Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Придумать

HalalGuide: как заработать на халяле в XXI веке

  • Наталья Суворова, специальный корреспондент Inc.

По данным Thomson Reuters, мировой рынок халяльной продукции и услуг для мусульман будет расти со скоростью 8% в год и к 2021 году достигнет $3 трлн. На эту сферу уже обратили внимание крупные игроки вроде Google, а мировым лидером по производству халяльных продуктов стала Nestlé. В России появляется все больше мусульманских ресторанов и магазинов халяльной еды. Пермяк Айрат Касимов создал для мусульман путеводитель по халяльным заведениям, а затем и другие сервисы на базе платформы HalalGuide — поиск вакансий, скидок и даже сбор пожертвований. В этом году проект вышел на окупаемость, выручка — 500 тысяч рублей в месяц, в основном от халяльных ресторанов. Айрат Касимов рассказал Inc., как зарабатывает на халяльных ресторанах, для чего присваивает им звезды и почему мусульмане помогают ему бесплатно.


Желтые страницы ислама

Мысль о путеводителе пришла Айрату Касимову еще в студенческие годы (он получил IТ-образование в Губкинском университете нефти и газа) — по необходимости.

—  Я практикующий мусульманин, хотел покупать халяльные продукты и задумался о специальном мобильном приложении, — вспоминает Айрат.

Основателям российского онлайн-проекта Muslim Guide («желтые страницы» для мусульман) понравилась идея Касимова. Айрат с двумя друзьями начал разработку мобильного приложения, но через несколько месяцев Muslim Guide закрылся и Касимов решил развивать проект под новым брендом.

Друзья нанесли на карту мечети и благотворительные фонды. Объекты торговли и услуг — халяльные рестораны, магазины, отели, туристические бюро — проверяли на соответствие требованиям ислама, расспрашивали владельца о происхождении товара и особенностях услуг и только потом вносили в базу.

Айрат хотел запустить не только мобильное приложение, но и сайт HalalGuide. На тот момент это было его хобби. Дизайнеру и двум разработчикам (для iOS и Android) он платил из того, что сам получал в Газпроме, где в то время работал программистом. Пользователей приложения становилось все больше, через два года на платформе iOS их стало 30-40 тысяч. Но проект не приносил, а, напротив, требовал денег — постоянных финансовых вливаний. Программисты разошлись, и на проекте Айрат остался один. Как его монетизировать, он не знал.

—  Сначала рост был органическим — люди рассказывали друг другу о приложении, потом добавился сайт. Но я один не успевал со всем справляться, — рассказывает Айрат.


Что такое халяль

Халяль (от арабского «разрешенный») — обозначение продукции, разрешенной мусульманам. Это продукты питания, одежда, косметика, отдых. Халяльный сертификат ресторанам, продовольственным магазинам, отелям и другим заведениями выдают специальные центры сертификации (обычно при духовных управлениях мусульман). Товары и услуги проверяют на качество и соответствие канонам ислама: так, запрещена в пищу свинина, а в халяльном отеле не может быть алкоголя.

HalalGuide в цифрах


500

тысяч рублей — ежемесячная выручка проекта.


120

тысяч пользователей насчитывает приложение HalalGuide.


29

тысяч заведений в базе HalalGuide по всему миру.


20

человек, включая фрилансеров, работают в компании.


2,9

тысяч рублей в месяц стоит подписка для ресторана на HalalGuide.


Халяльные деньги

До 2014 года проект развивался в основном благодаря мусульманскому коммьюнити. Поначалу стартап брал информацию напрямую у центров сертификации, но впоследствии добавлять новые места стали сами пользователи. Проверку заведений на соответствие халяльности Касимов доверил волонтерам — они обходят рестораны и магазины и утверждают их в базе.

— Согласно исламу, человек, который поспособствовал добру, приравнивается к тому, кто сделал добрый поступок. Поэтому к нам сразу потянулись волонтеры из мусульманского сообщества, — говорит Айрат.

В составе HalalGuide на тот момент формально было три человека — все на удаленке в разных городах России. Все изменилось в декабре 2014 года, когда по совету знакомого Касимов подал заявку в бизнес-инкубатор казанского «ИТ-парка». Стартап прошел отбор и получил рабочее пространство, а также обучающие сессии, встречи с инвесторами и влиятельными людьми региона. Все это прибавило Касимову энтузиазма.

Фируз Джафаров/Inc.

— До «ИТ-парка» мы были разбросаны по стране и для IТ-проекта я не видел ценности в офисе. Но когда мы получили рабочее место, все изменилось — мы почувствовали себя командой и нам захотелось развиваться, — вспоминает Айрат.

В январе 2015 года он зарегистрировал ООО «Халяль Групп» (по данным СПАРК, 100% в проекте принадлежало его жене Алсу Касимовой). Спустя несколько месяцев по 10% в проекте получили директор по развитию бизнеса Acronis Артур Юсупов и бизнес-ангел Даниль Губайдуллин — вдвоем они вложили в проект 7 млн рублей (в начале 2016 года к проекту присоединился первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов — ему, по данным СПАРК, принадлежит 5% в компании).

Стартап нанял администраторов сайта, дизайнеров и разработчиков. Сам Касимов незадолго до этого перешел на работу в «Транснефть» (там он занимался внедрением SAP) и пока не решался уволиться. Чтобы совместить графики, команде пришлось работать по выходным, а отдыхать в понедельник и вторник.

