Придумать • 26 апреля 2022

Из ресторана в международный стартап:

история основателя сервиса «Крути колеса»,

которым пользуются курьеры «Яндекс.Еды»

и «Вкусвилла»

Из ресторана в международный стартап: история основателя сервиса «Крути колеса», которым пользуются курьеры «Яндекс.Еды» и «Вкусвилла»

Текст: Екатерина Пацера

Фото: «Крути Колеса»


Российский предприниматель Алексей Миронов с 2009 года занимался разными бизнесами, от школы английского языка по скайпу до сети фаст-фудов и кофеен. Однако в 2019 году ему пришла идея создать проект «Мой Девайс», частью которого стал сервис аренды транспорта для курьеров, доставляющих еду, «Крути Колеса». Уже на третий месяц после запуска выручка стартапа составила 1,5 млн руб. Сейчас месячная выручка проекта составляет более 20 млн руб. О том, как удалось стать востребованным в локдаун и развить работу в нескольких странах, он рассказал Inc. Russia.

После университета было очень кризисное время, работы не было, поэтому мне пришлось заняться бизнесом, чтобы хоть что-то заработать. В 2009 году я создал онлайн-школу английского языка: находил преподавателей в российских регионах, ученики же были в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Skyeng тогда еще не было, на всем рынке было всего несколько небольших конкурентов. Тогда я не стал масштабировать бизнес, потому что не считал его чем-то серьезным. У меня тогда еще не сформировалось стартаперское мышление и не хватало опыта в бизнесе.

Мне хотелось учиться в Москве, поэтому, когда появились первые деньги, я переехал в столицу и поступил в магистратуру ВШЭ. Позже я развивал бизнес в сфере общепита. Сначала — в родном городе Ижевске, а потом — в Москве. Открыл две сети кофеен — Coffee Moose и Jeffrey’s Coffee, — у которых сейчас уже более 100 локаций в стране. Вместе со своим партнером по бизнесу я основал сеть винных баров «Дело не в вине», ресторанов гавайской кухни «Мore poke» и сети фастфудов HotDogger.

Идея о создании сервиса аренды транспорта пришла мне во время походов по магазинам в поиске электросамоката. Я понимал, что это удобное средство передвижения по городу, но меня останавливала цена, так как девайс стоил 30–35 тыс. руб. Кроме того, я не понимал, буду ли им пользоваться и поместится ли он в багажнике автомобиля. Тогда и подумал, что было бы здорово взять электросамокат на два-три месяца, а если пойму, что мне он не нужен, — вернуть. Однако реализовалось это не сразу, я почти год ходил и обдумывал идею.

В декабре 2019 года я решил принять участие в Techstars Startup Weekend. Это мероприятие, похожее на хакатон, когда за выходные участникам надо собрать команду, представить какой-то проект, протестировать продажи и выступить перед жюри. Суть мероприятия заключалась в том, чтобы завлечь своей идеей других участников и собрать из них команду. Помнится, мне удалось собрать шесть человек единомышленников. Мы быстро распределили задачи, кто-то занялся анализом рынка, кто-то — созданием минимально жизнеспособного продукта, кто-то проводил custdev, я же готовил финальную презентацию и работал над финансовой моделью.

Наш проект с арендой электросамокатов занял первое место, и я подумал: почему бы не запустить настоящий стартап? Изначально мы создавали B2C-продукт и планировали, что нашей основной аудиторией будут городские жители — студенты и офисные сотрудники. Мы видели ряд минусов в поминутном кикшеринге и предлагали аренду на более длительные сроки.

Мы запустились в локдаун, в апреле 2020 года, когда городские жители, на которых мы рассчитывали, оказались заперты в квартирах. Зато у нас сразу же появился сегмент в виде курьеров, которые стали приходить к нам из-за повышенного спроса на услуги доставки.

Первоначально в сервисе можно было арендовать только самокат. Мы купили 100 электросамокатов, но договорились с оптовиком сразу же на дополнительные закупки по необходимости. Через пару недель работы сервиса мы закупили еще 100 электросамокатов, а в течении следующих двух месяцев — еще 400.

Сами доставочные компании, с которыми мы начинали работать, например «Яндекс.Еда», интересовались, когда мы начнем сдавать в аренду и другие средства индивидуальной мобильности. Понимая, что сегмент очень перспективный, мы выбрали дополнительно другие модели электросамокатов, а также механические и электрические велосипеды.

Мы запустились в локдаун и стали первопроходцами, так как на рынке были только маленькие компании, которые сдавали транспорт посуточно. Их цена за день была такая же, как мы предлагали за месяц. В итоге весь рынок стал снижать цены на аренду.

Со временем мы переименовали «Мой самокат» в «Мой девайс». Работая с курьерами, мы также запускали другие проекты, которые являлись частями зонтичного бренда «Мой девайс». Так появились «Мой тренажер» и «Моя консоль».

Из-за того что направление бизнеса, рассчитанное на курьеров, очень быстро росло, мы решили создать отдельный проект и назвали его «Крути Колеса».

Все остальные направления «Моего Девайса» также оказались востребованы: оказалось, в России довольно много людей, готовых арендовать по подписке самые разные вещи, если продукт правильно упакован и правильно рекламируется. Но в то же время мы были сильно расфокусированы на разные продукты, каждый из которых мог бы стать отдельным стартапом. Это мешало нам доводить сервисы до ума. Более того, было сложно объяснить потенциальным инвесторам, о чем наш продукт и кто наша аудитория. Мы не хотели превращаться в компанию, которая делает все и для всех, по крайней мере на этом этапе. Поэтому в начале 2021 года мы выбрали для себя B2B/B2B2C-сегмент доставки и фудтеха как приоритетное направление, на котором решили сфокусироваться.

