Разобраться • 27 сентября 2023

Как вернуть 5 млн доначисленных таможенных платежей и выжить

Как вернуть 5 млн доначисленных таможенных платежей
и выжить

Текст: Наталья Калашникова

Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia


Любая компания, которая ввозит в Россию товары, комплектующие и оборудование из-за границы, может попасть в ситуацию, когда таможенные органы начисляют лишние платежи. Однако далеко не у каждого предпринимателя получается оспорить неправомерное решение госструктуры. Inc. на примере конкретного кейса разобрался, как можно действовать, чтобы вернуть переплаты.

Речь пойдет о предпринимателе, который столкнулся с ошибочным решением таможенников, стоившим ему 5 млн руб., и юристе, с чьей помощью деньги удалось вернуть.

Справка

  • Юрист: Екатерина Шестак, эксперт в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенного и налогового законодательства. Создатель и руководитель проекта «Спутник. Право и недвижимость»

  • Клиент: дистрибьютор электронно-бытовой техники ООО «Фортуна». Решение суда есть в открытом доступе, номер дела — А40-235646/2021.

Откуда берутся доначисленные платежи?

Есть всего несколько оснований, по которым таможенные органы могут доначислить платежи, налоги и сборы.

Риск переплаты возникает, если участник ВЭД:

  • неправильно подобрал код ТН ВЭД;
  • недостоверно задекларировал количество товара: например, по документам ввозил 100 наборов для садоводства, а в ходе осмотра транспортного средства выяснилось, что наборов 150;
  • неправомерно применил льготную ставку или не представил документы, подтверждающие возможность использования льготной ставки;
  • по мнению таможенных органов, применил неверный метод определения таможенной стоимости, таким образом, неправильно рассчитал таможенную стоимость товара.

Ошибка ценой 5 млн руб.

На протяжении трех лет ООО «Фортуна» ввозило в Россию электробытовую технику — электрочайники, блендеры, напольные весы, фены, и т. д. Это были различные товары по 28 декларациям, и по каждой из них таможенные органы корректировали таможенную стоимость в сторону увеличения, так как, по мнению структуры, импортер применил неверный метод ее определения. В результате переплата составила около 5 млн руб.

Таможенная стоимость — это стоимость товара, которая определяется для расчета таможенных платежей с последующей их уплатой в бюджет страны.

Законодательством предусмотрено шесть  методов определения таможенной стоимости. Для нашего случая важны первый метод (его применял предприниматель) и шестой метод (его применили таможенные органы при доначислении платежей), поэтому остановимся подробно именно на них.

  • По стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможенная стоимость формируется из суммы стоимости ввозимого товара и транспортировки, страхования и иных платежей, которые были совершены до пересечения границы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
  • По стоимости сделки с идентичными товарами. Используется в том случае, если нельзя определить стоимость непосредственно по цене сделки. То есть в основу определения таможенной стоимости ложатся не сведения из инвойса, а сведения о стоимости идентичных товаров, например стоимость идентичного электрочайника или планшета с одинаковыми параметрами.
  • По стоимости сделки с однородными товарами. Этот метод похож на предыдущий. Отличие в том, что за основу здесь берется не идентичный товар, который совпадает по всем параметрам, а однородный (не чайник определенной марки, а просто электрочайник).
  • Вычитание стоимости. За основу определения стоимости берется цена, по которой товары (ввозимые, идентичные, или однородные) были проданы наибольшей партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость: агентские, наценка, страхование, транспортировка, таможенная пошлина, налоги и т. п. Таким образом, таможенная пошлина начисляется на основу за вычетом расходов. Например, если наибольшей партией чайник продали за $5, а расходы составили $3, таможенная стоимость будет $2.
  • Сложение стоимости. За основу берется расчетная стоимость товара, которая состоит из расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство оцениваемых товаров; суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары; расходов по перевозке товаров до границы ЕАЭС; работ, связанных с погрузкой/разгрузкой товаров в рамках перевозки до границы ЕАСЭ, страхования груза.
  • Резервный метод. Используется, если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, не может быть определена по первым пяти методам и определяется на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза. Об этом говорят Правила применения резервного метода (метод шесть) при определении таможенной стоимости товаров (утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 138 (ред. от 14.01.2020) «О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров»).

Екатерина Шестак

Юрист

«Определение [шестого метода] расплывчатое и дает таможенным органам широкое поле для нарушений. На практике это происходит так: вы завезли, например, партию электрочайников по какой-то цене, задекларировали по первому методу (стоимость сделки с ввозимыми товарами), исходя из этой стоимости рассчитали и уплатили таможенные платежи, но таможенный орган по своему внутреннему убеждению решил, что электрочайник не может стоить столько, сколько вы указали, а должен стоить вдвое больше. Следовательно, таможенная стоимость должна рассчитываться, исходя из цены, назначенной таможенным органом, а не заявленной вами. Это может звучать абсурдно, но на самом деле таможня таким образом борется с ситуациями, когда компании искусственно занижают таможенную стоимость по документам, чтобы сэкономить на платежах. Но это был не наш случай».

