Придумать • 24 января 2022

«История найма чаще всего унизительна для

человека» — стартап Facancy хочет изменить

HR-рынок в России. Получится ли у него?

«История найма чаще всего унизительна для человека» — стартап Facancy хочет изменить HR-рынок в России. Получится ли у него?

Текст: Никита Щуренков


На российском рынке только 10–15% вакансий для белых воротничков опубликованы с указанием потенциальной зарплаты, в остальных случаях — соискатель обсуждает желаемую сумму с работодателем только во время очного собеседования. В январе 2022 года HR-проект Facancy запустил алгоритм, дающий оценку зарплат всем активным объявлениям на сайте в случае, если ожидаемый уровень дохода не был указан работодателями самостоятельно. Основатели стартапа — Алена Владимирская, Сергей Дружинин и Анна Алфимова — рассказали Inc. Russia, как они рассчитывают изменить российский рынок найма за счет созданного ими инструмента.

Facancy появился в 2020 году как альтернатива не взлетевшему сервису Careefan, который Владимирская, Дружинин и Алфимова пытались запустить в 2019 году. Новый проект специализируется на подборе вакансий для менеджеров высшего и среднего звена по открытым источникам: Facebook, Telegram, LinkedIn, Glassdoor, корпоративным сайтам компании, хантинговым агентствам и пр. Собранные объявления с помощью алгоритма формируют в адресные рассылки, которые уже направляются пользователям раз в неделю. В них входят подборки объявлений, которые, по мнению Facancy, могут подойти соискателю. Владимирская называет проект «персонализированным медиа о карьере»: он показывает, что сейчас происходит на рынке для каждого конкретного человека на основе параметров, которые тот указывает при подписке на рассылку. Это размер компании, уровень позиции, отрасль и функция.

По собственным данным, на текущий момент месячная аудитория сайта составляет около 150 тыс. уникальных пользователей, число подписчиков рассылки — более 100 тыс. человек, количество публикуемых вакансий — до 200 в неделю. В июле прошлого года основатели проекта привлекли первый раунд инвестиций на $300 тыс. в виде конвертируемого займа в обмен на 10% компании. Инвесторами выступили сооснователь Qiwi Борис Ким, директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков, бывший член правления Альфа-банка Алексей Марей, ресторатор Александр Сысоев, а также бизнес-ангелы Иван Тягунов и Егор Гилев.

В ООО «Необычные вакансии» (юрлицо Facancy) на текущий момент Алене Владимирской и Сергею Дружинину принадлежит по 46,88% компании, Анне Алфимовой — 6,25%, согласно выписке из ЕГРЮЛ.

Отсутствие данных как способ занижения зарплаты

Отсутствие строчки, раскрывающей уровень дохода, в объявлении — возможность компании максимально занизить зарплату будущему сотруднику, настаивает Алена Владимирская. Пройдя ряд собеседований на одну и ту же вакансию, человек уже морально истощен, у него кончается внутренний ресурс по деньгам и в момент, когда специалист получает оффер с зарплатой, которая была ниже ожиданий, он соглашается просто, чтобы как-то разрешить надоевшую проблему.

«Сколько бы компании ни говорили, но история найма или внутреннего изменения зарплаты чаще всего унизительна для человека. Кроме того, многие сотрудники просто не знают, сколько получают на таких же позициях их коллеги, а также работники в других компаниях, а публикуемые в СМИ исследования — нерелевантны: в них, например, приводится информация о том, что директор по маркетингу зарабатывает от 200 до 800 тыс. руб. И это правда — в „Яндексе“ такой специалист может получать и более 800 тыс. руб., но в маленькой рекрутинговой фирме — около 120 тыс. руб. И оба этих показателя верны, но вилка слишком большая, чтобы на нее опираться во время собеседования», — продолжает она.

Для сравнения, по оценке Facancy, заместитель главного бухгалтера в компанию-производитель промышленного оборудования, будет зарабатывать от 80 до 300 тыс. руб., при среднем показателе — 115 тыс. руб. Ведущий юрисконсульт в группу корпоративного управления в авиационную группу компаний «Волга-Днепр» зарабатывает от 100 до 250 тыс. руб., при средней ставке — 175 тыс. руб.

