Придумать • 19 января 2021
«mmhmm нарушает все правила». Как из шутки и скуки родился новый стартап Фила Либина с миллионными инвестициями
«mmhmm нарушает все правила». Как из шутки и скуки родился новый стартап Фила Либина с миллионными инвестициями
Текст: Дарья Кушнир
Фото: Дарья Малышева для Inc.
В окне Zoom появляется основатель Evernote Фил Либин. Вместо стены позади него плывут мультяшные облака — это любимый фон Либина в mmhmm, его новом сервисе для создания видеопрезентаций. Приложение также позволяет показывать слайды, регулировать их размер и перемещать своё изображение на экране. На время выступления доступ к сервису можно дать любому человеку, чтобы он, например, помогал менять слайды и вести презентацию. После миллиардного бизнеса Evernote и его безусловного успеха mmhmm кажется шуточным проектом. И это отчасти правда. Либин рассказал Inc., как шутка превратилась в бизнес с $36 млн инвестиций, какие ошибки Evernote он больше не повторит и почему считает, что встречи по видео могут быть лучше личных.
Фил Либин родился в Ленинграде в 1972 году и переехал с родителями в США в 1979. До сервиса для создания и хранения заметок Evernote он успел основать две компании: Engine 5 разрабатывала софт, а CoreStreet — систему идентификации пользователей для контроля доступа к охраняемым объектам. В 2007 году Либин по приглашению основателя Evernote Степана Пачикова стал СЕО компании. В 2012 году после очередного раунда финансирования оценка стартапа превысила $1 млрд и он стал «единорогом». Через три года Либин ушёл с должности гендиректора Evernote, а ещё через два — создал и возглавил стартап-студию All Turtles, которая финансирует проекты в области искусственного интеллекта. В мае 2020 года Либин основал новый сервис для создания видеопрезентаций mmhmm.
«У нас было странное настроение»
— Мы говорим по Zoom, как это вынуждены делать миллионы людей по всему миру. Ты уже столкнулся с усталостью от видеоконференций?
— Да, точно. Мы начали работать над новым продуктом в мае, после нескольких месяцев скучного и утомительного локдауна. Это было больше чем просто усталость, поэтому важно сделать видеовстречи снова интересными.
— Речь идёт о mmhmm — почему у него такое странное название?
— Не знаю, у нас было странное настроение. Мы перебирали множество вариантов, но приклеился именно этот. Вообще у нас есть целая философия нейминга, это довольно длительный процесс. Есть очень хороший документ — The Igor Naming Guide. Его написало и опубликовало в открытом доступе американское нейминг-агентство Igor. Я никак с ним не связан, но мне нравится его подход к неймингу. На нём основан процесс придумывания имён в All Turtles. mmhmm нарушает все правила, которых мы обычно придерживаемся, но мне оно нравится. Я хотел название, которое легко сказать случайно, но если захочешь произнести его специально, то надо сделать небольшую паузу и подумать, как же это сделать. Каждый раз это похоже на небольшой перфоманс. mmhmm помогает выступать на видео, а для начала придётся немного выступить, чтобы произнести его название. Довольно круто.
— Продукт с таким названием сложно кому-то рекомендовать. Придётся диктовать по буквам, иначе вариантов интерпретации много. Ты думал, что это препятствие для привлечения пользователей?
— Всегда есть плюсы и минусы. Я думаю, да, в некотором плане это сложное название, но вообще много сложных вещей. Через время, если ты преодолеваешь сложности, они становятся силой. Сейчас я доволен тем, как всё вышло. Ну да, это неконвенциональное название.
— Это правда неконвенционально для стартапа — в некотором роде усложнять жизнь пользователю. Ты хочешь этим задать тренд или это какая-то шутка?
— Продукт и компания начались с шутки. Нам хотелось сделать нашу жизнь на видео хотя бы чуточку менее грустной и скучной, немного посмеяться.
— Evernote по сравнению с этим кажется очень серьёзной компанией — у тебя сразу были на неё большие планы. Есть у них с mmhmm что-то общее?
— На самом деле у них много общего. Evernote была моей третьей компанией, первые две создавали продукты для банков, магазинов, поэтому всегда приходилось думать о том, чего хотят потребители и рынок. В Evernote мы решили, что устали думать о желаниях других людей и хотим делать всё для себя. Вначале мы в прямом смысле делали Evernote для нас самих, это позволяло создавать продукт очень быстро.