Откуда же могут взяться нестыковки с ценами, вызывающие недоверие органов?

Подозрительные цены

Рассмотрим ситуацию на примере условного дистрибьютора, который отвечает за определенный регион — Восточную и Центральную Европу. Компания закупает в Китае чайники по $5 для всего региона своего присутствия — России, Беларуси, Польши, Венгрии, Казахстана, и т. д. Закупленный товар он грузит на судно и оформляет экспортную таможенную декларацию, например в Гонконге. В этой экспортной декларации указывается стоимость закупки — $5. Далее товар везут на дистрибуционный склад, например в Литву. Из Литвы дистрибьютор отгружает товар оптовикам, которые входят в его зону присутствия. Естественно, компания продает чайники не по цене китайского производителя, а со своей наценкой (например по $7,5).

Товар приезжает на российскую таможню, и в рамках таможенного контроля таможенники просят представить экспортную китайскую декларацию. Очевидно, что цена, прописанная в декларации, будет составлять $5, а не $7,5.

Таможенники могут сделать вывод, что им представили экспортную декларацию не по тому товару, документы недостоверные, и скорректировать таможенную стоимость исходя из своего собственного видения.

Для таких случаев необходимо заранее готовить пояснения, раскрывающие всю цепочку и показывающие, почему в экспортной декларации цена чайников одна, а в инвойсе другая.

Бизнесмен из нашего кейса, вледелец ООО «Фортуна», пытался сам взаимодействовать с таможенными органами, обжаловал их решения, но Московская областная таможня (МОТ) не отвечала на его обращения. Тогда он обратился за правовой поддержкой — попросил юриста Екатерину Шестак помочь ему вернуть излишне уплаченные таможенные платежи.

Что сделала Шестак

  • Провела анализ документов участника ВЭД и выявила потенциально слабые позиции. Например, продавец по контракту был из ОАЭ, отгрузка — из Китая, перегрузка — в Литве. Непрямые контракты и запутанные маршруты всегда вызывают подозрения таможенных органов.
  • Просчитала, как можно усилить позицию участника ВЭД. У производителя запросили расчет себестоимости продукции и прайс-лист, заверенный торгово-промышленной палатой (ТПП) страны-производителя. Понадобилось также перевести и легализовать все документы на иностранном языке. На каждую выявленную нестыковку были подготовлены информационные письма и документы, объясняющие их.
  • На основании имеющихся документов разработала правовую позицию и подготовила пакет документов в суд.

Было три пути

  • Обжаловать решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости. Плюсы — небольшой размер госпошлины при подаче заявления. Минусы — процесс фактического возврата средств после получения решения мог быть затянут.
  • Обратиться с имущественными требованиями. Минусы — высокий размер госпошлины (зависит от суммы, подлежащей возврату). Плюсы — минимальные риски отказа в рассмотрении дела.
  • Обратиться с заявлением о признании незаконным решения о доначислении платежей и о возврате излишне уплаченных денежных средств. Этот путь и выбрала Шестак. Госпошлина при этом составила 3 тыс. руб.

Правовая стратегия заключалась в следующем:

1.

Основой определения таможенной стоимости является метод один — цена сделки с товаром.

2.

Применять шестой метод, использованный таможенными органами при корректировке стоимости ввозимых товаров, в рассматриваемом случае можно только тогда, когда нельзя использовать первые пять.

3.

Определение таможенной стоимости не должно быть основано на произвольной или фиктивной стоимости товара, цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия с ней таможенного органа. Таможенный орган должен был представить доказательства, подтверждающие, что цена на ввозимый товар выше цены, заявленной декларантом.

4.

Таможенный орган должен был указать признаки недостоверного определения таможенной стоимости, найденные в ходе таможенного контроля.

5.

Выявление недостатков в оформлении представленных документов не является основанием для отказа в применении заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости.

Екатерина Шестак

Юрист

«Самое главное, на чем мы акцентировали внимание, — в решении таможня должна была указать признаки недостоверного определения таможенной стоимости и, что важно, представить доказательства, что цена на ввозимый товар выше стоимости, заявленной декларантом».

Подводные камни

При этом подводные камни процесса были связаны отнюдь не с тем, что таможенные органы не доказали занижение стоимости ввозимого товара.

Проблемы были следующие:

1. Московская областная таможня (МОТ) не отвечала на обращения клиента.

2. Представители Московской областной таможни (МОТ) не явились ни на одно заседание суда.

3. Судья Арбитражного суда г. Москвы не исследовала материалы дела и не дала оценку сути дела, а сосредоточилась на соблюдении административной процедуры, что сильно затянуло процесс.

