Придумать • 11 июня 2021

Роботы с русской душой: как выпускник ВГИКа

придумал сельский киберпанк, который оценил

даже Дмитрий Рогозин

Роботы с русской душой: как выпускник ВГИКа придумал сельский киберпанк, который оценил даже Дмитрий Рогозин

Текст: Екатерина Кинякина

Фото: Birchpunk


«Говорят, что Россия — технически отсталая страна, нет дорог, роботехника не развивается, ракеты не летают, а почта идет слишком долго. It’s a bullshit», — ролик с такой подписью был опубликован на YouTube-канале Birchpunk 19 ноября 2020 года. В нем была показана типичная русская деревня несколько веков спустя — с роботами, кибердоярками и фрактальными огурцами на грядках. За первые два дня «Русская Кибердеревня» собрала 2 млн просмотров, а на сегодняшний день его посмотрели более 10 млн раз. Рассказываем о том, как выпускник ВГИКа Сергей Васильев придумал Россию будущего с роботами, межгалактическими поездами и технологиями связи 20G.

«Сначала мы придумали образ коровы с QR-кодом, — вспоминает Сергей Васильев. — Корова была визуальным образом, который отражает в себе всю суть ролика. Все остальное — роботы, сельская местность — пошло из этого образа. Замысел появился в июле прошлого года, работать начали в августе, а в ноябре уже выпустили ролик, то есть на весь процесс ушло где-то четыре месяца. У нас даже не было предположений, что это так понравится аудитории, мы просто разослали ролик по друзьям».

Как таковой команды на тот момент у Васильева не было, и воплощать идею он позвал нескольких друзей и коллег по студиям визуальных эффектов. Сам Васильев к тому времени уже успел поработать в нескольких крупных кинопроектах. Окончив ВГИК в 2016 году, он начал работать в студии AMG VFX «Амальгама». «Я учился в ВГИКе на экономическом факультете на продюсера, а в свободное время занимался компьютерной графикой, и после окончания института я начал потихоньку делать короткометражки. Можно сказать, что изначально я художник компьютерной графики, но с амбициями и желанием идти в режиссуру», — говорит Васильев. В AMG VFX Васильев работал над визуальными эффектами для картины «Ледокол» (реж. Николай Хомерики, в главных ролях — Петр Федоров, Анна Михалкова), трилогии «Гоголь» (реж. Егор Баранов, в главных ролях — Александр Петров и Олег Меньшиков) и сериалов «Аванпост», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Троцкий», и т. д. В 2019 году Васильев выпустил дебютную короткометражку «И тут он открывает глаза» — про мелкого афериста, оказавшегося после смерти в загробном мире.

«Я всегда хотел делать что-то свое, мы с командой всегда снимали какие-то ролики, рекламы, нам было интересно, — объясняет Васильев. — И когда мы начали работать уже над своим проектом, было приятное ощущение, что мы делаем то, что нравится именно нам, но было бы здорово, если бы это понравилось и другим. У нас все происходило спонтанно, идея пришла — реализовали».

«Думаю, все бывали у бабушки в деревне и все сложилось из воспоминаний, впечатлений и вот такой стилистики», — рассуждает Васильев. Сначала появилась корова с QR-кодом, затем логично присоединилась сельская тематика. Поскольку на эту тему существует огромное количество советских фильмов, то в короткометражке появились отсылки к кинокартинам «Любовь и голуби», «Калина красная». А футуристические образы пришли из фильмов «Чужой», «Бегущий по лезвию» и советского мультфильма «Контакт».

Подходящую фактуру для съемок нашли на экоферме в Пронском районе Рязанской области. На съемки ушло всего два дня, а все остальное время команда работала над элементами дополненной реальности. По словам Васильева, над графикой работали 25 человек, еще 10–12 участвовали в съемках. Главную роль в деревенском киберпанке сыграл Сергей Чихачев, актер дубляжа и соавтор передачи о видеоиграх «От винта!», саундтрек исполнили Лилиана Буш и Дарья Щербак из фольклорного ансамбля «Ваня». Всех роботов первоначально играли люди, а после их фигуры в кадре заменяли анимированной графикой.

«Как тебе такое, Бостон дайнемикс?»

