Придумать • 19 апреля 2022

От Grunge John Orchestra.Explosion до «Двух Мячей». Как Илья Нафеев приучил россиян к качественной одежде и обуви

Придумать • 19 апреля 2022

От Grunge John Orchestra.Explosion до «Двух Мячей». Как Илья Нафеев приучил россиян к качественной одежде и обуви

Текст: Ася Цейтлина

Фото: Дарья Малышева


«Это не российские куртки, вы просто перешили лейблы». Такое порой можно услышать в магазинах и корнерах бренда Grunge John Orchestra.Explosion. Правда, так говорят те, кто оказались там впервые. А остальные знают, что все вещи GJO.E «made in Russia». Маркой владеет предприниматель Илья Нафеев. Ему же принадлежат «Два Мяча» — ещё один культовый бренд, выпускавший в СССР кеды с 1965 года. Вместе с GJO.E Нафеев уже проходил через кризисы, а сейчас готовится решать сырьевые и логистические вопросы, возникшие после введения санкций против России. С Ильёй мы поговорили о том, с чего всё начиналось, где найти лучшие материалы, как научить российских швей шить из них вещи, а ещё — зачем нужно было возрождать советский бренд кед.

Начать с запчастей и прийти в фэшн-бизнес

Бизнесом я увлёкся ещё в школьные годы. Сначала подрабатывал на рынке автомобильных запчастей, а после окончания 11 класса сконцентрировался на поставках профессионального инструмента и гаражного оборудования самого высокого качества — в основном производства Тайвань. Мы достигли хороших результатов, компания «Мастак» существует и сегодня (была основана в 1996 году. Прим. ред.). Конечно, инвестиции, которых потребовал Grunge John Orchestra.Explosion, могли бы работать и в моём первом бизнесе. Так что можно сказать, что «Мастаку» повредило то, что я перераспределил средства. Тем не менее я не стал ограничиваться лишь одной сферой. В те годы у меня было много друзей и среди них лучший — Игорь Исаев, он же Гранж Джон. Как я узнал позже, так его называли в детской рок-группе, в которой он выступал с братом. До начала нашего совместного бизнеса мы дружили более 10 лет. А ещё ближе стали общаться, когда Игорь заболел лимфомой. Тогда же он предложил мне присоединиться к его новому бренду. Это был 2010 год.

От первых сэмплов до концепт-стора на Никитском бульваре

Игорь всегда занимался одеждой. Но кризис 2008 года привёл его к разрыву с бизнес-партнёром. И тогда он решил создать собственный бренд. Кстати, это подтверждение того, что порой кризисы стимулируют к действию.

Я видел рождение бренда Grunge John Orchestra.Explosion и решил, что буду в него инвестировать. Поначалу это был сэмплы и маленькие партии товара, которые попадали в магазины в Москве. Но всё это было не системно. Вообще Игорь до этого не вёл бизнес. И когда я присоединился к бренду, то сразу понял, что нам нужен магазин, чтобы показать товар и его концептуальность со всех сторон. Это было не самое дешёвое решение, но у нас всё получилось. Мы делали первую полноценную коллекцию и ремонтировали магазин на Никитском бульваре — это заняло 10 месяцев. А параллельно весной и летом 2011 года ездили на текстильные выставки в Италию и Германию. Для меня это было в новинку. Там я наблюдал, как куртки, созданные Игорем, носят представители компаний-лидеров по производству тканей.

С открытия первого магазина GJO.E в 2011 году всё стало развиваться довольно органично. И пресса, и фэшн-комьюнити проявили к нам интерес. Мы не занимались пиаром и рекламой, а соцсети тогда ещё не были развиты. Работало сарафанное радио: клиенты приводили друзей. Через лидеров мнений мы продвигали продукцию и завоёвывали место на рынке. У нас сложилась соответствующая аудитория: люди, которые не хотели компромиссов в одежде, не шли на скидки в качестве. Сейчас это крепкое комьюнити, которое рождает в нас чувство ответственности за продукт.