—  Я приходил домой и по вечерам занимался проектом. По выходным приходилось летать в Казань в акселератор, а также на встречи в другие страны, — вспоминает Айрат.

В Казани основатели HalalGuide разработали первую модель монетизации сервиса в виде подписки для ресторанов. Заведение платит 2900 рублей в месяц, а взамен получает рекламу на сайте и в приложении и ряд дополнительных сервисов — например, возможность бронировать столики или заказывать доставку еды через HalalGuide. С каждого заказа стартап получает комиссию, которая сейчас составляет до 70% его выручки.

Чтобы активнее привлекать пользователей, команда HalalGuide создала тематические сервисы. Например, на сайте Namaz-Time.ru узнают время обязательной для мусульман пятикратной молитвы. Найти работу можно на HalalWork, собрать средства на строительство мечети — через HalalStarter, а получить скидку — на HalalSkidka. Часть этих сервисов Касимов начал монетизировать. Всем посетителям показывают контекстную рекламу, а для участия в системе лояльности HalalSkidka заведения должны предоставлять пользователям скидки от 5 до 15% (в зависимости от лидогенерации через HalalGuide). Но соглашаются не все. Например, директор турфирмы для мусульман «Умма тур» Шамиль Мукарамов не стал оформлять подписку на платные сервисы.

— Я решил, что для рекламы лучше использовать «Яндекс» или Google, — люди в первую очередь ищут информацию там и, как правило, больше доверяют этим ресурсам, — пояснил Мукарамов.


Кирилл Скогорев

Директор выставки Moscow Halal Expo

— HalalGuide удобен тем, что на его базе можно сделать и монетизировать целый ряд B2B- и B2C-сервисов — от турагентств до крупных проектов по развитию e-commerce. Сейчас ниша сервисов для мусульман не закрыта даже на мировом рынке, и у Айрата есть шанс захватить крупную долю в России.

Халяль — товар качественный, он проходит отбор перед тем, как попасть к покупателю. По моим наблюдениям, в России это обеспечивает рост халяльной экономики даже в условиях общего спада.

Мусульманский «мишлен»

Сегодня в базе HalalGuide насчитывается 29 тысяч объектов по всему миру, в том числе — 7,5 тысяч мечетей, 4,8 тысяч магазинов, 103 отеля и более 15 тысяч ресторанов и кафе. Сервис представлен в 38 городах России и во множестве стран мира. У приложения — 120 тысяч активных пользователей, а все сайты компании (по ее собственным данным) ежемесячно посещают 350 тысяч человек.

В этом году HalalGuide вышел на окупаемость в России — его выручка составляет около 500 тысяч рублей в месяц. Прибыль есть, но пока небольшая, — признается Айрат. Основные затраты компании — ФОТ (15 штатных сотрудников и 5 фрилансеров), маркетинг и зарубежные поездки. В начале 2016 года Касимов наконец полностью посвятил себя проекту, уйдя с работы.

По словам Айрата, выход на другие рынки произошел органично: первым зарубежным партнером стал его знакомый из Германии, который в 2015 году приезжал на стажировку в Казань. Затем сработали связи Айрата в Великобритании, Таиланде и других странах. Зарубежные партнеры пополняют базу заведений и ведут работу под брендом HalalGuide. По итогам месяца они перечисляют головной компании деньги — с каждым своя договоренность.

Фируз Джафаров/Inc.

В ближайшее время Касимов хочет привлечь $760 тысяч инвестиций — именно столько, по его расчетам, понадобится, чтобы открыть прямые представительства в Германии, США, Франции и Малайзии. За рубежом он планирует держать только менеджеров по продажам и руководителей проекта, а поддержку сайта, разработку и проверки халяльной продукции оставить в России.

Такая модель роста будет неэффективной везде, кроме России и СНГ, считает Евгений Борисов партнер венчурного фонда Kama Flow, а значит, у проекта низкий венчурный потенциал.

Сорвавшаяся сделка

В конце 2015 года HalalGuide подписал меморандум о намерениях с венчурным фондом Kama Flow и почти договорился о транше в $800 тысяч. Стартап даже успел получить бридж — авансовый платеж в размере 350 тысяч рублей. Но в итоге сделка сорвалась из-за противоречий между Kama Flow и еще одним инвестором (его имя и причины конфликта не разглашают). В беседе с Inc. партнер фонда Евгений Борисов сказал, что HalalGuide должен вернуть бридж. Касимов считает, что проблема шла от инвесторов, а не от стартапа.

— Почти везде в мире услуги для мусульманской диаспоры сконцентрированы в конкретных кварталах. Там нечего и незачем рекламировать именно этой целевой аудитории, она и так все знает, — объясняет Борисов.

Касимов с такими выводами не согласен.

— Мы проверили эту гипотезу на Лондоне — действительно, там есть мусульманские районы, но, как правило, они удалены от бизнес-центров. А чаще всего ищут именно точки в смешанных районах, и там пригодится HalalGuide, — говорит он.

В последнее время у HalalGuide появилось много сильных конкурентов — приложений и сайтов с услугами халяль. Но это, по мнению Касимова, только открывает возможности для роста. Чтобы повысить доверие к своему ресурсу, он планирует создать рейтинг заведений и присваивать им оценки (наподобие мишленовских звезд) для халяльной продукции.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России