По словам Васильева, вся команда работала на чистом энтузиазме, за идею. На съемки «Кибердеревни» ушли около 100 тыс. руб., в основном на аренду оборудования, транспорт, и т. д. «Это все начиналось как некоммерческая история, мы вместе с коллегами вложили какие-то свои деньги. По сути вначале все работали бесплатно, только когда на YouTube набралось достаточное количество просмотров, мы включили монетизацию. Это позволило окупить первый ролик, но в плюс мы пока что не вышли», — говорит Васильев. По данным онлайн-платформы для видеомонтажа и графического дизайна Renderforest, монетизация YouTube-канала составляет в среднем от $0,5 до $6 за 1 тыс. просмотров в зависимости от местоположения и целевой аудитории. То есть доход ролика с 10 млн просмотров мог составить несколько тыс. долларов.

Специально для публикации первого ролика Васильев завел канал на YouTube. Он получил название Birchpunk (в переводе на русский символично — «Березовый панк»). Сначала ролик хотели выложить в закрытом режиме, чтобы показать друзьям и исправить недоработки, однако по недосмотру видео оказалось в открытом доступе и мгновенно приобрело вирусный эффект. Еще до планируемого релиза ссылку на черновой ролик без монтажа и нужной графики в своем твиттере разместил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. «Когда мы это заметили, у видео уже было 600 просмотров. Нам пришлось оперативно перезагружать финальный вариант видео, потому что его распространение в интернете было уже не остановить», — смеется Васильев. Позже ролик похвалили и перепостили в своих соцсетях Лекс Фридман (американский ученый и один из друзей Илона Маска) и шведский художник Саймон Столенхаг, чьей стилистикой ребята из Birchpunk вдохновлялись во время работы.

Второй ролик, «Русский Космопоезд», появился в сети 16 апреля, сейчас у него чуть больше 3 млн просмотров. В центре сюжета будни простой проводницы межпланетного космопоезда Ани. В плацкартном вагоне возвращаются домой космодесантник Петя, развлекающий попутчиц рассказами о прыжках и краповом берете, и известный блогер Евгений Баженов (Badcomedian) в образе героя из Cyberpunk 2077. Как и в обычном российском поезде, есть и вахтовики, и нарушение правил пассажирами.

Третий ролик про корпорацию «Ижевск Дайнемикс» вышел в начале июня и за неделю собрал 1,3 млн просмотров. Он обыгрывает выпуски новостных телевизионных передач: «Любой гражданин теперь может подать заявление на приобретение робота в рамках государственной программы „По андроиду в каждый дом“», — торжественно заявляет диктор, после чего передает слово корреспонденту, который ведет репортаж с завода «Ижевск Дайнемикс». Его генеральный директор Константин Барагозин поручает инженерам собрать 33-метрового робота и выкрасить его в гжель. В общем, меняются времена, а понятные каждому из нас русские архетипы остаются неизменными.

Сейчас команда Birchpunk старается посвящать проекту больше времени, чтобы ролики выходили регулярнее, и в конечном счете это стало профессиональной деятельностью. «Люди проявляют к нам интерес и просто хотят помочь и поучаствовать в съемках. Если посмотреть на титры, то с каждым разом у нас появляются новые участники и за три ролика количество работающих с нами выросло в 1,5 раза, но вот идеи пока только наши, основной команды», — рассказывает автор идеи и режиссер проекта.

Планы на «будущее»

По его словам, сейчас Birchpunk получает достаточно много коммерческих предложений: сделать фильм или сериал, добавить рекламную интеграцию. Однако пока что у команды недостаточно опыта для подобной работы, а риск утратить свежесть и актуальность идеи велик, говорит Васильев. Сейчас Birchpunk ведет переговоры с одной из крупных российских компаний о производстве совместного проекта. Его детали и потенциального партнера Васильев не раскрывает. 

«Нам интересно читать, что пишут зрители в комментариях: кто-то строит теории заговора, кто-то предугадывает сюжеты наших будущих роликов», — говорит Васильев. Выход первого ролика случайно совпал с выходом игры Cyberpunk 2077, что сыграло свою роль в хайпе вокруг него. Однако специально команда дату премьеры не подгадывала, уверяет его автор.