GJO.E и «Два Мяча» в цифрах

Источник: данные компании


2011 год

Открытие первого магазина марки GJO.E


€10 млн.

(с 2010 года)

Размер инвестиций в бренд GJO.E


~ 180 млн. руб.

(2021 год)

Годовая выручка GJO.E


$1,5 млн

(с 2016 года)

Размер инвестиций в бренд «Два Мяча»


60 человек

Число сотрудников GJO.E


20 тыс. руб.

Средний чек на покупки в GJO.E


45 тыс. руб.

Средняя стоимость курток GJO.E


13 человек

Число сотрудников «Двух Мячей»


6–7 тыс. руб.

Средний чек на покупки в «Двух Мячах»


GJO.E и «Два Мяча» в цифрах:

Открытие первого магазина марки GJO.E — 2011 год

Размер инвестиций в бренд GJO.E — €10 млн. (с 2010 года)

Годовая выручка GJO.E — около 180 млн. руб. (2021 год)

Размер инвестиций в бренд «Два Мяча» — $1,5 млн (с 2016 года)

Число сотрудников GJO.E — 60 человек

Средний чек на покупки в GJO.E — 20 тыс. руб.

Средняя стоимость курток GJO.E — 45 тыс. руб.

Число сотрудников «Двух Мячей» — 13 человек

Средний чек на покупки в «Двух Мячах» — 6–7 тыс. руб.

Источник: данные компании


Ткани из Европы и Японии, гусиный пух из России

Мои инвестиции в GJO.E год от года росли. Игорь многого достиг в творческом плане, но и тратить умел, поэтому мы симметрично проседали по финансовым результатам. Последние несколько лет мы растём, но есть все шансы и для более крупного роста. Мы воспользуемся любыми возможностями, в том числе и кризисом. Понятно, что сейчас существует фактор непредсказуемости, но я привык действовать.

До недавнего времени мы активно посещали европейские и японские компании, производящие материалы и фурнитуру. Мы всегда выбирали лучшее, а ряд тканей заказывали с определёнными техническими требованиями — то есть модифицированные под нас. Я бы назвал это «деликатесами». Мы и сейчас остаёмся на связи с нашими поставщиками. Есть сложности в логистике и зачислении средств на счета партнёров, но закупка у нас не идёт 365 дней в году. Есть сезонность. Сейчас начинается закупка тканей на 2023 год — для весенней коллекции. Поэтому мы должны найти решение и разобраться с логистикой. Существуют ведь страны, которые не разорвали с Россией отношения, а также транспортные компании, которые смогут привезти необходимый нам продукт.

Что касается утеплителей, которые мы используем в наших куртках, то это натуральный гусиный пух. В России его производят, причём высокого качества. Он, кстати, идёт и на экспорт. Синтетический утеплитель в России также делают. Так что это не то, из-за чего нам стоит переживать.

Другое дело, растут цены. Стоимость иностранных товаров, закупаемых за валюту, увеличивается пропорционально курсу. Также дорожает и логистическая составляющая. Но, учитывая, что себестоимость нашего продукта лишь наполовину составляют расходы на материалы, подорожание продукции не прямо пропорционально скачкам курса.

Сейчас есть товары, которые подорожали кратно. Отчасти это связано со спекулятивным фактором. Поставщики заявляют о прекращении поставок, и включается ажиотажный спрос. На тканях и комплектующих для нашей продукции это сильно не отразилось. Так что мы несущественно подняли цены на наши товары.

Made somewhere in Moscow

Мы всё производим в России. Создаются коллекции в Москве — в нашей швейной лаборатории. Небольшие тиражи особенно сложных моделей мы отшиваем в нашем цеху, а основную партию — на сторонних производствах. Некоторые из них работают только на нас, некоторые — и с другими клиентами. Наши технологи обучают сотрудников производств. Если те не могут отшить вещи требуемого уровня качества, мы их переучиваем. Так что каждое новое сотрудничество становится для нас неким инвестиционным проектом: вложения идут либо в оборудование, либо в обучение, либо и в то и другое.

