Придумать • 14 декабря 2021
От клона Amazon Go до «ВкусВилла»:
краткая история уральского стартапа Paycon
От клона Amazon Go до «ВкусВилла»: краткая история уральского стартапа Paycon
Текст: Татьяна Акиншина
Изображения: Paycon
Уральский проект Paycon, который разрабатывает решения для «ВкусВилла», привлек $155 тыс. от Angelsdeck и заем в 10 млн руб. от Корпорации МСП, по итогам раунда компания получила оценку в $3,3 млн. О том, как стартап прошел путь от попытки запуска магазина без кассиров до создания «умных» корзин для дарксторов Inc. Russia рассказал один из фаундеров Игорь Ушаков.
Первый стартап я запустил в 14 лет. Чинил компьютеры. А в 17 — совместно с приятелем Брониславом Коряковским открыли студию звукозаписи — проект, в котором мы оказались монополистами в нашем городке. Мы тогда поняли, что наши услуги пользуются огромным спросом. После мы продали студию нашим знакомым и разъехались учиться по другим городам. С Ильей Колмогорцевым познакомились уже студентами. Я тогда учился на экономическом факультете, и у меня появилась бизнес-идея, которую мы с ним попробовали реализовать, — запустили студию разработки и продвижения сайтов. Тогда опыта для успешного проекта было недостаточно, но с Колмогорцевым мы работаем вместе по сей день.
Мы хотели сделать «умные» магазины без кассиров, как у AmazonGo, то есть более приемлемый по цене российский аналог. Для этого мы позвали в команду технического директора Ростислава Косивца. Так появился Paycon. Первый вариант продукта представлял собой робот-корзину, которая сама определяла, какие продукты в нее положил покупатель, суммировала их стоимость и отправляла данные в систему, которая, в свою очередь, списывала деньги с банковской карты покупателя, когда тот покидал магазин. Однако из-за пандемии продукт пришлось видоизменить и переориентировать его на доставку: из-за ковида люди стали меньше ходить в магазины и ценность «умных» корзин оказалась не такой высокой, как в допандемийное время.
В 2020 году Paycon предложил идею роботизированной корзины X5 Group. В компании стартапу предложили сделать прототип для сети «Пятерочка» за свой счет. От такого предложения предприниматели отказались. «На акселераторе нас учили: „Если за вашу идею никто не готов платить — значит, в этом нет ценности“, — объясняет Ушаков.
Мы видели, как продавцы в магазинах бегают с листочком и чеком, и их основная задача — собрать заказ быстро. И подумали, а почему бы не внедрить такую же «умную» технологию, но для сборщика? На базе созданных технологий мы разработали решение по оптимизации быстрой сборки заказов для дарксторов. Главная задача технологии Paycon Fulfilment System в дарксторах — ускорить время сборки заказа. Для этого сборщик берет девайс, на экране нажимает на кнопку «взять заказ». Далее система выдает ему список заказов и сверху вниз показывает, какие товары ему нужно собрать и в какой части даркстора они находятся. Затем сборщик перемещается по залу и собирает все товары друг за другом. В конце он подтверждает готовность заказа и система списывает продукты из наличия. Таким образом технология сокращает время сборки на 90% и снижает вероятность ошибки сотрудников с 6% до 0,4%. Сегодня наша система помогает ежедневно собирать 50–70 тыс. заказов.
Сегодня наш основной партнер — «Вкусвилл». Paycon работает более чем с 90 дарксторами в 17 городах России. На текущий момент мы продали 1,4 тыс. девайсов, но в планах — запуск технологии в нескольких крупных российских ретейлах.
Еще год назад наша зарплата составляла 15 тыс. руб. Сейчас в компании Paycon, помимо четырех фаундеров, работают 25 человек. У нас получилось на Урале собрать сильную команду, которая и психологически, и физически смогла пройти начальный сложный этап. Одним из первых, кто оказал нам финансовую поддержку, — $45 тыс. — стал дочерний фонд «Тилтеха» Startup Lab, однако концепцией и презентацией продукта мы всегда занимались сами. В 2020 году выручка компании составила 17 млн руб. В 2021-м — уже 72 млн руб.
В июле у нас появился сотрудник в США, который постоянно находится там и фактически взаимодействует с нашими партнерами. На декабрь уже есть заказчик, который попросил привезти оборудование в Нью-Йорк. Мы предварительно об этом договорились и сейчас согласовываем даты, поэтому, кажется, первый запуск в США произойдет буквально в следующие несколько недель. Также нас интересует и европейское направление. Мы работаем сейчас на несколько стран: Германию и Швецию. Также рассматриваем и Англию, но она пока под вопросом.
Мы думали заказывать производство в Китае или Тайване, но осознанно приняли решение, что будем делать это в России, даже несмотря на то что какая-то часть комплектующих сегодня отсутствует.
Сейчас производство девайсов Paycon сосредоточено в Екатеринбурге и релоцировать его за рубеж мы не планируем хотя бы ради экономии времени: выпуск в Китае одной версии устройств займет около шести месяцев, что крайне неэффективно, при том что за год в России компания выпускает четыре разные модели.