«Успех ролика в интернете нельзя просчитать, в этом, безусловно, есть доля случайности, везения. Мы и подсуетились, и постарались, конечно, но до этого мы на протяжении пяти лет выпускали какие-то короткометражки, они делались дольше и сложнее, но аудитории они не нравились. Тут главное — стремление, ну, а теперь важно планку не опускать, так как после „Кибердеревни“ от нас ждут большего. Мы создали интересное ощущение диссонанса, зритель видит что-то знакомое, но в незнакомой подаче, и ко всему этому добавлена наша любовь к советскому кино», — заключает режиссер.

Олег Кивокурцев

сооснователь Promobot

Сегодня киберпанк пользуется успехом, и у этого факта есть ряд причин. По-прежнему в тренде ностальгия по восьмидесятым, когда киберпанк был на пике популярности. «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «Звездные войны». Киберпанк является частью эстетики этого времени, поэтому этот тренд активно эксплуатируется в массмедиа. Во-вторых, сейчас в тренде тема технологий и роботов, благодаря тому что одним из самых популярных людей является Илон Маск, а видео от Boston Dynamics набирают десятки млн просмотров. Ну и, в-третьих, сам по себе контент киберпанка очень зрелищный. Технологии всегда привлекали и привлекают к себе внимание. Важной частью данного контента является продакшен, что собственно мы и видим в роликах про кибердеревню. При очень слабом сценарии уровня провинциальной команды КВН ролики набирают просмотры за счет отличного моушн-дизайна.

Илья Чех

основатель «Моторики»

Что касается киберпанка и роботов, во-первых, сейчас существует мировой тренд на технологии, все больше появляется подкастов, фильмов про роботов, про киберпанк, про те же протезы, то есть это достаточно закономерный тренд, по мере того как становится всё больше и больше компаний, которые занимаются робототехникой. Естественно, они наполняются какими-то новостями о себе, люди начинают замечать, интересоваться этим.

Например, Netflix внес большой вклад своим мини-сериалом «Любовь. Смерть. Роботы», и ребята, которые делали «Кибердеревню», и т. д., по сути, во многом вдохновлялись этим сериалом. Но у них при этом есть еще один фактор, который влияет на интерес и на их популярность, — это некий элемент российско-советского реализма, то есть они не просто показывают каких-то роботов, а еще и то, что эти роботы могут быть вписаны в российские реалии, что создает очень интересный антураж.

Люди смотрят, как бы это могло быть, как бы выглядел, например, тот же старосоветский киберпоезд в будущем. То есть, по второму аспекту, их популярность в том, что они перемешивают реальность, смеются над ней, вводят какие-то яркие аллюзии на «Роскосмос» и бездеятельность чиновников, но при этом показывают человеческие истории, когда есть какой-то определенный герой, который мог бы жить в этом современном мире. Резюмируя, можно сказать, что есть два аспекта их популярности: первый — это общий тренд на развитие технологий, а второй — это некая аллюзия, как можно встроить современные технологии или технологии будущего в российскую реальность, и в данном случае этот аспект интереснее.

Brickspacer

диджитал-художник, сооснователь

первого в СНГ NFT-агенства ARKA

Киберпанк — это круто, все росли на кибер аниме и на прочих кибер мультфильмах, и сейчас у ребят отголоски этой культуры выливаются в их творчество.

Востребовано это как раз потому что люди на этом росли, им это интересно. Плюс ко всему, ретровейв уже мертв, а киберпанк — все еще круто, потому что мы все ближе к будущему, где вся эта тема потенциально есть.

Я бы не сказал, что киберпанк — глобальный тренд. Скорее, рождение интереса к киберпанку именно в России, потому что именно у нас происходит наибольший охват. В мире все к этому равнодушны, а в России — благодаря мне, Зубкову и пацанам из кинодеревни — это все растет и с нуля поднимается.

Тут нет никакой постиронии, это именно российский тренд, до этого был африканский киберпанк, который зародился благодаря Нилу Бломкампу (режиссер фильма «Район № 9»).

У нас же сейчас эта тема появилась, потому что появились люди с хорошей насмотренностью, которые научились миксовать мировые правила киберпанка и техники с российским вайбом. И здесь хочу, опять же, выразить уважение Жене Зубкову.

В подготовке материала участвовала Александра Донская