Нужно много итераций, чтобы сделать что-то хорошее. Когда ты создаёшь продукт для внешних клиентов, то каждая занимает месяцы или даже годы. Когда ты делаешь для себя — можно улучшать продукт каждые 20 минут.
После Evernote многие вещи, над которыми я работал, были для других людей. А так как mmhmm начался с шутки, это снова проект для себя. И это хороший подход для настоящих времён. К счастью, есть несколько миллиардов людей, которым близки наши желания и проблемы.
«Быть харизматичным на камеру — не то же самое, что и в жизни»
— Получается, что для тебя как для бизнесмена локдаун был не только грустным, но и ресурсным временем?
— В марте мы уже перешли в виртуальный мир, первые пару недель было довольно страшно, но интересно, — всё было ново, мы пытались понять, как не дать умереть нашим продуктам и бизнесам. Но к маю новизна закончилась.
Мы были очень заняты работой. Такая смесь занятости и скуки, даже тоски. Многие люди, включая меня, стали неэффективными на видеовстречах. Созвоны перестали выполнять свою функцию. Ещё до начала пандемии большинство профессионалов умели быть харизматичными.
Что бы ты ни делал, если ты скучно взаимодействуешь с людьми, то не сможешь добиться успеха. Учителя, продавцы, менеджеры — все мы знали, как удерживать внимание слушателей, увлекать их. Когда всё перешло в видеоформат, никто не понимал, как это делать.
Быть харизматичным на камеру — не то же самое, что и в жизни. Но есть целая индустрия людей, которые умеют быть харизматичными, когда их снимают, — актёры, музыканты, спортсмены. Мы подумали: что такого знают люди из индустрии развлечений, чего не знаем мы? Как мы можем передать их суперсилы остальным без команды видеопродакшена и редакторов?
— И что вы придумали?
— Новый «словарь», новые инструменты для использования в видео. Например, в mmhmm вы можете установить фон, «комнату», в которой находитесь. Вместо того чтобы просить людей переключать внимание с вас на презентацию, вы можете показывать её и находится с ней в одном окне. Указывать на пункты и картинки, менять слайды, уменьшать и увеличивать себя на экране, перемещаться по нему. Вы можете делать это сразу с несколькими людьми, всё автоматически синхронизируется. То есть это новые инструменты, которые превращают Zoom-презентацию в забавное видео, в ТВ-шоу.
Я иногда веду занятия по предпринимательству. Когда я начинал преподавать на видео, это было не так круто, как в реальной жизни. Но сейчас это даже лучше. Потому что, преподавая в реальности, я не могу делать все эти штуки.
«Мы не делаем что-то бессмысленное и не добавляем скучные нужные функции»
— Как вышло, что mmhmm из шутки превратился в стартап с инвестициями Sequoia?
— Уже через 1—2 недели с момента, когда мы начали играться с mmhmm, мы поняли, что это довольно круто. Я показал продукт паре инвесторов, включая Роэлофа Бота из Sequoia. Фонд был одним из наших главных инвесторов в Evernote, мы уже давно работаем с Роэлофом.
Реакция каждого инвестора была примерно одинаковой — им не нужно было представлять, кто же это купит, какой рынок, — они сами сразу хотели использовать mmhmm для общения в компании, семье, с друзьями. Это, кстати, тоже роднит mmhmm с Evernote. Инвесторы нечасто с таким сталкиваются. Плюс сработал удачный тайминг — у нас был первый питч за 2—3 месяца, который заставил их улыбнуться.
Всего за пару дней мы подняли раунд, в том числе в нас вложились люди из Голливуда, а потом мы собрали большой раунд А. Всего мы получили около $36 млн. Теперь нужно досоздавать, дорабатывать продукт.
— Ты думаешь, что миру нужно больше стартапов и продуктов, вызывающих улыбку? Это станет трендом?
— У нас в mmhmm есть сильная дизайн-философия, которую мы назвали fuseful — смесь fun и useful (забавного и полезного). Кстати, как переводится fun на русский?
— Весёлый, забавный.
— Весёлый — нет. Может, забавный. Я много об этом размышлял, не думаю, что слова на русском хорошо передают весь смысл.
