Придумать • 26 апреля 2022
Из ресторана в международный стартап:
история основателя сервиса «Крути колеса»,
которым пользуются курьеры «Яндекс.Еды»
и «Вкусвилла»
Из ресторана в международный стартап: история основателя сервиса «Крути колеса», которым пользуются курьеры «Яндекс.Еды» и «Вкусвилла»
Текст: Екатерина Пацера
Фото: «Крути Колеса»
Российский предприниматель Алексей Миронов с 2009 года занимался разными бизнесами, от школы английского языка по скайпу до сети фаст-фудов и кофеен. Однако в 2019 году ему пришла идея создать проект «Мой Девайс», частью которого стал сервис аренды транспорта для курьеров, доставляющих еду, — «Крути Колеса». Уже на третий месяц после запуска выручка стартапа составила 1,5 млн руб. Сейчас месячная выручка проекта составляет более 20 млн руб. О том, как удалось стать востребованным в локдаун и развить работу в нескольких странах, он рассказал Inc. Russia.
После университета было очень кризисное время, работы не было, поэтому мне пришлось заняться бизнесом, чтобы хоть что-то заработать. В 2009 году я создал онлайн-школу английского языка: находил преподавателей в российских регионах, ученики же были в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Skyeng тогда еще не было, на всем рынке было всего несколько небольших конкурентов. Тогда я не стал масштабировать бизнес, потому что не считал его чем-то серьезным. У меня тогда еще не сформировалось стартаперское мышление и не хватало опыта в бизнесе.
Мне хотелось учиться в Москве, поэтому, когда появились первые деньги, я переехал в столицу и поступил в магистратуру ВШЭ. Позже я развивал бизнес в сфере общепита. Сначала — в родном городе Ижевске, а потом — в Москве. Открыл две сети кофеен — Coffee Moose и Jeffrey’s Coffee, — у которых сейчас уже более 100 локаций в стране. Вместе со своим партнером по бизнесу я основал сеть винных баров «Дело не в вине», ресторанов гавайской кухни «Мore poke» и сети фастфудов HotDogger.
Идея о создании сервиса аренды транспорта пришла мне во время походов по магазинам в поиске электросамоката. Я понимал, что это удобное средство передвижения по городу, но меня останавливала цена, так как девайс стоил 30–35 тыс. руб. Кроме того, я не понимал, буду ли им пользоваться и поместится ли он в багажнике автомобиля. Тогда и подумал, что было бы здорово взять электросамокат на два-три месяца, а если пойму, что мне он не нужен, — вернуть. Однако реализовалось это не сразу, я почти год ходил и обдумывал идею.
В декабре 2019 года я решил принять участие в Techstars Startup Weekend. Это мероприятие, похожее на хакатон, когда за выходные участникам надо собрать команду, представить какой-то проект, протестировать продажи и выступить перед жюри. Суть мероприятия заключалась в том, чтобы завлечь своей идеей других участников и собрать из них команду. Помнится, мне удалось собрать шесть человек единомышленников. Мы быстро распределили задачи, кто-то занялся анализом рынка, кто-то — созданием минимально жизнеспособного продукта, кто-то проводил custdev, я же готовил финальную презентацию и работал над финансовой моделью.
Наш проект с арендой электросамокатов занял первое место, и я подумал: почему бы не запустить настоящий стартап? Изначально мы создавали B2C-продукт и планировали, что нашей основной аудиторией будут городские жители — студенты и офисные сотрудники. Мы видели ряд минусов в поминутном кикшеринге и предлагали аренду на более длительные сроки.
Мы запустились в локдаун, в апреле 2020 года, когда городские жители, на которых мы рассчитывали, оказались заперты в квартирах. Зато у нас сразу же появился сегмент в виде курьеров, которые стали приходить к нам из-за повышенного спроса на услуги доставки.
Первоначально в сервисе можно было арендовать только самокат. Мы купили 100 электросамокатов, но договорились с оптовиком сразу же на дополнительные закупки по необходимости. Через пару недель работы сервиса мы закупили еще 100 электросамокатов, а в течении следующих двух месяцев — еще 400.
Сами доставочные компании, с которыми мы начинали работать, например «Яндекс.Еда», интересовались, когда мы начнем сдавать в аренду и другие средства индивидуальной мобильности. Понимая, что сегмент очень перспективный, мы выбрали дополнительно другие модели электросамокатов, а также механические и электрические велосипеды.
Мы запустились в локдаун и стали первопроходцами, так как на рынке были только маленькие компании, которые сдавали транспорт посуточно. Их цена за день была такая же, как мы предлагали за месяц. В итоге весь рынок стал снижать цены на аренду.
Со временем мы переименовали «Мой самокат» в «Мой девайс». Работая с курьерами, мы также запускали другие проекты, которые являлись частями зонтичного бренда «Мой девайс». Так появились «Мой тренажер» и «Моя консоль».
Из-за того что направление бизнеса, рассчитанное на курьеров, очень быстро росло, мы решили создать отдельный проект и назвали его «Крути Колеса».
Все остальные направления «Моего Девайса» также оказались востребованы: оказалось, в России довольно много людей, готовых арендовать по подписке самые разные вещи, если продукт правильно упакован и правильно рекламируется. Но в то же время мы были сильно расфокусированы на разные продукты, каждый из которых мог бы стать отдельным стартапом. Это мешало нам доводить сервисы до ума. Более того, было сложно объяснить потенциальным инвесторам, о чем наш продукт и кто наша аудитория. Мы не хотели превращаться в компанию, которая делает все и для всех, по крайней мере на этом этапе. Поэтому в начале 2021 года мы выбрали для себя B2B/B2B2C-сегмент доставки и фудтеха как приоритетное направление, на котором решили сфокусироваться.
