Проект Михаила Свердлова ухаживает за 1500 могилами ежегодно — услугу родственники усопших заказывают на сайте. Помыть ограду, полить цветы и убрать мусор стоит 2 900 рублей, покрасить ограду — 3 300. Из локального нижегородского сервиса Pomnim.pro за 10 лет вырос в проект, который работает на 147 кладбищах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и еще 60 городов в 5 странах — республиках бывшего СССР. Сервис прошел акселератор ФРИИ, растет без рекламы и приносит с каждого заказа маржу 65–70%. Впрочем, почти вся она уходит на расширение базы захоронений и благотворительный уход за брошенными могилами.
Свердлов работает директором по IT и технологиям города Иннополис и преподает в Университете Иннополис, а Pomnim.pro называет вечерним проектом и занимается им в свободное время. Улучшает сайт, планирует развитие и время от времени принимает звонки клиентов — несмотря на то, что функции колл-центра (а еще юридической службы и бухгалтерии) отданы на аутсорс.
Основная масса работников сервиса — уборщики могил, которых нанимают по договору подряда: разово под конкретный заказ. Допустим, человек заказал убрать могилу в городе N. Менеджер Pomnim.pro размещает задание на внутренней бирже сервиса, а потенциальные исполнители на нее откликаются: называют срок выполнения работы и сумму, которую хотят получить. Менеджер выбирает исполнителя, контролирует его работу по WhatsApp или Telegram, а когда всё готово — отправляет клиенту отчет: фото и текст, рекомендации по дальнейшему благоустройству. В Москве на сервис регулярно работают более 100 исполнителей, в Петербурге — 30, в каждом из других городов — не больше 10. Почти всех их нашли по объявлениям в социальных сетях, на досках объявлений и сервисах типа YouDo. Этот способ Pomnim.pro использует до сих пор, когда действующие исполнители не справляются с объемом заказов или сервис начинает работать в новом городе.
— Те, кто работает в Москве или Санкт-Петербурге хотя бы 4 дня в неделю по 5 часов, зарабатывают от 30 000 рублей в месяц, — говорит Свердлов. — В других городах такое пока невозможно: гонорары исполнителей за каждую уборку примерно те же, но заказов поступает гораздо меньше.
Офис Pomnim.pro находится в Москве, там работают трое: менеджер по приему заказов, руководитель по развитию партнерских программ (к этим программам мы еще вернемся), а также партнер Свердлова и гендиректор проекта Алексей Володеев.
Он познакомился со Свердловым в 2014 году, а до этого в одиночку занимался похожим на Pomnim.pro проектом — Rip24. Ради участия в акселераторе ФРИИ и привлечения инвестиций молодые люди объединили усилия и с тех пор работают вместе. Фонд в 2015 году вложил в проект 1,4 млн рублей взамен на долю 7%. Спустя год в Pomnim.pro инвестировали двое бизнес-ангелов — Тимур Родионов и Сергей Востриков. Их деньги были вложены в расширение каталога захоронений: сегодня в нем содержатся данные о точных местах упокоения более 1,9 млн человек. Родионов уверен в успешности бизнеса, несмотря на то, что сервис пока не вышел в плюс. «У этого бизнеса есть сезонность: активность людей зимой падает. Я надеюсь, что весной проект станет прибыльным. Долю Сергея я выкуплю, так как изначально была такая договоренность. Сейчас моя доля в компании 42%», — говорит инвестор. Доля самого Свердлова в проекте — 32%.
Расширение и рост Pomnim.pro прямо зависит от каталога захоронений. Да и вообще весь проект по первоначальной задумке и есть бесплатная онлайн-база об усопших с возможностью поиска могил. Аналогичной общегосударственной базы данных в России нет: информация хранится в бумажных книгах регистрации захоронений, многие из которых утеряны. Поэтому наряду с обычными людьми поиском по Pomnim.pro пользуются сотрудники кладбищ, ритуальных служб и люди, занимающиеся генеалогией.
Летом 2007 года Свердлов, тогда студент нижегородского Политеха, поехал в Крым в составе археологической экспедиции. На полуострове Михаил помогал историкам каталогизировать надгробия XII–XV веков, заносил в таблицу имена усопших и фотографировал могилы.
Осенью того же года бабушка попросила Михаила о помощи: она решила привести в порядок места захоронения дальних родственников, но часть могил не нашла. Не нашел их и Свердлов, хотя честно старался: исследовал нижегородские кладбища вместе с бабушкой, говорил со смотрителями, изучал записи учетных книг. Вероятно, разыскиваемые могилы заросли и покрылись мусором.
Тогда Свердлов вспомнил крымский опыт и решил помогать тем, кто хочет самостоятельно ухаживать за могилами родных, но не знает, где они похоронены. Начал с кладбища «Марьина роща»: взял фотоаппарат, GPS-навигатор, блокнот и сделал снимки каждого надгробия, параллельно записывая координаты могил, имена и даты жизни усопших, создавая при этом карту кладбища. Из полученного материала Свердлов сформировал базу данных и выложил на сайт, в разработку которого вложил свои 20 000 рублей. За первые полгода онлайн-каталог с 7 500 нижегородскими захоронениями посетили 10 000 уникальных пользователей — успех для сайта, который даже не раскручивали.