В нашей концепции и фан, и польза важны одинаково. Всё, что мы делаем, должно содержать эти компоненты. Полезное меняет мир, а фан заставляет людей хотеть это использовать и осваивать.
В нашей концепции и фан, и польза важны одинаково. Всё, что мы делаем, должно содержать эти компоненты. Полезное меняет мир, а фан заставляет людей хотеть это использовать и осваивать.
Причём не надо специально учиться, чтобы освоить это, всё происходит само, как когда ты играешь в игру. Мы не делаем что-то просто бессмысленное, и мы не добавляем скучные нужные функции. Это наш фильтр.
«Replika — хороший пример компании, с которой мы хотим работать»
— В студии All Turtles у вас такой же фильтр?
— Не у всего там есть фан. В All Turtles мы работаем только над продуктами, которые решают реальные проблемы способами, невозможными ещё года два назад. У нас должно быть какое-то преимущество, связанное с развитием технологий или общества, которое прямо сейчас впервые делает что-то реализуемым. В All Turtles девять проектов с разными фаундерами, командами и бизнес-моделями, всех объединяет этот критерий. Поэтому у нас есть проекты, направленные на будущее здоровья и будущее работы.
— Один из проектов студии — стартап Евгении Куйды и Филиппа Дудчука Replika. Почему вы считаете, что conversational AI нужен и полезен?
— Я давно знаю Женю. Мы уже хотели работать с Replika, когда только начинали All Turtles. Я считаю их [Евгению и Филиппа] одними из лучших продуктовых мыслителей из всех, кого я встречал.
Большой инсайт Жени заключался в том, что все разговоры можно поделить на две категории: те, за которые мы готовы заплатить, чтобы они были, и те, за которые мы готовы заплатить, чтобы их не было. Все взаимодействия с ИИ обычно относились ко второй группе — общение с ботами в банке, в налоговой. А они [Евгения и Филипп] сделали ИИ-друга, с которым можно было говорить на эмоционально важные темы и он не пытался умничать. С ним легко обсуждать такие темы, потому что это не человек, он тебя не осудит. Через несколько лет стартап пережил пивот, теперь общение с ИИ-другом больше похоже на терапию. Сейчас Replika используют люди, столкнувшиеся с одиночеством, с депрессией, им в пандемию особенно нужна поддержка.
Это крутой продукт. Я рад, что через несколько лет они [Евгения и Филипп] поняли, чем должен заниматься ИИ-друг, и остановились на эмоциональной поддержке. Replika — хороший пример компании, с которой мы хотим работать.
«Создание продукта для себя не только суперсила, но и источник проблем»
— Вернёмся к mmhmm и Evernote — чем опыт развития этих двух компаний для тебя отличался?
— Мы сделали много вещей в Evernote, которыми я горжусь, много учились на своих ошибках. Одна из моих главных ошибок, которую я сделал в Evernote, — несколько лет особо не думал, как люди будут совместно его использовать. В самом начале это был продукт для одного человека, что обеспечило ранний успех, но и стало препятствием для работы в командах, в компаниях. Так что с первого дня мы решили, что mmhmm будут использовать для взаимодействия с другими людьми. Это главное отличие в философии.
Кстати, создание продукта для себя не только суперсила, но и источник проблем. В Evernote мы поняли это только через пару лет. Сейчас мы знаем об этих проблемах и можем быстрее с ними справиться. В Evernote у нас были офисы, все собирались в одну большую комнату, а mmhmm растёт в эпоху коронавируса — я нанял 20 людей, которых никогда не видел! Это интересно, посмотрим, что изменится в следующем году.
— А о каких проблемах ты говоришь?
— Когда создаёшь для себя, очень сложно привлекать новых людей. Команда состоит из опытных пользователей, и большой риск — начать делать только то, чего они хотят. Это замедляет рост. Поэтому сейчас мы больше занимается исследованиями интересов пользователей и разработкой для них. И мы более осознанно подходим к команде. В Evernote мы нанимали моих друзей и друзей Степана.
Первые несколько лет мы работали гомогенной командой, где каждый был старым русским чуваком. Это не лучший вариант, если хочешь создать продукт для всех людей в мире. Сейчас мы больше внимания уделяем разнообразию. Платим рекрутёрам, которые ищут сотрудников с разным бэкграундом по всему миру.
— То есть ты не рекомендуешь работать с друзьями?