На старте мы вложили 5-6 млн руб. и стали очень быстро расти, несмотря на локдаун. Уже на третий месяц выручка составила более 1,5 млн руб. Начинался бизнес с трех человек в команде, а теперь в Москве у нас более 100 человек сотрудников.
На запуск проекта у меня были деньги от предыдущих бизнесов. Моя жена, Ксения Прока, ушла с работы, чтобы заниматься проектом вместе со мной. Вскоре мы поняли, что нам нужен IT-специалист в команду, чтобы автоматизировать бизнес-процессы и настроить рекуррентные (автоматические ежемесячные) платежи. Первые месяцы ушли на то, чтобы создать IT- инфраструктуру, платежную систему и сайт. Работу над запуском проекта мы начали в феврале 2020 года, а в апреле уже готовы были запускаться. Тогда на фоне пандемии реклама очень подешевела, а конверсия выросла, что сыграло нам на руку. Услуга стала востребованной: спрос превышал предложение, поэтому мы сразу же подняли цены.
Чтобы получить транспорт, курьеру достаточно зайти на сайт или скачать мобильное приложение «Крути Колеса». Там он выбирает устройство, которое ему интересно, и оплачивает подписку через приложение, привязав банковскую карту. Затем он приходит в наш офис или заказывает доставку транспорта на дом. Например, курьер выбрал механический велосипед, подписка на который стоит, предположим, 3,5 тыс. руб. в месяц. Он может протестировать велосипед в офисе и тут же оформить подписку, составив акт приема-передачи. Как только ему надоело пользоваться велосипедом или транспорт больше не нужен, так как он сменил работу или вынужден уехать в родной город, он отменяет подписку и возвращает транспорт обратно.
Сейчас в Москве у нас есть главный офис рядом с метро Павелецкая, куда может прийти курьер и забрать технику. Также у нас есть пункты выдачи в офисах Delivery Club и «Яндекс.Еда».
Ответственность за технику несет курьер, однако, если что-то сломалось, мы чиним транспорт за свой счет — у нас для этого есть собственный сервис.
Сначала мы покупали транспорт на собственные средства, а постепенно стали брать в лизинг. Это позволяет нашему бизнесу быть не таким капиталоемким. Чтобы купить 100 электровелосипедов, надо потратить 5 млн руб., а чтобы взять через лизинговую компанию — 500 тыс. руб.
У нас есть разные форматы сотрудничества с клиентами. За подписку может платить доставочная компания, а могут сами курьеры. Большинство компаний, с которыми мы сотрудничаем, получают скидки для своих курьеров на оформление подписки взамен на распространение информации о нашем сервисе среди своих сотрудников. С кем-то работаем иначе, например, «Додо Пицца» арендует у нас транспорт и сама распределяет между своими работниками. Но с каждой компанией мы выстраиваем сотрудничество исходя из особенностей ее работы и бизнес-модели. Сегодня мы работаем с большинством крупных игроков доставки, среди них — «Самокат», «ВкусВилл», Ozon Express, «Яндекс.Еда», Delivery Club и даже банк «Тинькофф».
Мы приводим клиентов через социальные сети, контекстную рекламу и другие платформы. Доставочные компании делают рассылки своим курьерам, информируя их о том, что есть сервис, где можно взять транспорт в аренду со скидкой от места их работы.
Сейчас рекламные бюджеты перетекли в сторону контекстной рекламы «Яндекса», начинаем тестировать продвижение «ВКонтакте», но это не является для нас проблемой, так как спрос до сих пор превышает предложение. Сам факт передвижения нескольких тысяч велосипедов и электровелосипедов с нашим брендом по улице города — уже реклама.
В декабре 2021 года мы закрыли инвестиционный раунд на $1,9 млн. Часть этих денег мы решили вложить в запуск аналогичного сервиса в США. Когда мы объявили осенью 2021 года о выходе на американский рынок, наша компания уже оценивалась в $12,5 млн. В 2021 году мы выросли в выручке практически в девять раз. Средний темп роста составил около 22% в месяц. Мы решили, что пора выходить на внешние рынки, так как сегмент доставки растет во всем мире. Вначале мы рассматривали Великобританию и Германию, однако из-за ковидных ограничений туда было сложно попасть, и мы выбрали США, так как у нас были открытые визы. Кроме того, Нью-Йорк обладает большой плотностью населения и там очень много курьеров. Также у нас уже была американская компания, зарегистрированная в Делавэре, поэтому нам не надо было открывать новое юридическое лицо и заботиться о дополнительных расходах.
За весь 2021 год выручка стартапа составила 120 млн руб. Сейчас же наша выручка — более 20 млн руб. в месяц. В феврале 2022 года мы выросли на 15% в месяц по выручке в России. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, спрос на услуги продолжает расти. Сейчас арендой транспорта пользуются курьеры в Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Недавно запустился сервис в Екатеринбурге. Постепенно мы планируем выйти во все города-миллионники. Сейчас у «Крути Колеса» больше 4 тыс. устройств в аренде во всех городах присутствия в России.
За первый месяц работы в США выручка составила $16 тыс., было привлечено 80 пользователей. Уже в марте выручка увеличилась до $34 тыс., а число пользователей составило более 200 человек. В основном это курьеры DoorDash и Uber Eats. Теперь мы планируем открыть еще несколько локаций, например в Бруклине, где проживает много наших текущих пользователей. Также в течение года планируем запуститься в Филадельфии и в Чикаго.