Созданный алгоритм основан на данных 12 экспертов HR-рынка, которые по просьбе Facancy составили зарплатную матрицу по своим отраслям в зависимости от ряда параметров, таких как размер компании, уровень позиции, специальность, объясняет Сергей Дружинин. Часть информации была собрана по открытым источникам и от пользователей Facancy. Некоторые вакансии, до 3% от общего объема, по-прежнему опубликованы без указания зарплаты: Facancy не оценивает объявления, предлагающие работу с релокацией в другую страну, а также в ряде случаев, когда, например, происходит сложное пересечение отраслей, уточняет он.

«Около каждой вакансии, независимо, поставил HR этот параметр или нет, — появилась вилка из трех зарплат: минимальная, максимальная и медианная — самая распространенная на данный момент на рынке», — комментирует Дружинин.

Отвечая на вопрос о точности алгоритма, собеседники Inc. настаивают, что их оценка релевантна, за две недели с момента релиза они допустили только одну ошибку и одно, устное, предупреждение о судебном иске. Кроме того, сторона компании всегда может проставить зарплатную вилку самостоятельно, добавляет Анна Алфимова: после выхода алгоритма корпоративные HR раскрыли уровень дохода у пятой части оцененных вакансий. С другой стороны, ряд рекрутеров начали апеллировать к оценке Facancy в случае, если у соискателя на старте переговоров слишком завышены ожидания.

Планы на будущее и монетизация

Для того чтобы узнать возможную зарплату по версии Facancy, подписчики проекта должны будут раскрыть свой текущий уровень дохода и позицию, на которой они работают. Собранные данные, объясняет Дружинин, позволят систематически обновлять существующую базу внутренними, а не внешними данными раз в год или чаще, в случае сильной инфляции.

«После того как умер Executive.ru и после того как государство закрыло LinkedIn, — у нас для белых воротничков существует только HeadHunter. Однако из-за своих масштабов он не очень хорош для этого, к нему все меньше доверия, и в итоге все пользуются отраслевыми группами в соцсетях или каналами в мессенджерах», — заявляет Владимирская.

Монетизация только стоит в планах Facancy, но первая платная услуга, созданная на сайте, появилась еще в прошлом году. Подписчик получает интересующие его вакансии не еженедельно, а мгновенно, по мере их поступления. Это стоит 50 руб. за день, когда находится хотя бы одна такая вакансия. Опция была создана ради реферальной программы, рассказывает Сергей Дружинин: «Порекомендуй другу подписаться на нашу рассылку, и вы оба получите возможность получить желаемую вакансию раньше времени. Все это заработало, и оказалось, что нетерпеливые люди нас тоже читают. Их не так много, 17 января, например, таких было 220 человек».

Facancy рассчитывает сохранить первичную публикацию объявлений бесплатной, чтобы оставлять за собой функцию модератора, редактировать вакансии при необходимости и иметь возможность отказываться от размещения объявления. В 2022 году команда добавит ряд платных опций, в том числе возможность повторного размещения вакансии и возможность показывать объявление более широкому кругу лиц, а не только тем, кого выбрал алгоритм. Кроме того, указывает Владимирская, к ним уже начали приходить рекламодатели из числа девелоперов и банкиров, с предложениями различных размещений: от баннеров до спецпроектов.

«Мы также будем проводить платный предхантинг — отсматривать поступившие через Facancy отклики и отбирать самых, на наш взгляд, подходящих», — перечисляет рекрутер.

Попытка №2

До Facancy Алена Владимирская, Сергей Дружинин и Анна Алфимова занимались другим стартапом для белых воротничков — Careefan. Проект появился в 2019 году, он был создан, чтобы помочь менеджерам среднего и высшего звена найти работу с помощью нейросети, карьерных консультантов и советов управленцев из крупных компаний, писал Forbes. В числе основателей стартапа тогда также был Александр Маслюк. Вокруг Careefan была собрана и команда советников: Алексей Марей, бывший топ-менеджер Сбербанка Марк Завадский, директор по маркетингу «Додо Пиццы» Михаил Чернышев, член совета директоров газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев, директор Mail.Ru Games Ventures Илья Карпинский и управляющий директор Rambler& Co Максим Тадевосян. Тогда планировалось, что после привлечения инвестиций каждый из советников получит примерно по 0,65% в компании.

«Его мы закрыли почти сразу: проверили модель и поняли, что она не работает. У нас был пул инвесторов, который хотел в него вложиться, но мы им сказали, что модель не бьется. Костяк этих инвесторов, например Алексей Марей, они ушли с нами в Facancy, остальные по тем или иным причинам сейчас не участвуют в инвестиционной деятельности в России в принципе», — заключает Алена Владимирская.