Ряд тканей заказывали с определёнными техническими требованиями — то есть модифицированные под нас. Я бы назвал это «деликатесами».

Мы работаем на иностранном оборудовании. Но швейные машинки уже давным-давно научились делать в разных странах. Кроме этого, я и не слышал, что швейное оборудование входит в санкционные списки и на этом направлении будут какие-то ограничения. Но если это и случится, то существуют компании и страны, которые послужат торговым или транспортным посредником при передаче оборудования. Конечно, это высокотехнологичная техника, но всё же не авиационная промышленность.

Уйти с зарубежного рынка, чтобы вернуться

Наш продукт часто не признают российским. Бывает, даже спорят с продавцами. Мне кажется, мы отличаемся от среднестатистического российского бренда. Сейчас у нас высокий спрос — мы растём и увеличиваем модельный ряд. Я не связываю его с текущей геополитической проблемой. Он был запланирован и происходит. В начале 2022 года мы открыли первый аутлет в Outlet Village Белая Дача.

Продукция GJO.E продавалась и за границей — в корнерах в Германии и Южной Корее. Но сейчас про это стоит говорить в прошедшем времени. Мы сильно потеряли присутствие там, сведя его практически к нулю. Ковид повлёк за собой невозможность участия в профильных выставках, тогда же случилась смена модели потребления — стало меньше походов в магазины, меньше тактильного контакта с продуктом, меньше очных покупок. Всё это повлияло на наши продажи за рубежом. А сейчас, с учётом политической обстановки, мы и вовсе поставили их на паузу. Мы решили сменить тактическую модель: добавим ассортимент, укрепим позиции в России, закрепим бизнес-процессы, выживем в этот кризис, станем сильнее, а потом продолжим развитие за рубежом.

Настроение на 2022 год

Годовая выручка GJO.E в 2021 году составила 180 млн. руб., но в 2022-м мы хотим удвоить эти цифры. В команде бренда работают около 60 человек: около 40 — в экспериментальном цеху и офисе, ещё 20 — в магазинах в Москве. В Москве у нас сейчас три магазина: на Никитском бульваре, на «Хлебозаводе» и в Outlet Village Белая Дача. Причём последний быстро стал популярен, потому что вневременные вещи, просто из прошлых коллекций, там можно купить со скидкой. Также у нас есть корнеры в мультибрендовых магазинах, например в универмаге «Цветной» и в «Авиапарке», а ещё десятки предложений об открытии новых. Мы востребованы, поэтому сможем выбрать те точки, которые будут для нас максимально актуальны.

Себестоимость нашего продукта лишь наполовину составляют материалы, и подорожание продукции не прямо пропорционально скачкам курса.

Себестоимость нашего продукта лишь наполовину составляют материалы, и подорожание продукции не прямо пропорционально скачкам курса.

Несмотря на тяжёлый новостной фон, у нас оптимистичное настроение в команде. Нужно продолжать делать свою работу. Конечно, можно попробовать всё продать, взять чемодан и уехать. Но я не готов уничтожить дело своей жизни.

Есть куртки, будут и кеды

Идея дать вторую жизнь «Двум Мячам» пришла в голову моему другу и сотруднику Жене Райкову, который работал в GJO.E (в 2013 году Райков зарегистрировал в «Роспатенте» товарный знак «Два Мяча». Проблем с этим не возникло, так как бренд существовал в СССР, но в России права на него никому не перешли. — Прим. ред.). Поначалу Женя ничего не знал об истории советских кед, но однажды наткнулся на неё. «Два Мяча» существовали с 1965 года, и под их кеды в СССР даже был введён специальный ГОСТ, но в наше время бренд исчез из поля зрения и оказался заброшен.

