Придумать • 4 мая 2022

Uber для дальнобойщиков:

история стартапа Fura

Придумать • 4 мая 2022

Uber для дальнобойщиков: история стартапа Fura

Фото: Fura


Fura — российский технологичный сервис, занимающийся организацией автомобильных грузоперевозок. Проект был основан в 2017 году, а четыре года спустя его чистая прибыль составила $1,5 млн. В начале этого года сервис Fura привлек 600 млн руб. от Fort Ross Ventures, а также Flashpoint Venture Debt, основателя биржи грузоперевозок ATI Святослава Вильде и других инвесторов. О том, как появилась идея создания приложения, облегчающего жизнь дальнобойщикам и впоследствии превратившегося в транспортно-логистическую компанию, Inc. Russia рассказал один из его основателей, Филипп Газманов.

До начала работы над Fura я учился на первом курсе Лондонского университета, где изучал изобразительное искусство. Я с детства рисовал и сейчас продолжаю заниматься этим в качестве хобби, но никогда не хотел связывать свою профессиональную деятельность с искусством — мне хотелось быть предпринимателем и развивать интересные бизнес-проекты.

На первом курсе я уже был знаком со своим будущим партнером Артуром Жажояном — он учился в МГИМО, устраивал вечеринки для студентов, стажировался в компании «Зарубежнефть» и занимался дистрибуцией топлива, благодаря чему уже тогда понимал, в каких улучшениях нуждалась сфера автомобильных перевозок и поиска фур, — зачастую это серая зона, где многое можно было оцифровать и автоматизировать. Он и предложил мне сделать «Uber для грузоперевозок» — на тот момент это именно так и прозвучало.

Изначально мы попытались собрать базу дальнобойщиков в одном месте, чтобы они были вовлечены в работу приложения и пользовались им каждый день, например искали через него грузовые стоянки и станции весового контроля. Для начала мы проанализировали американский рынок и нашли приложение TruckerPath, которое сделал наш земляк с Сахалина Иван Цыбаев, — тогда оно было самым популярным сервисом для дальнобойщиков в США. TruckerPath как раз обладал таким функционалом. При попытке сделать такое приложение в России мы столкнулись с тем, что у нас не было опыта ни в логистике, ни в разработке, поэтому я пошел за советом к своему ментору и другу Геворку Саркисяну, владельцу детских парков «Кидзания», где я ранее проходил стажировку. Геворк согласился помочь нам с экспертизой в грузоперевозках и сбором команды при одном условии: на следующий же день я бросил универ и начал заниматься Fura фултайм.

Первая версия приложения получилась ужасной. Изначально мы вложились с Артуром в равных долях и на эти деньги запустили первую версию приложения. Инвестиции составили около 7 млн руб., которые мы заняли у семьи и друзей. Поначалу Fura работала как онлайн-навигатор для водителей фур с указанием стоянок, станций ДПС, рамок контроля «Платон» и весовых станций. Никто не хотел пользоваться получившимся продуктом — за месяц приложение скачали всего 376 пользователей, — так что мы поняли, что нужно «выходить в поле». Мы пошли на стоянки, стали разговаривать с дальнобойщиками и пытаться больше узнать про их проблемы и нужды. После этого мы стали обновлять приложение каждые две недели по итогам постоянного сбора обратной связи и анализа данных.

В какой-то момент проект начал быстро органически расти за счет того, что дальнобойщики стали нас рекомендовать друг другу, и число пользователей стало расти на 5–7% в неделю. В 2017 году мы выпустили приложение, а в 2019-м у нас было уже около 60 тыс. скачиваний. Сейчас их уже больше 150 тыс. Для сравнения — всего в России около 1,1 млн дальнобойщиков.

Первым инвестором Fura стал Геворк Саркисян. Он вложил в проект примерно $26 тыс., которые поступили на юрлицо Fura Inc., зарегистрированное в американском офшорном штате Делавэр в октябре 2017 года. Саркисян получил в проекте 15%, еще 7% отошли руководителю разработки Муравьеву и нескольким сотрудникам Fura, по 38% — основателям. Спустя год он вложил в развитие Fura еще $1,8 млн с разбивкой в два раунда. Доля Саркисяна в Fura Inc. по итогам возросла до 23%. Помимо того, партнеру принадлежат 13,8% российского юрлица компании ООО «Фрейтер». В 2021 году выручка ООО «Фрейтер», согласно СПАРК, составила 1,4 млрд руб., а чистая прибыль — 131 тыс. руб.

С этого момента мы начали думать, как начать зарабатывать на приложении и приблизиться к модели Uber. Мы приняли решение создать собственную экспедиторскую компанию — посредника между грузоотправителями и дальнобойщиками, при этом более технологичную и автоматизированную, где все процессы были бы выстроены на совершенно другом уровне, нежели в тех, что мы видели на рынке. Первый груз мы отвезли в 2019 году, тогда же мы сделали около $3 млн оборота. Наша комиссия составляла 10–15% за поиск грузоотправителя. В 2020 году оборот достиг уже $9 млн.

Мы строили компанию с перспективой выхода на международные рынки. Больше всего нас интересовал американский рынок — в первую очередь потому, что он является самым крупным рынком автомобильных перевозок в мире с $860 млрд оборота, то есть около 53% ВВП России и 4% ВВП США. Это рынок, влияющий на все секторы экономики, — 70% товаров и продуктов перевозят именно автомобильным транспортом.

По данным Forbes, основными партнерами Fura являются крупные FMCG, строительные и нефтегазовые компании, в том числе «Сибур», Ozon, «Мираторг», ЛСР. Партнерские соглашения дают доступ к внутренним электронным площадкам корпораций, на которых размещаются заявки на перевозки и проводятся тендеры.

Американский и российский рынки грузоперевозок очень похожи. Наш коммерческий сектор автомобильных грузоперевозок сформировался в 90-е годы с появлением на нем крупных американских производителей, «привезших» с собой процесс закупок и правил, разработанных в США и подхваченных впоследствии местными компаниями.

Мы с первых дней ставили перед собой цель зарабатывать на комиссии от стоимости заказов. Мы хотели сделать их быстрыми и дешевыми — это и есть убероподобная модель. На старте было ясно, что у нас не было достаточного капитала, чтобы привлечь большое количество перевозчиков или клиентов, поэтому мы пошли путем «троянского коня» и сделали бесплатное приложение для водителей, которое решало их проблемы на ежедневной основе, — каждый день им нужны стоянки, рамки «Платон» и комментарии других дальнобойщиков на тех же локациях. Похожие приложения, карты и чаты уже были, но нашим основным конкурентом всегда были и остаются рации — те, кто едут впереди, сообщают информацию тем, кто едет сзади, это такая культура. Своим функционалом мы пытались, по сути, заменить рацию, используя ее недостатки, например радиус, чтобы водители могли рассказать о происходящем всем на маршруте, а не только тем, кто едет позади них.

В апреле 2021 года мы запустили нашу логистическую компанию в США. На тот момент мы уже шли на $25 млн оборота в России и в США за год сделали чуть более $20 млн оборота. Дальше мы планируем только расти.