Придумать • 5 ноября 2021

Может ли нейросеть заменить психотерапевта?

Опыт iCognito

Может ли нейросеть заменить психотерапевта? Опыт iCognito

Текст: Надежда Румак

Иллюстрации: Александр Черепанов


iCognito — это разработчик приложений психологической самопомощи с искусственным интеллектом. Продуктами стартапа пользуются более 200 тыс. человек, однако это до сих пор не приносит стабильной прибыли. Основательница iCognito Ольга Троицкая рассказала Inc. Russia, как из преподавателя мировой политики в МГУ она превратилась в начинающего предпринимателя и о том, смогут ли чат-боты на основе нейросетей заменить некоторый функционал обычных психотерапевтов в будущем.

В поиске психотерапевта

Кандидат политических наук Ольга Троицкая закончила магистратуру по политическим наукам University College London, в МГИМО читает курс на английском языке «Cognitive Science and Decision Making». Работала старшим научным сотрудником в Институте социально-политических исследований РАН, старшим преподавателем на факультете мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова.

Идея проекта iCognito возникла около трех лет назад. К тому времени Троицкая защитила магистерскую диссертацию в Лондоне и кандидатскую диссертацию в России, работала преподавателем в МГУ и в проектном офисе Минобрнауки. Толчком к созданию стартапа послужили вопросы: если продолжу двигаться по заданному пути, ничего не меняя, где я окажусь в 50 и в 70 лет? Как буду чувствовать себя, достигнув своих целей?

Оказалось, что образ результата в академической карьере — докторская, статьи, преподавание — уже не вызывает прежней мотивации. Это был сигнал, что нужно что-то менять. Ольга давно присматривалась к бизнес-темам. Читала истории создания компаний в деловых медиа, посещала мастер-классы в «Сколково», ходила на Startup Village.

«Предпринимательское комьюнити привлекало меня, — объясняет Троицкая. — Энергичная, креативная среда, молодые люди, которые сильно отличались от университетской размеренной жизни… Я увидела в этом культуру изменений».

Ольга Троицкая стала искать идею проекта, который имел бы лично для нее большую ценность. С одной стороны, ей были интересны вещи, связанные с технологиями, большими данными и искусственным интеллектом. С другой — она анализировала свой опыт, пытаясь понять, какие потребности не могла удовлетворить при помощи доступных сервисов и продуктов и где могут быть возможности для предпринимательства.

«Наиболее важные вопросы для меня были связаны с психологией. Проблемы в отношениях с близкими, склонность к депрессии сильно ухудшали качество моей жизни. При этом посещение психолога или психотерапевта всегда оборачивалось разочарованием», — продолжает Троицкая.

Говорить о своих проблемах с посторонним человеком было тяжело. Стоимость консультаций в московских клиниках выглядела очень высокой, а полученные рекомендации не устраивали будущую предпринимательницу.

Так Троицкая пришла к идее создания массовых компьютерных программ психотерапии, которые сочетали бы в себе объективную диагностику психологических проблем и профессиональные техники самопомощи.

С самого начала она хотела, чтобы ее сервис решал психологические проблемы людей на основе доказательной когнитивно-бихевиоральной терапии. Кроме того, она хотела, чтобы сервис стал более доступной альтернативой для тех, кто не может себе позволить посещение профессионального психотерапевта.

Средняя стоимость часового сеанса с психотерапевтом


3,5 тыс. руб.

в Москве


2,5 тыс. руб.

в Санкт-Петербурге


2 тыс. руб.

в России

Данные Profi.ru

Стартап по науке и подбор команды

Перед запуском проекта Троицкая связалась с директором московского Центра когнитивной терапии Яковом Кочетковым, который занимается исследованиями в области психотерапии и знаком с зарубежным рынком. Тот обратил ее внимание на американский проект улучшения взаимоотношений Our Relationship — онлайн-курс для оказания самопомощи в отношениях. Он состоит из видео, где актеры играют семейные сцены с комментариями психотерапевта. В итоге первое приложение «Отношения» от iCognito также включало серию похожих видео. В них показывали, как одна и та же ситуация может разворачиваться по плохому сценарию, где партнеры ссорятся, или хорошему, где партнеры спокойно договариваются и решают проблему.

По реакции пользователей Троицкая выяснила, что они не хотят выполнять практические упражнения в онлайн-курсе. Тогда же она обратила внимание на возможную эффективность чат-бота, способного комментировать действия, хвалить человека за выполненное упражнение и давать нужные подсказки.

Для работы над проектом предприниматель привлекла знакомых выпускников НИУ ВШЭ и МИФИ, однако вскоре выяснилось, что для молодой команды проект не играл большой роли и стажеры не воспринимали работу над ним как что-то важное. Следом была предпринята попытка найти партнеров из числа профессиональных специалистов, однако и она не увенчалась успехом.