На старте мы вложили 5-6 млн руб. и стали очень быстро расти, несмотря на локдаун. Уже на третий месяц выручка составила более 1,5 млн руб. Начинался бизнес с трех человек в команде, а теперь в Москве у нас более 100 человек сотрудников.

На запуск проекта у меня были деньги от предыдущих бизнесов. Моя жена, Ксения Прока, ушла с работы, чтобы заниматься проектом вместе со мной. Вскоре мы поняли, что нам нужен IT-специалист в команду, чтобы автоматизировать бизнес-процессы и настроить рекуррентные (автоматические ежемесячные) платежи. Первые месяцы ушли на то, чтобы создать IT- инфраструктуру, платежную систему и сайт. Работу над запуском проекта мы начали в феврале 2020 года, а в апреле уже готовы были запускаться. Тогда на фоне пандемии реклама очень подешевела, а конверсия выросла, что сыграло нам на руку. Услуга стала востребованной: спрос превышал предложение, поэтому мы сразу же подняли цены.

Чтобы получить транспорт, курьеру достаточно зайти на сайт или скачать мобильное приложение «Крути Колеса». Там он выбирает устройство, которое ему интересно, и оплачивает подписку через приложение, привязав банковскую карту. Затем он приходит в наш офис или заказывает доставку транспорта на дом. Например, курьер выбрал механический велосипед, подписка на который стоит, предположим, 3,5 тыс. руб. в месяц. Он может протестировать велосипед в офисе и тут же оформить подписку, составив акт приема-передачи. Как только ему надоело пользоваться велосипедом или транспорт больше не нужен, так как он сменил работу или вынужден уехать в родной город, он отменяет подписку и возвращает транспорт обратно.

Сейчас в Москве у нас есть главный офис рядом с метро Павелецкая, куда может прийти курьер и забрать технику. Также у нас есть пункты выдачи в офисах Delivery Club и «Яндекс.Еда».

Ответственность за технику несет курьер, однако, если что-то сломалось, мы чиним транспорт за свой счет — у нас для этого есть собственный сервис.

Сначала мы покупали транспорт на собственные средства, а постепенно стали брать в лизинг. Это позволяет нашему бизнесу быть не таким капиталоемким. Чтобы купить 100 электровелосипедов, надо потратить 5 млн руб., а чтобы взять через лизинговую компанию — 500 тыс. руб.

У нас есть разные форматы сотрудничества с клиентами. За подписку может платить доставочная компания, а могут сами курьеры. Большинство компаний, с которыми мы сотрудничаем, получают скидки для своих курьеров на оформление подписки взамен на распространение информации о нашем сервисе среди своих сотрудников. С кем-то работаем иначе, например, «Додо Пицца» арендует у нас транспорт и сама распределяет между своими работниками. Но с каждой компанией мы выстраиваем сотрудничество исходя из особенностей ее работы и бизнес-модели. Сегодня мы работаем с большинством крупных игроков доставки, среди них — «Самокат», «ВкусВилл», Ozon Express, «Яндекс.Еда», Delivery Club и даже банк «Тинькофф».

Мы приводим клиентов через социальные сети, контекстную рекламу и другие платформы. Доставочные компании делают рассылки своим курьерам, информируя их о том, что есть сервис, где можно взять транспорт в аренду со скидкой от места их работы.

Сейчас рекламные бюджеты перетекли в сторону контекстной рекламы «Яндекса», начинаем тестировать продвижение «ВКонтакте», но это не является для нас проблемой, так как спрос до сих пор превышает предложение. Сам факт передвижения нескольких тысяч велосипедов и электровелосипедов с нашим брендом по улице города — уже реклама.

В декабре 2021 года мы закрыли инвестиционный раунд на $1,9 млн. Часть этих денег мы решили вложить в запуск аналогичного сервиса в США. Когда мы объявили осенью 2021 года о выходе на американский рынок, наша компания уже оценивалась в $12,5 млн. В 2021 году мы выросли в выручке практически в девять раз. Средний темп роста составил около 22% в месяц. Мы решили, что пора выходить на внешние рынки, так как сегмент доставки растет во всем мире. Вначале мы рассматривали Великобританию и Германию, однако из-за ковидных ограничений туда было сложно попасть, и мы выбрали США, так как у нас были открытые визы. Кроме того, Нью-Йорк обладает большой плотностью населения и там очень много курьеров. Также у нас уже была американская компания, зарегистрированная в Делавэре, поэтому нам не надо было открывать новое юридическое лицо и заботиться о дополнительных расходах.

За весь 2021 год выручка стартапа составила 120 млн руб. Сейчас же наша выручка — более 20 млн руб. в месяц. В феврале 2022 года мы выросли на 15% в месяц по выручке в России. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, спрос на услуги продолжает расти. Сейчас арендой транспорта пользуются курьеры в Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Недавно запустился сервис в Екатеринбурге. Постепенно мы планируем выйти во все города-миллионники. Сейчас у «Крути Колеса» больше 4 тыс. устройств в аренде во всех городах присутствия в России.

За первый месяц работы в США выручка составила $16 тыс., было привлечено 80 пользователей. Уже в марте выручка увеличилась до $34 тыс., а число пользователей составило более 200 человек. В основном это курьеры DoorDash и Uber Eats. Теперь мы планируем открыть еще несколько локаций, например в Бруклине, где проживает много наших текущих пользователей. Также в течение года планируем запуститься в Филадельфии и в Чикаго.