Екатерина Шестак

Юрист

«У нас была одна проблема. Московская областная таможня (МОТ) не отвечала на обращения клиента. Они присылали уведомления, что рассмотрим, сообщим о результатах, но ничего не сообщали. Тогда я пошла на хитрость и отправила заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств в Центральное таможенное управление (ЦТУ), которое не является уполномоченным органом по возврату денежных средств, с целью, чтобы они переслали мое обращение в МОТ либо ответили отказом, посоветовав обратиться в уполномоченный таможенный орган — МОТ. Что они и сделали — отказали. Это и дало нам возможность пойти в суд и уже в суде привлечь МОТ в качестве соответчика».

Шаг вперед, два назад

1 шаг.

На первом заседании Арбитражного суда г. Москвы представители Центрального таможенного управления (ЦТУ) заявили, что ЦТУ не является уполномоченным органом по возврату денежных средств, поэтому судья привлекла МОТ в качестве соответчика. Именно этого и добивалась Шестак.

2 шаг, остановка.

На заседания суда представители МОТ не приходят, ЦТУ продолжает утверждать, что не является уполномоченным лицом по возврату денежных средств.

3 шаг, назад.

Судья Арбитражного суда г. Москвы выносит решение исключительно на основании ответа ЦТУ на обращение по возврату денежных средств, снова заявив, что ЦТУ не уполномочено возвращать денежные средства, административная процедура возврата нарушена, обращаться за возвратом нужно в МОТ, которая уже являлась соответчиком! Не изучая материалы дела и не вникая в его суть.

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет в связи с незаконными действиями (решениями) таможенного органа, не предполагает соблюдения административной процедуры возврата, установленной статьей 147 Федерального закона о Таможенном регулировании, что подтверждено как устоявшейся судебной практикой, так и п. 46. Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 2(2018), утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 14.11. 2018. Это также было проигнорировано судом.

4 шаг, назад.

Суд апелляционной инстанции также не стал разбираться в деле и поддержал позицию Арбитражного суда города Москвы.

5 шаг.

Однако суд кассационной инстанции пришел к выводу, что Арбитражный суд должен был всесторонне и объективно исследовать материалы дела, оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, дать оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости и принять законный и обоснованный судебный акт.

6 шаг, победа.

По результатам уже нового рассмотрения Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с Московской областной таможни не только излишне уплаченных 4 939 700 руб., но и почти 50 тыс. руб. в качестве процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных денежных средств.

Как вернуть переплаты: алгоритм

  • Таможенный орган может организовать таможенную проверку и просить представить письменные пояснения и дополнительные документы, подтверждающие правомерность использования первого метода определения таможенной стоимости, после подачи вами таможенной декларации. Эти пояснения и дополнительные документы по запросу таможенного органа необходимо подготовить и представить.
  • Если платежи вам все же доначислили, следует обжаловать решение таможенного поста в вышестоящий таможенный орган и получить решение вышестоящего таможенного органа.
  • Далее можно обжаловать действия таможенного органа в Арбитражном суде либо обратиться с исковым заявлением с имущественными требованиями в Арбитражный суд.

Пункты 1-2 можно сделать самостоятельно. Обращаться в Арбитражный суд может только лицо с высшим юридическим образованием, поэтому придется обратиться к специалисту.

Следует помнить, что по каждой декларации можно вернуть таможенные платежи, доначисленные в последние три года.

Можно обращаться в суд сразу, но если начисления незначительные, то иногда проще подкопить декларации за три года и подать сразу на возврат всех доначислений за этот период.

Как подготовить документы

В процессе подготовки документов для таможенного оформления любому предпринимателю придется столкнуться с бюрократией. Вот как следует действовать, чтобы облегчить этот процесс.

  • Готовьте пакет документов и объяснительных писем заранее. Например, если стоимость в экспортной декларации отличается от инвойсной в меньшую сторону, подготовьте объяснительное письмо, где эта разница объясняется тем, что покупателем по экспортной декларации является восточноевропейский дистрибьютор, у которого товар покупает российский оптовик, но уже с торговой наценкой.
  • Подготовьте и переведите все документы, которые подтвердят цену: прайс-лист производителя, заверенный ТПП Китая, информационное письмо о ценах на идентичные и однородные товары на российском рынке, расчет себестоимости товара, платежки, подтверждающие оплату товара и транспортные расходы, ведомость банковского контроля по контракту, страховку до пересечения таможенной границы ЕАЭС.
  • Учтите, у контрагентов компании отсутствует мотивация в подготовке дополнительных документов по требованию российских таможенных органов. Следовательно, чтобы не полагаться только на добрую волю партнеров, в договорах с контрагентами следует прописать обязательства по представлению документов, указать конкретный перечень таких документов, определить ответственность за непредставление.

Что еще следует сделать всем, кто ведет внешнеэкономическую деятельность и постоянно имеет дело с таможенными органами?

Стоит периодически проводить аудит внешнеэкономической деятельности компании, чтобы составлять документы с учетом изменений законодательства. И в компании должны быть разработаны четкие алгоритмы действий (регламенты) для предотвращения рисков корректировки таможенной стоимости и доначисления платежей.