— Да нет, рекомендую. Просто вам нужно быть готовыми их потерять (смеётся).
— Как друзей или как коллег?
— Оба варианта. Я точно не рекомендую работать с членами семьи, их терять тяжелее. С друзьями — ОК. Просто важно быстро начать двигаться дальше. Ещё здесь всё зависит от того, что вы пытаетесь делать. Если IT-продукты для всего мира, то это сложная задача, когда над ней работает узкая группа людей.
Единственный способ преуспеть — добиться разнообразия в команде, тогда у сотрудников будут разные идеи. Единственный способ это сделать — потратить деньги, заплатить рекрутёрам. Здесь нет другого трюка. Это бизнес, и деньги — единственный инструмент. Кстати, пандемия — отличное время этим заняться.
Быть глобальной компанией сложно, но это суперсила. Не могу представить, что когда-нибудь ещё напишу в вакансии: «Ищем инженера по машинному обучению в Сан-Франциско». Никогда! Только «в любой части мира». Это преимущество стоит всех связанных с ним проблем и затрат.
«Видео делает то же, что когда-то сделал интернет, — меняет ткань реальности»
— У вас и раньше были офисы в разных странах мира. Пандемия подтолкнула пойти дальше?
— Да, у нас и раньше были офисы в Сан-Франциско, Париже и Токио. Но сейчас-то никаких офисов, мы полностью глобальны.
Человеческому мозгу свойственен negativity bias (негативное смещение, предвзятая негативность) — нам проще думать о негативных вещах, чем о позитивных, и проще их запоминать. Особенно русским!
Человеческому мозгу свойственен negativity bias (негативное смещение, предвзятая негативность) — нам проще думать о негативных вещах, чем о позитивных, и проще их запоминать. Особенно русским!
В группе и в обществе ты выглядишь умнее, когда критикуешь, а не когда восхищаешься. Поэтому чем больше людей принимают решение, тем больше вероятность, что оно будет консервативным, потому что каждый указывает на проблемы, в итоге всё очень пессимистично.
С этим нужно прицельно бороться, заставляя всех иногда смотреть только на позитивные стороны. «Сегодня нам нельзя обсуждать минусы и риски, говорим только о плюсах и лучших вариантах исхода». Это же относится к философии дизайна продукта и компании. Так сложно вести бизнес в пандемию! Сразу начинаешь думать о проблемах: так сложно работать командой вне офиса, так сложно нанимать людей, которых ты не встречал.
Думать, как сделать плохое не таким плохим, не очень-то полезно. Лучше фокусироваться на том, как улучшить хорошее. Одна из таких вещей — наём людей со всего мира. Эту философию мы называем IRL+ — лучше, чем в реальной жизни. Люди начали делать что-то, потому что пришлось, но продолжили, потому что это оказалось лучше, потому что они сами так захотели.
— Ты правда сам веришь, что видеоконференции могут быть лучше, чем личные встречи? И с коллегами, и с друзьями?
— Да, несомненно. Вещи должны быть лучше не во всех измерениях сразу, а хотя бы в некоторых. Речь не о замене. Когда у нас будут вакцины, часть встреч останется в видео, часть — вернётся в реальную жизнь. Мы получим лучшее от каждого варианта.
Наша идея не в том, чтобы сделать виртуальные встречи почти такими же классными, как реальные, а в том, чтобы сделать их лучше, пусть даже в мелочах. Если я сижу на встрече и хочу выразить согласие со спикером, то показываю палец вверх. Вот как это выглядит (показывает палец вверх, жест на экране дублирует большой эмодзи). Это круто, это фан. А ещё это удобно, потому что мой жест теперь виден даже в маленьком окошке Zoom.
В следующем году я попытаюсь повторить это на людях, а эмодзи не будет. Это мелочь, но она заставит меня скучать по видеозвонкам.
Если видеоконференции на 90% хуже реальных встреч, а на 10% лучше, то мы должны фокусироваться на 10%. Они со временем превратятся в 20%, потом в 30%, и в какой-то момент нам не нужно будет выбирать между видео и реальной встречей, у нас будет гибрид — лучшее от каждого варианта.
Видео с нами навсегда, но не как замена, а как дополнение, расширяющее возможности. Видео делает то же, что когда-то сделал интернет, — меняет ткань реальности.