Сергей Мохов
главный редактор журнала «Археология русской смерти»:
В США кладбища находятся в собственности частных компаний и обслуживаются частными операторами. У операторов есть сайт, где можно заказать уборку и уход. В России такая услуга пока не имеет широкого спроса. Есть муниципальные службы, которые должны заниматься уходом за кладбищами в больших городах за счет бюджета. Как правило, на это нет средств, как нет и первичной инвентаризации.
Чтобы охватить максимальное количество кладбищ, нужны были деньги, и Михаил решил добавить в сервис платную услугу. Первое, что приходило на ум, — проведение траурных церемоний, изготовление памятников и возложение цветов. Этим успешно занимаются ритуальные агентства, рассуждал Свердлов. Но чего они действительно не умеют, так это продавать услугу одним и тем же людям регулярно. Так Михаил придумал ухаживать за могилами — и попал в точку: 90% клиентов (а это 3 000 человек) Pomnim.pro — постоянные и пользуются платными услугами сервиса раз в 1–3 года. По расчетам предпринимателя, каждые 10 лет один такой заказчик приносит сервису минимум 50 000 рублей выручки.
Свердлов признается, что заказать уход за могилой можно и на самом кладбище, но для этого туда придется ехать: сначала — чтобы обо всем договориться, а затем — принять работу. Pomnim.pro делает все без личного участия заказчика, а отчет отправляет по e-mail.Скоро проконтролировать работу сервиса клиенты смогут в личном кабинете.
— Когда я всё это начинал, думал, что основными клиентами будут те, кто переехал за границу или на другой конец страны, — рассказывает Свердлов. — Однако таких заказчиков только треть, остальные живут в том же городе, где похоронены их предки. Мы работаем в деликатном направлении, поэтому конфликтов обычно не возникает. Откровенно недовольным нашей работой остался лишь один человек, и тот потом передумал. Он просил перекрасить ограду 5 раз, а затем даже пригласил меня на кладбище (я пришел) и пытался продемонстрировать, что может покрасить лучше. Не смог — и продолжает пользоваться нашими услугами.
В 2008 году Михаил пошел на Москву: каталогизировал 20 000 захоронений Востряковского кладбища и за первую неделю получил 10 заказов. В Нижнем Новгороде столько едва набиралось за целый месяц. Вдохновленный успехом, Свердлов впервые нанял фотографов-фрилансеров.
Сегодня в разных городах для сервиса снимают 80 человек. Больше всего фотографов в Москве: к 2020 году Pomnim.pro хочет занести в базу могилы всех кладбищ столицы и области — 60% заказов сервис выполняет в этом регионе (следом с большим отрывом идут Питер и Киев). В Москве уже каталогизированы Востряковское, Люблинское, Кузьминское, Перловское, Перепеченское и часть Ваганковского и Новодевичьего кладбища, на очереди — все остальные: сперва охватят те, что в пределах МКАД. Свердлов также ведет переговоры с правительством Москвы о том, чтобы сделать Pomnim.pro официальными оператором кладбищ города в части поиска и ухода за захоронениями. Это позволит интегрироваться с Госуслугами и дать доступ к сервису не только онлайн.
На содержание офиса, оплату услуг аутсорсинга и работу исполнителей Pomnim.pro тратит 20–25% выручки. 30% сервис расходует на уход за брошенными могилами — наряду с бесплатной базой данных о местах захоронений это благотворительная составляющая проекта. Остальное идет на пополнение каталога и выплату дивидендов. Затрат на расходники практически нет: стоимость краски включена в цену работ.
На рекламу Pomnim.pro не тратится и развивается органически: благодаря бесплатным публикациям в интернете вроде этой и сарафанному радио. Но запустить рекламу сервис всё-таки планирует — чтобы увеличить количество заказов и привить людям культуру ритуального ухода за местами захоронений и объяснить, что делать это можно не выходя из дома.
Где и как рекламироваться — отдельная головная боль. Контекст, например, не работает: тематических запросов мало, к тому же, по ним поисковики и так выдают Pomnim.pro в первых строках. Купонаторы отказывают в сотрудничестве — Свердлов пытался договориться с пятью самыми популярными, но они говорят, что это не их профиль. Пока выручает партнерская сеть, за развитие которой в сервисе отвечает штатный сотрудник. Работает она так: сайты (в основном региональные медиа) размещают у себя страницу с формой заказа услуг ухода за могилами Pomnim.pro. За каждый принесенный заказ сервис переводит партнеру от 10 до 20% от суммы чека.
Конкурентов у Pomnim.pro, по словам Михаила, нет. Существуют лишь нишевые сервисы, которые занимаются определенными видами захоронений, например, только военными. Вероятно, ситуация изменится с принятием поправок в Закон о погребении и похоронном деле; правительство задумывается о создании всероссийского государственного электронного реестра захоронений, разговоры об этом идут уже несколько лет. Некоторые регионы, не дожидаясь нововведений, создают собственные реестры, а Pomnim.pro продает им свои услуги. По этой схеме сервис уже каталогизировал кладбища Казани и Саратова.