Придумать

Детские стартапы: как тинейджеры зарабатывают деньги при помощи технологий

Детские стартапы: как тинейджеры зарабатывают деньги при помощи технологий
Фото: RichVintage/Istockphoto.com
Все мы слышали истории о детях, которые самостоятельно «запилили» технологический стартап. Вспоминаем самые известные из таких примеров и делаем выводы.

В прошлом месяце 16-летний школьник Михаил Самин из Москвы создал бота для соцсети «ВКонтакте» под названием AudD («Ауд Д»). Бот работает по принципу Shazam и распознает музыку с помощью машинного обучения. Пользователь соцсети отправляет на страницу AudD личное сообщение с записью отрывка нужного трека. В ответ бот высылает файл с аудиозаписью и сообщает ее название. По словам Самина, этим его изобретение выгодно отличается от других подобных сервисов, которые требуют установки. При этом, как утверждает школьник, он создал своего бота на спор за 12 часов. По словам Самина, после окончания школы он планирует изучать информационные технологии и заниматься общественной деятельностью.

Немногим больше времени понадобилось в 2009 году московскому школьнику Андрею Терновскому на создание сайта знакомств и анонимного общения Chatroulette («Чат-рулетка»). Сервис, на котором пользователи могут без регистрации общаться в режиме видеочата с незнакомцами, молодой человек сделал за двое суток. Первоначальные расходы составили $3 000, а бизнес-ангелами стали родители. После того, как о сайте написали New York Times и ряд других западных изданий, Chatroulette ежедневно стали посещать полтора миллиона человек. Проект приносил его создателю неплохие деньги от рекламы, за Терновским охотились инвесторы, но все они в итоге получили отказ. Возможно, это было не самым лучшим решением, поскольку со временем популярность «Чат-рулетки» пошла на спад. Более того, сайт заработал дурную славу, поскольку им стали активно пользоваться эксгибиционисты. Тем не менее его по-прежнему ежемесячно посещают 3–5 млн человек.

Евгений Смирнов, преподаватель и основатель портала об образовании NewtoNew:
 — Современная образовательная система в России не способствует созданию стартапов школьниками. Я попытался ввести в программу одной из питерских школ курс по обучению предпринимательству, но столкнулся с трудностями. В школе занимаются все хорошо, а дома практически никто не работает. Когда же мы говорим о стартапах, то нужно понимать, что первое время проект держится только на личности и труде основателей. Школьники к этому не готовы. Стартап нельзя заставить делать — это должно идти изнутри. То, что мы наблюдали у школьников, говорит совсем о другом подходе: они привыкли, что за них подумают, им напишут план и расскажут, что делать. Так, к сожалению, это не работает.

Отказался продавать свое детище и британский школьник Мохаммед Али. В 2016 году он запустил сайт WeNeed1, который помогает людям покупать и продавать товары, а также страховые полисы по выгодной цене, сравнивая актуальные предложения на рынке в режиме реального времени. Пользователи сервиса получают оповещения, как только появляется интересующий их товар (или находится покупатель на вещь, которую они хотят продать). Сейчас услуги WeNeed1 бесплатны, но в будущем с продавцов планируется брать комиссию. Инвесторы предлагали за сервис 5 млн фунтов стерлингов, но Мохаммед отказал, поскольку уверен: в будущем проект будет стоить гораздо больше.

Противоположный пример — история британца Ника ДʼАлоизио. Будучи школьником, он написал мобильное приложение Summly и привлек инвесторов. Сервис автоматически делает из большого текста короткий дайджест, разделенный на маленькие блоки, удобные для чтения со смартфона. В проект вложились фонд Horizons Ventures гонконгского миллиардера Ли Ка-Шина, основатель Airbnb Брайан Чески и глава Zynga Марк Пинкус. В конце концов ДʼАлоизио продал свое детище интернет-компании Yahoo за $30 млн. На момент продажи стартаперу было 17 лет. Некоторое время Ник и сам поработал в компании Yahoo, а впоследствии поступил в Оксфордский университет. Часть вырученных от сделки средств он инвестировал в стартапы, в частности, шведский Tictail, который помогает торговым компаниям создавать сайты.

Маргарита Зобнина, руководитель департамента исследований ФРИИ, автор курса «Интернет-предпринимательство»:
 — Чтобы получались качественные стартапы, школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, навыкам коммуникации и представления своих идей, управления проектами. Важно прививать позитивное мышление: видеть во всем возможности, рассматривать трудности как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться неудач. И наконец, самое главное, чего не хватает большинству взрослых: необходимо желание делать мир лучше, строить большие корабли, брать ответственность за себя и хотя бы часть мира вокруг.

Американский школьник Шубхам Банержи пока самый молодой стартапер, получивший венчурные инвестиции. В 12 лет он создал из деталей конструктора LEGO прототип недорогого принтера, печатающего шрифтом Брайля. Компания Банержи под названием Braigo Labs (официально она зарегистрирована на мать подростка) получила инвестирование на раннем этапе от Intel Capital — венчурного фонда корпорации Intel (сумма вложений не афишируется). В прошлом году фирма запустила веб-приложение, которое позволяет слепым людям разбирать текст на изображениях.

Юный предприниматель Денис Шелестов, создавший микровенчурный фонд «Шелест Ventures» для инвестиций в стартапы школьников, считает «детское предпринимательство» перспективным. «У школьников мозги ничем не забиты и нет негативного опыта. Если их воспринимать серьезно, они начинают делать удивительные вещи», — говорит он. Кстати, сам Шелестов, еще во время учебы в школе, привлек в свою компанию WillDev («Рейтинг программистов») $50 тысяч от бизнес-ангела Алексея Карлова, гендиректора Angel Relations Group.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.