Уже к третьей попытке Троицкая окончательно решила, что будет единственным собственником и владельцем компании, который наймет необходимый штат. Штат программистов (в разные периоды — от трех до пяти человек) был собран через профильные сайты, психологов — через соцсети и профессиональные ассоциации. В качестве консультанта проекта выступал Кочетков, он же помогал формировать первые команды. Методику программ разрабатывали выпускники факульета психологии МГУ, кандидаты наук, когнитивно-поведенческие терапевты и психометристры. Как минимум три психолога ушли из команды развивать собственный IT-стартап.

Проект iCognito занимается разработкой психологических чат-ботов, которые выделены в отдельные приложения, — сейчас это «Анти-депрессия», «Анти-стресс и здоровье» и «Отношения». Они созданы на основе программ когнитивно-поведенческой терапии и последовательно воздействуют на ключевую проблему при помощи техник работы с мыслями и образами, поведением и эмоциями.

Команда стартапа также обучает сервис распознавать психические состояния и симптомы расстройств на основе естественного языка. Нейросеть тренируют на сотнях тысяч сообщений пользователей, а также на открытой информации с психологических форумов. Сегодня чат-бот iCognito умеет распознавать склонность к суициду, депрессию, тревожность, расстройства сна и пищевого поведения и еще ряд специфических состояний, например одиночества или социофобии.

Команда также активно работает над внедрением искусственного интеллекта — алгоритмы смогут анализировать ответы пользователей, определять по лингвистике целый ряд параметров, а затем на основе этих данных персонифицировать терапию.

Другая современная методика, которую использовала Троицкая, — терапия осознанности, привнесенная на запад из практики буддизма профессором Массачусетского университета Джоном Кабат-Зинном. Записанный голос учит пользователя расслабляться и снимать нервно-мышечное напряжение, переносить внимание на свои ощущения, дистанцироваться от проблем, развивать позитивное отношение к себе и близким, чувствовать благодарность — эти упражнения помогают человеку улучшить свое самочувствие.

В программе «Отношения» заложен алгоритм работы с конфликтами по методике эмоционально-фокусированной терапии профессора Университета Оттавы Сьюзен Джонсон. Метод состоит в распознавании паттернов конфликта — привычных сценариев в паре («взаимное нападение», «нападение — избегание», «взаимное избегание»), обучении партнеров находить точку запуска сценария — и применять ряд техник, чтобы предотвращать эскалацию.

В то же время программы самопомощи не могут использоваться для лечения тяжелых форм расстройств и в серьезных кризисных ситуациях. Для решения таких проблем необходимо обратиться к врачу.

Создание продукта и завышенные ожидания

На первых порах команда собирала существующие инструменты психодиагностики в понятный сервис. Решение любой проблемы должно начинаться с правильного определения проблемы, и программисты предложили использовать для этого чат-ботов. Таким образом клиенты могли общаться с сервисом схожим образом, как они делают это с психотерапевтами. Выяснилось, что психологические чат-боты уже существуют, Ольге Троицкой идея также показалось интересной: это был интерактивный формат, который мог бы быть более массовым, чем онлайн-курс. Так к проекту присоединился дизайнер и команда занялась разработкой чат-бота.

Изначально планировалось сделать десять сессий для когнитивно-поведенческой терапии. Перед психологами стояла задача организовать их таким образом, чтобы клиент мог не просто выговориться, но и выполнить конкретную задачу. С помощью различных техник во время использования приложения клиент должен разобраться, откуда берутся эмоции, мысли и пр. Для этого Троицкая раз в неделю проводила встречи со специалистами, на которых они определяли сценарии разговоров и взаимодействия бота с пользователями.

Психологи разрабатывали материал, писали диалоги, после чего их перерабатывали таким образом, чтобы фразы оставались интересными и не фамильярными, сохраняя логику повествования. В программах iCognito используется разный стиль общения, в зависимости от целей. Так, например, со склонными к депрессии пользователями бот говорит так, чтобы они могли почувствовать заботу и любовь.

Созданного чат-бота тестировали на фокус-группах. Для этого проект собрал участников эксперимента. Их разделили на две группы: одна из них не делала ничего, другая — проходила разработанную Троицкой программу. По итогам эксперимента все его участники заполняли опросники. У контрольной группы не было изменений в психологическом состоянии, у экспериментальной — произошло значительное снижение показателей стресса и депрессии. Участники этой же группы сообщали, что стали менее конфликтны, более удовлетворены жизнью и оптимистичны. До конца эксперимента дошло 60 человек.

«Это и есть доказательная психотерапия, — комментирует Ольга Троицкая. — Программа основана на экспериментально доказанном эффекте решения проблемы в отношениях. Мы разместили ее в открытом доступе».

Проект стартовал в начале 2019 года в виде отдельного приложения «Отношения» в App Store и Play Market от разработчика iCognito. Это условно-бесплатная программа, предлагающая пользователям расширенный функционал за отдельную плату. Так, для российских устройств на iOS полный доступ к приложению стоит 499 руб. в месяц.

Пытаясь сделать качественный MVP, Троицкая долго оттягивала релиз. Однако после запуска в магазинах приложений никакой реакции не последовало. Несколько позднее пользователи все же начали скачивать приложение и оставлять негативные отзывы.

