Персональная мода Freestylo


Нужна ли россиянам платформа по подбору одежды?


Персональная мода Freestylo


Нужна ли россиянам платформа по подбору одежды?

Платформа персонализированного подбора одежды с помощью искусственного интеллекта Freestylo была создана в 2020 году основателями сервиса Sizolution Михаилом Матросовым, Станиславом Подшиваловым, Ваге Таамазян, а также Анастасией Таамазян. В 2021 году проект получил оценку €2,5 млн и привлек €500 тыс. инвестиций, годовая выручка составила 20 млн руб. О создании, развитии и проблемах Freestylo Inc. Russia рассказала CEO Freestylo Анастасия Таамазян.


Мне всегда было сложно подбирать вещи образами, и на поиск одежды уходило слишком много времени. Я подумала, что было бы здорово сделать сервис, который взял бы на себя всю работу по обновлению гардероба, ― специально для тех, кому некогда или не по душе ходить по магазинам. На Западе сейчас бум проектов, работающих по модели curated fashion, которые не только помогают подбирать вещи под индивидуальный запрос пользователя, но и доставляют их на дом: в США самый крупный игрок — это Stitch Fix, в Европе ― Zalon, Lookiero и Thread. В России таких сервисов немного и на рынке еще нет лидера. Оценив перспективы, я решила стартовать.


Старт оказался не из легких: зарегистрировать юрлицо мне удалось только со второго раза, и запуск MVP пришелся на локдаун. В пандемию онлайн-продажи резко выросли, это было идеальное время, чтобы начать. На то, чтобы подготовить MVP, у меня ушла неделя: попросила знакомых помочь мне сделать сайт с анкетой и потратила 5 тыс. руб. на таргет. Первая реклама принесла семь заказов, я получила очень хороший фидбек от клиентов, а средний чек каждого из них составил около 9 тыс. руб.


В самом начале я была единственным сотрудником стартапа: и стилистом, и оператором, и упаковщиком, и курьером. Мне было важно самой оценить все составляющие пользовательского опыта. То, что я ― основательница, клиенты понимали сразу, и это вызывало расположение. Они чувствовали себя причастными к созданию нового проекта: задавали вопросы о бизнес-модели, делились мнением, что нужно улучшить, и не скупились на похвалу. Благодаря обратной связи я усовершенствовала анкету, поняла, какие бренды пользуются популярностью, и сформировала правила общения с клиентами для сотрудников службы поддержки и курьеров. Сейчас в проекте задействованы около 40 человек: упаковщицы, операторы, курьеры, разработчики, стилисты.


Недавно мы решили делегировать задачу по таргетированной рекламе агентству. На тот момент мы уже очень хорошо исследовали свою аудиторию, но предполагали, что у крупного агентства результаты могут быть еще лучше. По их просьбе мы отключили всю свою рекламу, чтобы кампании не влияли друг на друга, однако в агентстве довольно быстро поняли, что их метрики работают хуже. В итоге нам пришлось заново запускать рекламные кампании, по новой их обучать и разгонять, ― из-за этого заказов стало меньше и мы просели по выручке. На данном этапе мы приняли решение продолжать делать таргет своими силами, пока что для нас это самый эффективный способ.


Мы стали использовать искусственный интеллект для подбора одежды. По статистике, это повышает точность попадания в размер на 14%. В числе сооснователей Freestylo — проект Sizolution, который искал возможность выйти на рынок b2c. Так мы получили доступ к технологии на основе нейросети. У нас также есть внутренняя рекомендательная система, которая анализирует анкеты и предостерегает стилистов от ошибок.


Сейчас Freestylo зарабатывает за счет оптовых закупок или комиссии с реализации. Клиент заполняет анкету, в которой указывает свои предпочтения по стилю и составу подборки, приемлемую стоимость каждого предмета одежды и информацию об особенностях фигуры. Стилист собирает до девяти вещей, с которыми можно составить до шести образов, и пользователь покупает вещи через приложение. Среди наших партнеров есть как крупные бренды ― Zarina, Love Republic, Charuel, Calista, EMKA, Toptop, ― так и локальные: Mollis, Aim clo, YOU, Loremi.


У проекта до сих пор собственная логистическая служба. Отчасти это продиктовано спецификой бизнеса: после того как коробка доставлена, у клиента есть час на то, чтобы все примерить. Немногие внешние подрядчики могут предложить такой формат доставки, поэтому у нас своя служба логистики. Курьеры помогают нам собирать обратную связь о том, что нужно улучшить, ― таким образом мы можем быстро реагировать на ситуации, когда клиенту что-то не понравилось или не подошло по стилю. Кроме того, своя доставка позволяет нам поддерживать уровень клиентского сервиса: все сотрудники службы доставки проходят тренинг, мы объясняем, как обращаться с коробками, общаться с клиентами и как помочь, если у человека возникнут вопросы.


За 2021 год ежемесячная выручка выросла в 18,5 раз, годовой оборот составил 20 млн руб. Пока что сервис работает только в Москве, но со временем мы планируем расширять присутствие в России, в этом году готовим запуск в Санкт-Петербурге.


Мы получили €500 тыс. от частных инвесторов Манфреда Боднера и Норберта Тюфельбергера в обмен на 20% компании. Инвестиции вложили в развитие сервиса: выстроили операционные процессы, арендовали просторный склад, улучшили техническую составляющую и расширили команду.


Автор: Наталия Владимирова

Иллюстрация: Александр Черепанов