могли бы не тратить впустую это время и о чем-то переговорить в беспилотном шаттле. В 50-60-летней перспективе транспорт займет еще большее место в нашей жизни: какие-то стационарные вещи мы сможем делать в движении — как в такси, где можно не следить за дорогой.

С развитием транспортных сервисов запросы людей на них будут расти. Сейчас нам кажется классным: «О, приехало такси за 5 минут!» В дальнейшем такси должно приезжать раньше, чем я о нем подумал (конечно, утрирую).

Мобильность — это время, которое мы тратим на перемещение. В дальнейшем человек будет его планировать максимально эффективно. В какой-то момент человечество одумается и научится тратить время более правильно — на семью, а не на работу (чтобы выровнять work-life balance). У людей появится аппетит к классным транспортным сервисам.


Какое будущее ждет личный транспорт?



Сергей Авакян-Ржевский

представитель BlaBlaCar в России


Мы считаем, что в перспективе 15-20 лет в крупных городах (прежде всего в Москве) личный транспорт исчезнет — люди пересядут на каршеринг и прочий общественный транспорт. Появятся автопарки, объединенные по всей стране. Условный москвич, который летит в Сочи, сможет открыть то же приложение с оценками и отзывами и взять там каршеринговый автомобиль, использовать его как BlaBlaCar, сажать попутчиков и за счет них отбивать свои транспортные расходы. Личное авто не потеряет значения для тех, кто вынужден регулярно совершать междугородние поездки, — с точки зрения финансов и удобства для них все останется по-прежнему. В городе же иметь свой автомобиль станет неудобно и дорого — уже сейчас в некоторых зонах парковка стоит 380 руб. в час.

В перспективе примерно 80% поездок будут разделенными: люди начнут подсаживать попутчиков. Например, человек регулярно ездит из Екатеринбурга в другой город и готов бесплатно подвезти того, кто владеет английским, чтобы по дороге практиковаться в языке. Люди будут объединяться по интересам: языки, музыка, что-то еще…


Андрей Кармацкий

CEO ​Urbica


Я бы рассматривал 2 фактора, достаточно очевидные. В XXI веке есть тренд на урбанизацию: города стягивают экономически активное население — будущее во многом связано с мегаполисами. При этом инфраструктура городского пространства меняется гораздо медленнее, чем нужно людям.

Отсюда вытекает довольно очевидное следствие: транспортная инфраструктура испытывает огромный challenge, потому что населению нужно перемещаться. Люди пытаются каким-то образом решать свои проблемы с проживанием и работой — феномен «удаленки» отчасти связан именно с тем, что «выходить» из района достаточно трудно.

Все больше и больше сервисов стараются использовать имеющееся городское пространство максимально эффективно и удобно для пользователя (возможно, где-то с потерей доли комфорта). Компании экспериментируют, и это их ответ на растущие потребности пользователей при несовершенной инфраструктуре. Будущее в том, чтобы эффективно использовать городское пространство.

Тренд отказа от персонального транспорта правильный (это и вопрос безопасности), но медленный, — автомобильный рынок очень маржинальный и ресурсоемкий. Использование шеринговых систем муниципального транспорта и создание моделей, эффективных по затратам (без потери приемлемого уровня комфорта), — будущее городской мобильности. Необходимо использовать существующую инфраструктуру и предоставлять не очень дорогой, но качественный сервис.