Вкладываться в рекламу дополнительно на начальном этапе Троицкая не стала, так как гипотеза продукта была не протестирована. Размещение в магазинах уже давало базовый трафик, на основе которого можно было изучать пользовательскую реакцию. Предпринимательница решила протестировать несколько гипотез.

Первая гипотеза

Что, если дело не в продукте, а в теме? Ольга Троицкая решила применить готовую технологию на других областях — стресса и депрессии. Выпуск второго приложения — «Анти-стресс» — также прошел незамеченным у пользователей. А вот третий продукт — «Анти-депрессия» — оказался вдруг очень востребованным, взлетел в поиске и до сих пор приносит наибольшее количество положительных отзывов. Именно «Анти-депрессия» стала флагманским приложением.

Вторая гипотеза

Работает ли продукт вообще в решении проблемы пользователей? Программы реально снимают боль — или представляют собой лишь очередной информационный ресурс? Чтобы найти ответ, в течение года Троицкая с коллегой из ВШЭ проводила серию научных исследований по всем программам. Каждое из них занимало до трех месяцев. Это показало, что у участников наблюдался значимый положительный сдвиг по основным параметрам, на которые программы были направлены.

Третья гипотеза.

Что, если проблема в пользовательском опыте? Что, если пользователь не может увидеть ценность продукта из-за неудобного интерфейса, навигации, дизайна, непонятной структуры занятий, размытого позиционирования? Ольга Троицкая стала перестраивать интерфейс, вкладываться в улучшение пользовательского опыта, внедрять технологии геймификации и повышения вовлеченности.

Органический рост и сегмент B2B

За два года iCognito создали три пилотных продукта. Все они реализуются в формате разговора с чат-ботом. Он проводит диагностику по клиническим тестам, ведет диалог по терапевтическим протоколам, приветствует и подбадривает пользователей. Исследования показывают, что при таком формате взаимодействия у пользователя возникает доверительное отношение к виртуальному персонажу-помощнику, что повышает результативность, считает Троицкая.

В 2020 году проект стал резидентом «Сколково», фонд выделил 3 млн руб. в качестве гранта, которые были направлены на продвижение продукта. Фонд содействия инновациям также предоставил iCognito грант, еще 3 млн руб. К началу прошлого года приложения скачали не более 1 тыс. раз, на текущий момент — более 200 тыс.

Изначально бизнес-модель была ориентирована на продажи конечным пользователям. Клиент может пройти базовую часть программы бесплатно, при желании — купить расширенные техники и консультации психотерапевтов, в мобильном приложении есть возможность также подключить чат с живым психологом.

За это время Ольга Троицкая поняла, что ее продукт будет актуальнее для сегмента B2B гораздо больше, чем для рынка B2C, как планировалось сначала. Бизнесу сложно развивать программы психологической поддержки самим, но он готов использовать сторонние продукты, чтобы сделать их частью соцпакета для своих сотрудников. Участие в программе для 400 своих служащих оплатил разработчик ПО СКБ «Контур», фонд «Здоровье.ру» использует сервис для работы с пациентами, которые лечатся от туберкулеза в больнице. Также в iCognito начали приходить рекламные агентства, чтобы продавать через приложения препараты для сна или женские товары. Корпорациям iCognito предлагает использование сервиса также по подписке — 800 руб. за три месяца на одного сотрудника.

К концу 2021 года суммарные инвестиции в проект составили примерно 12 млн руб., из них 6 млн руб. — собственные средства Троицкой.

Первые продажи и партнерства

В команде iCognito сейчас около 10 человек, из них половина — программисты, остальные — это дизайнер, маркетолог и психологи. Команда ICognito готовит серию публикаций в рецензируемые научные журналы, доказывающие эффективность их метода. В сентябре был опубликован первый препринт по программе их сервиса «Анти-депрессия». Исследование подтвердило, что через две недели пользователи приложения становятся менее тревожными, снижается уровень стресса, руминаций и проблем со сном.

Проект находится на стадии первых продаж, некоторые пилотные партнерства Ольга Троицкая запускает бесплатно. Говорить о стабильном доходе пока рано. Психологический чат-бот — продукт новый, спрос на него еще не сформирован, считает она. Пока же у многих людей понятие «программа психологической самопомощи» вызывает недоумение.

«Было бы проще взять уже готовую бизнес-модель в сфере ментального здоровья — например платформы, занимающейся мэтчингом специалистов и клиентов, — запустить посадочную страницу, аккаунт в инстаграм и начать работать с базой, — рассуждает Троицкая. — Но мне лично интереснее делать оригинальный продукт, технологию которого просто не скопировать».

По словам предпринимательницы, похожие приложения создают также в США, Великобритании, Австралии и Германии. В числе инвесторов — университеты, клиники и правительства. Статья Ольги Троицкой в соавторстве с коллегой из ВШЭ о результатах и эффективности программы «Отношения» была принята к публикации в ведущем американском научном журнале Family Process.

«Это говорит о том, что проводимые нами разработки актуальны не только для России, но находятся на переднем крае инноваций в области MedTech в мире», — говорит Троицкая.