Придумать • 21 января 2022

Из подрядчиков в стартап: история

маркетингового сервиса Popmechanic

Из подрядчиков в стартап: история маркетингового сервиса Popmechanic

Текст: Ольга Пекишева

Фото: Popmechanic


Popmechanic — сервис, который позволяет запустить на любом сайте рекламные попапы и виджеты без привлечения разработчиков. Глеб Ковалев, один из создателей проекта, рассказывает, что идея стартапа пришла ему в голову в результате ошибки, которую он допустил, выполняя один из заказов на разработку, задолго до основания компании. В январе 2022 года Mindbox выкупил 100% сервиса при оценке 105 млн руб. Как идея стартапа превратилась в бизнес стоимостью 105 млн. руб., Inc. Russia рассказали фаундеры проекта.

В 2014 году Глеб Ковалев вместе со своим одноклассником был субподрядчиком по разработке решения для колл-центра сети «Техносила». Оно должно было помочь систематизировать входящие данные и, как дополнение, собирать контакты клиентов ретейлера. По ошибке Ковалев и его одноклассник включили окошки сбора контактов раньше обозначенного срока, из-за чего у «Техносилы» произошел конфликт с основным подрядчиком. Тогда же разработчики поняли, что их механика сбора контактов хорошо работает и что это может стать отдельным продуктом.

С этой разработкой Глеб Ковалев и его бывший одноклассник пришли в бизнес-инкубатор МГУ и получили первые инвестиции на развитие — $32 тыс. Проект работал в течение года. В то время к нему присоединился второй основатель Popmechanic — Капитон Смирнов, которого взяли на должность младшего маркетолога. Через год деньги на развитие закончились и проект был остановлен. Ковалев устроился на работу в «Яндекс», Смирнов стал работать над разными проектами на фрилансе.

Спустя год фаундеры познакомились с основателем американского Food Rocket и маркетингового агентства Out of Cloud Виталием Александровым. Тот предложил им продавать их сервис сбора контактов клиентам его агентства. Для этого они вместе создали компанию и дали название продукту — Popmechanic. Денег проект почти не приносил, первые полгода Глеб Ковалев и Капитон Смирнов работали без зарплаты, а затем стали получать скромные доходы — примерно по 17–20 тыс. руб. в месяц. Виталий был против привлечения инвестиций в проект, «потому что это расслабляет», и поэтому стартап развивался медленно.


Popmechanic в цифрах:

Выручка 2020 года — 19 млн руб.

Выручка 2021 года — 35 млн руб.

Команда: 13 человек

Клиенты: 280 проектов

Более 15 тыс. регистраций в сервисе

Оценка: 105 млн руб.

Источник: данные компании



Popmechanic в цифрах:

Источник: данные компании


19 млн

руб. — выручка в 2020 году


35 млн

руб. — выручка в 2021 году


13

человек в команде


280

проектов


> 15 тыс.

регистраций в сервисе


105 млн

руб. — оценка

«Я каждый день просыпался и думал — зачем я бросил работу в „Яндексе“?» — вспоминает Ковалев, который ради стартапа уволился с высокооплачиваемой позиции front-end разработчика.

Так как бизнес не развивался, Ковалев и Смирнов предложили Александрову расстаться, разделив компанию. Тогда они оценили ее в 1 млн руб. и выкупили долю Александрова примерно за 300 тыс. руб. Через четыре года стоимость компании приблизилась к $1,5 млн — по такой оценке ее приобрела платформа автоматизации маркетинга Mindbox в январе 2022 года.

Все начало меняться в 2018 году, когда сервисом Popmechanic заинтересовалась компания Unisender. Дмитрий Соловьев, совладелец компании, стал инвестором стартапа, и компания Unisender встроила сервис Popmechanic в свою платформу. Основатели проекта начали получать прибыль от клиентов, среди которых были Cosmopolitan, World Class и Askona. Тогда они смогли нанять свой первый штат разработчиков. После поглощения команда почти в полном составе переходит в Mindbox.

В том же году Popmechanic стал коммерческим партнером Mindbox по схеме работы, схожей с Out of Cloud, — клиентам платформы стали предлагать сервис сбора контактов, прибыль делилась между двумя компаниями. Сервис оказался настолько востребованным, что в 2019 году Александр Горник, генеральный директор Mindbox, предложил всей команде Popmechanic переехать в его офис с совместной оплатой аренды, чтобы дальше развивать продукт.

«У нас было много общих клиентов — не менее 10%. Все понимали, что у нас крутой product-market fit. Наш сервис позволяет быстро встроить pop-up в любой сайт, без привлечения разработки. Клиент выбирает подходящий шаблон всплывающего окна и подключает передачу контактов в нужный сервис — все из личного кабинета. Так сбор лидов становится в разы проще», — комментирует Капитон Смирнов.

Монетизируется сервис через подписку, ее цена зависит от трафика сайта. Когда Popmechanic переехал в офис Mindbox, количество клиентов стало быстро расти.

«Я просто вгрызся в их клиентскую базу, и при любом вопросе по продукту к команде Mindbox я мог дойти до нужного человека и сразу получить все ответы. В январе 2019 года у нас было 17 совместных клиентов, а в январе 2020-го — уже 57. Какое-то время мы были самым быстрорастущим модулем в Mindbox», — констатирует Смирнов.

В 2019 году Mindbox купил 10% компании и интегрировал сервис в свой интерфейс. В сентябре 2020 года Popmechanic вышел в прибыль. Летом 2021 года Александр Горник предложил Ковалеву и Смирнову выкупить 100% их сервиса и перейти со всей командой в штат Mindbox.

Оценка проекта прошла по выручке — в 2021 году она составила 35 млн руб., объясняет Капитон Смирнов: «Нам „дали три икса“, заплатив деньгами и акциями компании». Так как Mindbox планирует в 2028 году выйти на IPO, фаундеры Popmechanic заинтересованы вкладываться в ее развитие в стремлении, чтобы компания вышла на биржу по запланированной оценке.