История его возрождения показалась мне перспективной, потому что я сам видел и даже носил эти кеды. Вопреки тому, что их делали в Китае, они были эталонного качества. У китайских товаров с 90-х дурная репутация — такого ширпотреба. Но это уже давно не так: продолжительный экономический рост страны не мог не отразиться и на росте качества производимой там продукции. В общем, я решил доказать себе и миру, что можно возродить прекрасный бренд. И проинвестировал в «Два Мяча» — с 2016 года сумма вложений составила примерно $1,5 млн.

Как и раньше, мы производим «Два Мяча» в Китае (Евгений Райков восстановил лекала, пресс-формы, логотипы и прочие детали аутентичных моделей «Двух Мячей». Он покупал образцы кед на «Авито» и «разбирал» их на московской фабрике ортопедической обуви. А после поехал с образцами в Китай — на производство, где кеды делали полвека назад. — Прим. ред.). За прошедшие пять лет мы провели месяцы на китайских заводах. У нас очень высокие стандарты для подрядчиков и постоянный контроль качества. Материалы для продукции мы также закупаем в КНР. Например, хлопковую часть — канвас. В Китае умеют его производить. Из него делали холсты для картин ещё сотни лет назад. Кстати, не должно быть иллюзий, что другие кеды производят где-то в других местах. Продукция наших коллег и конкурентов по рынку также из КНР. Хуже, когда товар делают в Бангладеш или Вьетнаме. Там скорее используют старое оборудование и детский труд.

Кеды разные нужны

Возродив «Два Мяча», мы стали увеличивать ассортимент и улучшать качество, причём сейчас уже дошли до каких-то совсем незаметных глазу потребителя деталей. У нас универсальный продукт — широкого спроса и широкого применения. У нас в линейке уже есть кожаные кроссовки (из кожи высокой стойкости к солям), а в ближайшее время выйдет линейка новых кед — ещё более минималистичных и доступных по цене. Мы продаём несколько десятков тысяч пар в год. А в планах — добавить ноль к этой цифре. Мы будем как увеличивать прямые продажи, так и развивать дистрибьюторскую сеть.

Да, мы подняли цены, ведь нам надо оплачивать материалы и производство в долларах. Но изменение произошло незначительное — высокие кеды стоят 5,9 тыс. руб., низкие — 4,9 тыс. И поднимать эти цены мы точно не планируем, а может, и попробуем снизить. Плюс не надо забывать, что у нас есть дисконт в аутлете.

Мы продаём несколько десятков тысяч пар кед в год. А в планах — добавить ноль к этой цифре.

Совсем скоро до нас доберётся новая коллекция — она идёт с опозданием из-за высокой транспортной загрузки. Кроме этого, в Китае продолжаются локдауны. Сейчас там перекрывают целые города, районы и предприятия. Работа просто встаёт, и мы страдаем из-за этого.

Наши кеды продавались в Гонконге, были несколько точек в Японии, в Европе. Но сейчас здесь аналогичная история, как у GJO.E. Чтобы продавать за рубежом товар, произведённый в Китае, нужно отгружать его прямо оттуда. При ввозе в Россию мы платим пошлину и ввозной НДС. Поэтому если вывозить товар уже отсюда для дальнейшей продажи, то он станет резко дороже и не будет конкурентным на иностранных рынках.

В будущем мы планируем вернуться на зарубежный рынок. У нас уже есть для этого суббренд — латиницей он пишется DBA, а расшифровывается как Double Ball Athletics. Как только Россию вновь будут уважать и принимать наши товары, мы будем развивать экспорт.

Что же будет с Родиной и с нами

То, как дальше будет развиваться бизнес в России, зависит, к сожалению, не только от подобных мне предпринимателей. Все наши усилия могут перечеркнуть одной подписью. Сложно делать прогнозы и строить планы, но вероятность, что мы откатимся в 90-е, есть. Но всё же хочется верить, что скоро всё изменится в лучшую сторону, а те, кто причастны и виновны, извинятся и сделают всё возможное для дальнейшего развития. А миру пусть будет мир.